Программные задачи:
- познакомить детей с гербом, дать понятие об обозначениях символики на гербах;
- формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывания;
- закрепить знание названий улиц города;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- воспитывать любовь к родному городу.
Материал к занятию: гербы городов Муравленко, Надыма, Губкинского, Салехарда, Ноябрьска, ЯНАО, аудио кассета с музыкой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и альбомов о городе, экскурсии по городу, празднование 20-летия города.
Словарная работа: герб, тундра, стойбище, чум.
Сюрпризный момент: приход девочки хантыйки в национальной одежде.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми сидит на ковре в групповой комнате. Ведет беседу о признаках осени.
Стук в дверь. Входит помощник воспитателя, ведет за руку девочку в хантыйской одежде.
– К нам гости, встречайте!
– Я девочка хантыйка, зовут Оля. Хожу по северным городам Ямала. Вот дошла и до вашего города. В каком городе вы живете?
Пришла я с далекого Севера, из тундры, со стойбища. Стойбище – это место, где живут оленеводы, пасутся олени. Хожу по всем городам Ямало-Ненецкого округа, знакомлюсь с жителями городов. Везде мне дарят необыкновенные подарки – рисунки.
– Оля, покажи нам свои подарки-рисунки.
– Вот, смотрите, полюбуйтесь. (Девочка разворачивает рисунки – гербы городов Ноябрьска, Надыма, Губкинского, Салехарда, ЯНАО).
Герб г. Салехарда |
Герб ЯНАО |
Герб г. Губкинского |
Герб г. Муравленко |
Герб г. Надыма |
Герб г. Ноябрьска |
Воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки-гербы.
– Ребята, это не просто рисунок, это – герб города. Герб города – это самый главный рисунок о городе. И, кажется, я догадалась, какого города этот герб. Города Ноябрьска. Слышали о таком городе? Да, я тоже там бывала, это ведь совсем близко с нами. А вы хотите узнать, герб, каких городов еще нам принесла Оля? (Ответы детей).
– Это герб города Надыма, а этот герб – города Губкинского. А вот этот герб самый главный – герб Ямало-Ненецкого автономного округа. Какого цвета больше всего на всех гербах? Правильно – синего! Как вы думаете, что означает синий цвет на гербе? (Ответы детей). Я вам подскажу. Синий цвет – цвет воды, моря, воздуха, неба, газа.
Воспитатель вносит колбу с нефтью.
– Ребята, как вы думаете что это? Это – нефть! Какого цвета нефть? Черного! Нефть изображена на гербе – черным цветом. Посмотрите, на каком гербе есть черный цвет? Чьи родители нефтяники? Что они делают? Нефть добывают! Посмотрите на этот национальный рисунок. Какого он цвета? Белого. Этот цвет – цвет мира, чистоты и мудрости.
– Ребята, а герба какого города здесь не хватает? (Ответы детей). Мы не подарили подарок Оле – герб нашего города. Я знала, что к нам придет гостья и заранее приготовила подарок – рисунок – герб нашего города. Вот он! Давайте полюбуемся на него. Что же нарисовано на гербе? (Ответы детей).
– Я хочу Оле и вам, ребята, сказать о ключах. Это ключи от нефти и газа на территории нашего города и района. Посмотрите на белый орнамент – он похож на рога оленя.
-Ребята, на моей одежде тоже изображен белый орнамент (Оля показывает детям рисунок на одежде). У нас много оленей. И мы часто играем с мини.
Физкультминутка “Олени”.
“Были мы ребятами, стали оленятами”.
(Дети выполняют движения под музыку, изображая оленят).
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья, и продолжить занятие.
Воспитатель берет герб и переворачивает его сверху вниз.
– Ой, а что это получилось, вместо оленьих рогов, что-то непонятное?
– Так изображают мой дом – чум. Он находится в стойбище, в тундре. Вы живете в квартирах, а мы в чумах. Посмотрите на картинку, какие бывают чумы.
Воспитатель предлагает игровое упражнение “ Доскажи словечко…”
– Как называется наш город? (Муравленко)
– Как называют жителей нашего города? (Муравленковцы)
– Какие улицы есть в городе? (Ленина, Нефтяников, Школьная, Губкина).
– А вы, дети, помните, на какой улице вы живете?
Молодцы, ребята, вы уже много знаете, а когда подрастете. Еще лучше узнаете про гербы, флаги городов Ямала.
А теперь, давайте, вспомним, как называется главный рисунок города? Правильно – герб.
Где живет девочка Оля? Gравильно – в чуме, в тундре, в стойбище.
– Я знаю, что наши дети приготовили еще один подарок для Оли. Сейчас они прочтут стихотворения о городе Муравленко. Их написали прекрасные люди, жители нашего города.
Андрей Дробот.
Город.
Вот и вырос северный город
Среди тундры, ветров и болот,
Как мальчишка он весел и молод,
По-мужицки работой живет.Нефть выходит незримой рекою
Из промерзшего тела земли,
И чудесно горят над тайгою
Не огни факелов...а зари!
Алексей Шалафаст.
Городу Муравленко.
На севере крайнем,
Где лютый мороз
Озера во льды заковал,
Бесстрашный нефтяник,
Замерзший до слез,
Черную нефть добывал.Все знают, что раньше
Была здесь тайга
И лунный лишь тусклый свет.
Я даже не верю,
Что город родной
Живет уже 20 лет.О город родной,
Ты красивый такой,
Ты старше меня, ну и пусть,
Да, годы идут,
А ты все растешь,
Знай, город, тобой я горжусь.
Воспитатель приглашает Олю почаще заходить в гости к детям и знакомить их с обычаями своего народа. Девочка прощается и уходит.