Проблемы социально-экономического развития общества остро поставили вопрос о необходимости обучения не только детей и молодежи, но и взрослых людей. Вся сфера образования во второй половине ХХ века стала существенно видоизменяться. Возникли концепции свободного обучения и непрерывного образования взрослых.
Высшая педагогическая школа призвана решать задачу по подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Достижение этой цели происходит в условиях все сокращающегося объема доли на аудиторные занятия и увеличения доли самостоятельной работы студентов. Старшие подростки в определенных условиях и тем более взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении, должны играть ведущую определяющую роль в процессе своего обучения, в определении параметров этого процесса. Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений навыков и качеств.
При создании благоприятных условий обучения в высшей школе очень важно обеспечить обучающихся такими учебно-методическими материалами (учебными программами, учебниками, учебными пособиями, методическими рекомендациями и т.п.) в которых были бы реализованы следующие принципы: научность; доступность; систематичность.
Исторически сложившаяся традиционная функция любой учебной книги – образовательная. Помимо этого обязательной представляется систематизирующая функция: учебный материал должен быть строго и последовательно систематизирован и структурирован. Следующая функция – функция контроля и самоконтроля. Современный учебник должен содержать комплекс вопросов и заданий, чтобы преподаватель мог проконтролировать, оценить и скорректировать деятельность обучаемых, а, те, в свою очередь, самостоятельно проверить качество усвоения учебного материала.
Учебная книга при определенных условиях может развивать мышление обучающихся. Таким условием, например, может стать использование диалогического построения учебных текстов, т.к. каждый диалог может быть посвящен поиску вариантов решения какой либо проблемы. Проблемность содержания выступает в качестве условия развития мышления и личностной позиции обучающегося. Новая информация служит скорее средством познания и обучения, а не самоцелью этого процесса, что заставляет студента активно работать с изучаемым материалом. В структуре каждого диалога прослеживается ведущая, организующая роль преподавателя, который своими вопросами структурирует мысль обучающегося. В результате чтения построенной на этой основе учебной книги обучающийся не только познает ход мысли автора, но и осваивает способ этого познания, что развивает его способность мыслить и дает возможность использовать для принятия решения в любой ситуации.
В качестве примера можно привести учебник для вузов В.Т. Петровой “Лекции по алгебре и геометрии“ (1999 г.). Основное отличие этого учебника, прежде всего в том, что при изложении учебного материала в нем реализуется проблемно-поисковый метод и некоторые идеи, так называемых, тетрадей с печатной основой. Кроме того, на интенсификацию усвоения и освоения учащимися учебного материала направлен целый ряд приемов, который был придуман, и использован автором (выделение основной части текста, несколько уровней сложности задач, система вопросов, ссылок и адресаций, расположение материала в книге, его графика и оформление).
Итак, главной особенностью учебно-методических материалов для обучения в высшей школе является их ориентированность на самостоятельную деятельность обучающихся по своему обучению. Этот принцип предопределяет следующие характеристики учебно-методических материалов:
- достаточную полноту изложения учебных материалов;
- учебные материалы должны содержать систему опорных ориентиров.
Задача этих ориентиров – помочь обучающимся оперативно составить общее представление об изучаемом предмете, свободно ориентироваться в расположении учебного материала, быстро находить необходимую информацию. В качестве таких ориентиров могут выступать обще принятые разделы, главы, параграфы, подробное оглавление, но, кроме того – выделены в тексте определения, термины, формулировки закономерностей, важные смысловые фразы или слова, таблицы, схемы, графики. Все это способствует более успешному самостоятельному овладению учебным материалом.