Цели:
- повторить, обобщить и систематизировать материал, создать условия контроля усвоения знаний и умений;
- развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала;
- воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога.
Форма проведения: учебная игра в группах
Оборудование: задачник “Алгебра, 7 класс” (4-е издание) А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская; рабочие тетради; плакат-чертежи к Лот № 4, гонг, карточки с номерами команд, математическое лото (для каждой группы), маркерные табло, карточка “Основные результаты”, таблица для подведения итогов.
Оформление доски:
- тема “Линейные уравнения с двумя переменными и их графики”
- порядок проведения аукциона;
- дополнительные вопросы (по 1 баллу);
- задания к Лот № 1;
- таблица для подведения итогов;
- ход выполнения задания к Лот № 3 (внутренняя “скрытая” доска);
- чертежи к Лот № 4 – плакат (крепится на внутренней “скрытой” доске).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (3 мин.)
Аукцион – слово латинское, оно означает – распродажа за большую цену.
Правила проведения игры:
- Класс делится группы (на усмотрение учителя или по желанию ребят).
- На продажу выставляются “предметы”,в виде математических заданий. Указывается стартовая цена.
- По звуку гонга начинается аукцион, а так же сообщается о проданном предмете
- Дается время на обдумывание задания. После чего, выполнившие задания группы поднимают карточки с номерами групп. Если ответ верен, то на счет группы поступает стартовая цена предмета. Предмет считается проданным.
- Если никто из участников не дает правильного ответа, то учитель кратко объясняет задание на доске.
- В таблице для подведения итогов ведется запись баллов.
- Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.
Все письменные работы выполняются в рабочих тетрадях. В конце урока тетради сдаются на проверку.
II. Аукцион.
- Лот №1. “Устные задания.” (4 балла)
1. (1 балл). Из предложенных уравнений, выбрать линейное уравнение с двумя переменными:
a) 3x – y = 14
b) 5y + x2 = 16
c) 7xy – 5y = 12
d) 5x + 2y = 16
Ответ: а), d).
Дополнительный вопрос: Какое уравнение с двумя переменными называется линейным? (ах + ву + с = 0)
2. (1 балл). Выбрать точку, которая принадлежит графику уравнения 2х + 5у = 12:
А(– 1; – 2), В(2; 1), С(4; – 4), D(11; – 2)
Ответ: D(11; –2).
Дополнительный вопрос: Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными? (Прямая)
3. (2 балла). Найти абсциссу точки М (х; – 2), принадлежащей графику уравнения 12х – 9у = 30.
Ответ: х = 1
Дополнительный вопрос: Что называется решением уравнения с двумя переменными? (Пара значений (х; у), удовлетворяющая линейному уравнению с двумя переменными)
- Лот № 2 “Математическое лото”. (9 баллов)
Набор двусторонних карточек: на одной стороне
– ответы, на другой – слова. Выбрав правильный
ответ, из слов составится выражение.
Результатом является выражение: “Математику
нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед”.
- № 828(б), (а = 5)
- № 829 (в), (в = – 3)
- № 831 (г), (m = 1)
- Лот № 3. “Задача”. (30 баллов)
№ 834
I этап. (15 баллов). Составление математической модели.
x – I число; y – II число х – у = 1 (1) |
x – I число; 3y – II число х + 3у = 9 (2) |
{ | X – Y = 1 X + 3Y = 9 |
II этап. (15 баллов). Работа с моделью.
- Строим график уравнения (1).
- Строим график уравнения (2).
- Находим точку пересечения графиков (1) и (2) – (3; 2).
Ш этап.
Ответ:
х = 3 – I число;
у = 2 – II число.
- Лот № 4 “График”. (30 баллов)
P.S. Задания данного лота можно упростить.
Построить график:
(x – 2)(y + 3) = 0 (10 баллов);
x2 + xy = 0 (20 баллов).
Результат работы групп оформляется на маркерных табло.
- Лот № 5 “Основные результаты.” (10 баллов)
Каждой группе необходимо в виде тезисов оформить основные понятия материала по теме “Линейные уравнения с двумя переменными и их графики.”, результат занести на карточку “Основные результаты”:
линейное уравнение с двумя переменными | |
решение линейного уравнения с двумя переменными | |
зависимая переменная | |
независимая переменная | |
график линейного уравнения с двумя переменными | |
алгоритм построения графика линейного уравнения с двумя переменными |
III. Итоги аукциона. (2 мин)
Таблица подведения итогов:
Задания |
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
V группа |
VI группа |
VII группа |
Лот № 1 |
|||||||
Лот № 2 |
|||||||
Лот № 3 |
|||||||
Лот № 4 |
|||||||
Лот № 5 |
|||||||
Дополнительные вопросы |
|||||||
Итог |
Французский писатель Анатоль Франс сказал: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
IV. “Аппетитное” домашнее задание (2 мин.).
№ 830(а – г) – “3”
№ 838 – “4”
№ 845(в, г) – “5”