Урок географии (система Л.В. Занкова), 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ТЕМА: Географическая карта. Карта России.

ЦЕЛИ:

  • Ввести понятие географическая карта, познакомить с “Азбукой” карты.
  • Познакомить с картой России, дать понятия “граница”, “столица”.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Карта-полушарий, физическая карта России.
  • Физическая карта Томской области.
  • Персонажи кукольного театра кукла Элли и пес Тотошка.
  • Рисунки сказочных героев.
  • Карточки с заданиями.

Орг. момент.

(Из-за ширмы появляются Элли и Тотошка).

Элли: – Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я Элли, а это мой друг Тотошка. Мы оба из сказки “Волшебник изумрудного города”. Мы хотим пригласить вас в путешествие в одну замечательную страну, лучше которой нет. Хотите с нами? Ну, тогда в путь! А помогать вам будет вот этот Глобус-человечек.

/Звучит музыка, сказочные герои исчезают/.

Релаксация на мобилизацию.

Учитель: Вы готовы к путешествию? Давайте вспомним, на чем люди путешествуют?

(Далее следуют упражнения).

  • Надуть шарик.
  • Покачивание на корабле.
  • Рокот самолета.

3. Сообщение темы.

Учитель: – Ну вот, к путешествию мы готовы. А как же нам отыскать ту страну, о которой говорила нам Элли, как нам потом вернуться обратно? А как объяснить другим, где находится “самая замечательная страна”? (Нам нужно взять карту.)

– Составьте слово “карта” из букв и откроется потайная дверца.

(Звучит музыка, открывается доска, и дети видят Цыганку с игральными картами, доктора Айболита с медицинской картой, Звездочета с картой звездного неба, капитан с географической картой острова.)

Учитель: Что объединяет сказочных героев? Чья карта поможет нам в пути? Почему?

Подумайте, что же такое “карта”? Давайте обратимся к толковому словарю. В нем говорится, что географическая карта – это плоское изображение земной поверхности. Почему же карта капитана называется географической?

Когда-то давно древние люди не могли объяснить происходящие вокруг события, поэтому придумали себе богов. Богом Земли стала богиня Гея. “Гея” в переводе на русский язык обозначает “Земля”, а “графо” – пишу, рисую.

Вот поэтому изображение поверхности Земли стали называть географической картой. Скажите, над какой темой мы сегодня будем работать?

4. Работа с картой.

Учитель: – Посмотрите, Глобус держит в руках конвертик. Прочитаем задание:

Посмотрите на карту полушарий. Попробуйте найти на ней свой город Северск.

  • Почему у вас это не получилось? Какая карта вам поможет? О какой замечательной стране говорила Элли?
  • Сравните карты. Чем они похожи? Какие цвета преобладают на картах? Что они обозначают?

5. Физминутка. “Три цвета”.

Учитель показывает флажок, дети выполняют упражнения. Если флажок синий, то нужно приседать. Если флажок зеленый, то нужно потопать ногами. Если флажок желтый, то нужно потянуться на носочках, поднимая руки вверх.

6. Работа по карте России.

Учитель: – Элли говорила нам о самой замечательной стране. Почему для нас это Россия?

Давайте найдем Россию на карте полушарий. В каком полушарии находится наше государство? На каком материке? Какими океанами омывается?

Посмотрите на карту России. Найдите столицу. Что такое столица? Покажите границы государства. Что такое граница? Найдите город Томск. Назовите самые крупные реки, горы.

7. Работа в группах (проводится лежа на клиновидных подставках).

Задания Глобуса:

  • Собрать из пазлов карту России.
  • На контурной карте России нанести границу, обозначить столицу и крупные реки.

8. Итог.

Учитель: – Прочитайте слова на доске и объясните их значение.

карта

Россия

столица

Москва

граница

Вам понравилось путешествие? Что бы вы хотели рассказать своим друзьям и родителям о сегодняшнем уроке?

– Посмотрите, у Глобуса есть еще одно задание:

  • Найдите материал о столице России Москве.
  • Нарисуйте географическую карту какого-нибудь сказочного государства.

9. Релаксация. “На корабле”.

Дети садятся на край стула, спиной опираясь на спинку стула, руки и ноги расслаблены, глаза закрыты. Звучит тихая спокойная музыка.