ЦЕЛИ:
- Приобщать детей к традиционному народному песенному творчеству.
- Прививать любовь к истокам музыкальной культуры.
ЗАДАЧИ:
- Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа.
- Развивать вокально-хоровые навыки в народной манере.
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.
- Познакомить с русской народной песней – шуточной, хороводной.
Ход занятия
Дети входят хороводным шагом под русскую народную мелодию “Русский хоровод”.
Русь деревянная – края дороги
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют – жилище родные,
Раздольные русские песни поют.Добрый день, гости дорогие
Званые и желанные.
Добро пожаловать к нам на занятие.Ставим ручки на бочок
Да подышим “в поясок”
Спинку выпрямляем,
Плечо не напрягаем.
(Музыкальный руководитель раздает наглядный материал).
Птичек в ручки вы берите,
Полетать им помогите.
(Детям напоминают о необходимости брать вдох в “поясок” и дуть на птичку, чтобы она “летала”).
Музыкальный руководитель:
Снова ручки на бочок
Да подышим в “Поясок”.
Слова в нашей поговорочке,
Словно бусы на веревочке,
Вы слова произносите,
Да веревочки не рвите.
Рыл колодец,
Рыл колодец да Иванушка
Рыл колодец, рыл колодец
Да Иванович.
Брала воду, брала воду
Да и Марьюшка,
Брала воду, брала воду
Свет Васильевна.
Музыкальный руководитель (объясняет, что сначала скороговорка произносится отчетливо, на распев, медленно, а затем, ускоряя, предлагает произнести скороговорку с прохлопыванием ритмического рисунка).
Музыкальный руководитель:
Как у нас в садочке
Яблоки поспели.
Набежала ребятня,
Яблочки поели.
Музыкальный руководитель предлагает детям проговорить фразу на нефиксированной высоте в волевом утвердительном посыле с различными образными задачами: “капризничать”, “вредничать”, “хвастаться”, “задаваться”.
Музыкальный руководитель: “Я ела яблоко”.
Во долине – луговине
Детушки ходили,
О долине – луговине
Песни заводили.
“Долина”. (Слышится шум за дверью).
Музыкальный руководитель:
Что за шум, да что за гам?
Кто шумит за дверью там?
Я пойду, да погляжу
Вам ребята расскажу.
(Входят скоморохи).
Музыкальный руководитель:
Вы ребята кто такие?
Почему шумите тут?
Скоморохи:
Я – Демьян, а я – Вавило (вместе)
Так обычно нас зовут!
Демьян:
Шли мы лесом – перелеском
По хозяйственным делам.
Вавило:
Но услышав вашу песню
Заглянули в гости к вам.
Демьян:
Быстро садик ваш нашли
А вместе с нами к вам пришли
Вавило:
Писаны красавицы
Что по всюду славятся.
Демьян:
Все нам очень нравится!
Вы хотите их увидеть?
Дети:
Да!
Вавило:
Эй, девицы! Заходите!
Заходите вы рядком
Да садитесь-ка ладком!
Вавило:
Пора, брат Демьян,
Землю пахать, рожь засевать!
Демьян:
Эх, Вавило – простота!
Купил лошадь без хвоста!
Вавило:
А Демьян-то волокита!
Купил лошадь без копыта!
Демьян:
У Вавилы-то гнедая,
У Демьяна вороная,
У Вавилы-то не едет,
У Демьяна не везет!
Вавило:
Эх, бросим-ка брат Демьян,
С тобой это ремесло!
Демьян:
Давай-ка лучше, брат Вавило,
Деньги ковать!
Вавило:
Вот Вавило стал ковать,
А Демьян-то поддувать!
Демьян:
У Вавилы-то не дует,
У Демьяна не кует!
Музыкальный руководитель:
Эх, Демьян да Вавило
Сидели бы дома,
Строгали бы стружки
Ребячьи игрушки.
Демьян:
Эх, бросим-ка, Вавило,
С тобой это ремесло.
Вавило:
А давай-ка, брат Демьян,
По селеньям ходить
Да народ веселить! (Кланяются)
Музыкальный руководитель:
Вот спасибо, скоморохи, ахи да охи!
Вот дали так дали.
“Вот дали” (дети исполняют шуточную песню и оркестровывают ее).
Музыкальный руководитель:
Детки маленькие,
Да удаленькие.
Они пели, припевали
И немножко устали.
Скоморохи:
Наши красные девицы
Тоже петь-то мастерицы.
“Пчелочка златая” (взрослые исполняют шуточную песню).
Музыкальный руководитель:
Ваши девки хороши,
Ну, а наши лучше.
Как пойдут они плясать
Глаз от них не оторвать.
“В роще” танец исполняет группа девочек.
Скоморохи:
Раступись-ка народ,
Стенка на стенку идет.
Каждый пляшет и поет
Затевает хоровод.
“Как по морю” группа взрослых исполняет протяжную песню.
“На горе-горе” группа детей исполняет хороводную песню.
Скоморохи:
Демьян: Мне понравились девчата.
Вавило: Ну, а мне, больше ребята.
Демьян: Девицы – то краше.
Вавило: А ребята – веселей!
Музыкальный руководитель:
Братцы, перестаньте спорить,
Начинай игру скорей!
“Веселей-ка бей ногами”
Скоморохи:
Вавило:
Делу время – потехе час.
Демьян: Попрощаемся сейчас.
Вместе: Наше Вам нижайшее почтение.
Музыкальный руководитель: Благодарим за посещение!
(Группа взрослых уходит, исполняет 1 куплет песни “Будьте здоровы, живите богато”).
Музыкальный руководитель:
Вслед за нашими гостями
В группу вам пора идти.
До свидания, ребята,
Вам счастливого пути.Давайте будем петь и веселиться
И вместе с песнею трудиться,
И вместе с ней детей растить,
И вместе с русской песней жить!