Тема урока: "Получение кислорода". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели урока:

  • Познакомиться со способами получения кислорода.
  • Научиться опытным путем получать О2 из перманганата калия.
  • Приобрести новые умения пользоваться лабораторным оборудованием.
  • Научиться делать выводы по проделанной работе.
  • Познакомить с новым понятием “катализатор”.

Задачи урока:

  • Знать способы получения кислорода.
  • Уметь получать кислород из КМnО4 (перманганата калия) методом вытеснения воды.

Оборудование:

  1. ЛОС – кислород
  2. Химические приборы и реактивы: лоток, спиртовка, КМnО4 ,спички, лучина, штатив, пробирка с газоотводной трубкой, ванночка с водой, чистая пробирка, стеклянная пластинка.
  3. На столах: тетради для самостоятельных работ и тестов, карточки “Результаты урока”
  4. Плакат с рисунками получения кислорода.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Повторение темы “Кислород и его применение” - блиц – опрос (5 мин)
  3. Изучение нового материала – способы получения О2 (7 мин)
  4. Практическая работа – получение О2 из КМnО4 методом вытеснения воды (15 мин.)
  5. Вывод о проделанной практической работе – итог эксперимента (5 мин.)
  6. Закрепление “Составь слово” (5 мин.)
  7. Итог урока (3 мин).
  8. Домашнее задание(3 мин).

Оформление доски.

  1. Тема:
  2. Задача:
  3. Блиц – опрос:
  4. ЛОС “Кислород”.

    Способы получения:

    1)
    2)
    3)
    4)
    5)
    6)

  1. Практическая работа “Получение О2” .Ход работы.
  2. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Ребята, сегодня мы продолжим изучение темы “Кислород”. Для начала мы повторим тему пройденного урока “Кислород и его применение”. Затем приступим к изучению новой темы “Получение кислорода”. Сегодня вы экспериментально должны получить кислород как простое вещество в чистом виде, и доказать, что это О2.

II. Блиц – опрос. (Учителем читается вопрос - учащиеся пишут ответ. Один ученик работает у доски [внутренняя доска]).

1) Какой химический элемент является самым распространенным в природе?

2) Кто впервые предположил, что атмосферный воздух состоит из двух видов воздуха “огненного и “испорченного”?

3) Как называлась теория о составе воздуха до открытия кислорода?

4) Кто впервые изучил свойства кислорода и дал ему название как химическому элементу?

5) Чему равна относительная атомная масса кислорода?

6) Чему равна относительная молекулярная масса кислорода?

7) Чему равна валентность кислорода?

8) За счет какого процесса регулируется круговорот кислорода в природе?

9) В 1 м3 воздуха содержится 20 мл кислорода. В какой роли здесь выступает кислород: химический элемент или простое вещество?

10) В составе молекулы воды содержится 89% кислорода. В какой роли здесь выступает кислород: химический элемент или простое вещество?

11) Как называется кислород из трех атомов кислорода?

Учащиеся меняются тетрадями. Учитель зачитывает ответ. Ответы на доске и в тетрадях проверяются. Результаты заносятся в карточку “Результаты урока”.

    1. Кислород
    2. Карл Шееле
    3. Флогистонская
    4. Антуан Лавуазье
    5. 16
    6. 32
    7. II
    8. фотосинтез
    9. простое вещество
    10. химическое вещество
    11. озон

III. После общего знакомства с кислородом мы сегодня должны узнать, как можно получить кислород. Мы говорим, как широко применяется кислород в промышленности, медицине и других сферах. И для такого использования необходимо и его производство. В нашей стране и во многих других странах существует целая отрасль промышленности, занятая производством кислорода из воздуха. Сегодня мы рассмотрим лабораторные способы получения кислорода. И одному из способов попробуем научиться сами. Сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему урока “Получение кислорода”

Получение в лаборатории – при разложении некоторых сложных кислородосодержащих веществ(в тетрадях записываются химические реакции)

IV. Обратите внимание на последнюю химическую реакцию. Вот именно ее мы сейчас осуществим на практике. Но сначала выясним, как собрать О2, ведь это газ. Посмотрите внимательно на плакат. На нем показано устройство для собирания О2 методом вытеснения воды. У вас на столах стоят точно такие же приборы. Для начала разберем это устройство: газоотводная трубка прикрепляется плотно пробкой к пробирке с перманганатом калия (марганцовка). Эта пробирка прикрепляется к штативу. Газоотводная трубка опущена в ванночку с водой и подведена к отверстию пробирки. Эту пробирку с водой сначала закрываем стеклом и опускаем в ванночку, стекло убираем и подводим газоотводную трубку (делают два ученика). Теперь начинаем нагревать пробирку с КМnО4. Из газоотводной трубки идут пузырьки – это О2, он впитывает воду и заполняет пробирку. После того, как пробирка заполнится, под водой ее закрывают и вынимают пробирку из воды. Другой ученик зажигает спиртовку, поджигает лучину, тушит, делает тлеющей. Опускает ее в пробирку с О2. Лучина ярко вспыхивает и загорается. Это доказывает, что в пробирке находится О2.

Теперь отложим приборы и опишем эту практическую работу по вопросам (Приложение №2)

V. Кислород можно получить из КМnО4 путем реакции разложения методом вытеснения воды. Доказать О2 можно тлеющей лучиной, опустив ее в О2, она тут же вспыхивает , так как О2 поддерживает процесс горениям (вывод делают ученики).

Итак, мы получили О2 и доказали это. На следующем уроке мы будем получать О2 и проводить реакции горения с различными веществами.

Работа по рисунку.

В каком из приборов можно получить и собрать кислород (пояснить каждый вариант)?

VI. Закрепление: “Составь слово”. На столе лежат задания – 11 вопросов. У полученных ответов необходимо взять только первую букву и вписать в отдельный столбик, напротив вопроса. В итоге, сложив полученные буквы, вы узнаете слово, обозначающее вещества, ускоряющие химические реакции.

    Вопрос

    Первая буква слова ответа

    1 Химический элемент, имеющий относительную массу 16?(Кислород)

    К

    2 Назовите имя Лавуазье? (Антуан)

    А

    3 Какой физический параметр необходим для разложения КМnО4? (Температура)

    Т

    4 Как называются частицы, образующие молекулу кислорода? (Атомы)

    А

    5 Где можно получить кислород, кроме промышленности? (Лаборатория)

    Л

    6 Как называется газ, не поддерживающий горения, по теории Флогистона? (Испорченный)

    И

    7 Какое физическое свойство имеет озон, но это же свойство не имеет кислород? (Запах)

    З

    8 Какого газа больше в атмосфере, чем кислород? (Азот)

    А

    9 Какую лучину используют для определения кислорода? (Тлеющую)

    Т

    10 Как на латинском языке называется кислород? (Оксигениум)

    О

    11 Какой тип реакции необходим для получения кислорода из бертолетовой соли, перманганата калия и др.? (Разложение)

    Р

Итак, получилось слово “катализатор”. Это новое понятие вы должны запомнить.

Катализаторы - это вещества, ускоряющие химические реакции, но сами при этом они не расходуются. Они играют большую роль в химической промышленности в качестве ускорителей химических процессов.

VII. Итог урока: Мы сегодня научились получать О2 в лабораторных условиях реакцией разложения КМnО4 методом вытеснения воды и доказали наличие О2 тлеющей лучиной. Узнали новое химическое понятие катализатор – важный компонент для ускорения химических реакций.

VIII. Оценки за урок. Поставить в карточку “Результаты урока” (Приложение №1) баллы и сдать учителю.

IX. Домашнее задание.