Организация учебного проекта на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки


Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка (ИЯ), следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

Признаками проектной методики как новой личностно-ориентированной технологии являются:

  1. Наличие концептуальной идеи автора – личностно-деятельностный подход к обучению ИЯ.
  2. Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.
  3. Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности.
  4. Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.
  5. Самоорганизация и ответственность участников проекта. Консультационно-координирующий характер деятельности учителя.

Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом. Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий.

Язык должен быть средством общения и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для пользования языком с целью его совершенствования.

Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно сталкиваться с трудностями в выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными ранее, то по проектной методике учащиеся освобождаются в большей части от таких трудностей, так как в процессе разработки проекта собственная заинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить, рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные речевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации. В большинстве методических пособий указывается, что межпредметные связи в проектной работе способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу.

В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.

Тема проекта: “Easy Grammar”.

Тип проекта: исследовательский с элементами ролево-игровой и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией, внутренний, групповой, краткосрочный.

Цель проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе ликвидации пробелов знаний по грамматики.

Цель потребовала решения следующих задач:

  1. Систематизировать и закрепить грамматический материал, совершенствовать развитию иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.
  2. Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.
  3. Познакомить учащихся с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.
  4. Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности.
  5. Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем.

Направленность проекта: познавательная.

Продолжительность проведения: 3 академических часов.

Модель проектного занятия: Занятие основано на пройденном грамматическом материале в 7 классе и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по грамматики с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.

Занятие строится по типу ролевой игры и предполагает деление английской группы на 3 микрогруппы (примерно по 4–3 человека). Каждая микрогруппа представляет собой собрание знатоков грамматики, профессоров, авторов учебников по Английскому языку, оформителей.

В ходе ролевой игры учащиеся каждой группы выбирают то грамматическое время, где у них возникает больше проблем, обсуждают употребление времени, показатели, формирование отрицательных и вопросительных форм предложений, продумывают тренировочные задания, защиту конечного результата каждым из участников проекта. На заключительном этапе проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие выводы .

Проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.

Каждое из занятий (Activity) планируется по следующей схеме:

  1. Введение (Introduction);
  2. Основные задачи занятия (Objectives);
  3. Необходимая информация (Materials);
  4. Пошаговое описание действий (Procedures);
  5. Факультативные задачи (Extensions).

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении ИЯ являются:

  • наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в иноязычных странах
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • групповая деятельность учащихся на уроке;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности);
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
  • обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Этапы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания а)определение темы:

б) выявление одной или нескольких проблем:

– употребление

– показатели

– вопросительные и отрицательные формы предложений

– особенности времени

в) уточнение целей конечного результата:

– Совместное создание грамматического справочника и сборника упражнений

г) выбор рабочих групп:

– Знатоки

– Профессора

– Авторы учебника-сборника

– оформители

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает
Этап планирования а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез:

б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа:

– Журнал “Digest”

– Грамматические пособия

– Интернет

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов:

– достоверность

– творческий подход

– листы контроля

г) распределение ролей в команде:

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает
Этапы принятия решений а) обсуждение методов проверки принятых гипотез (“мозговой штурм”);

б) выбор оптимального варианта;

в) определение способа представления результата;

г) сбор информации

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит

2. ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

– Синтез и анализ идей

– Оформление проекта

Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта 1

 

 

 

 

Этап защиты проекта 2

а)подготовка и оформление доклада

б)объяснение полученных результатов

в) защита проекта внутри группы

 

– защита проекта между группами

Защищают проект

Заполняют контрольные листы по своему времени

 

 

 

Заполняют контрольные листы по ходу презентации других групп

Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника
Этап проверки и оценки результатов а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

б)анализ достижения поставленной цели

в) оценка результатов, выявление новых проблем

Коллективный самоанализ проекта и самооценка Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Контрольный лист

Название времени Показатели времени Употребление

времени

Образование отрицательных и вопросительных форм предложений Грамматические упражнения
         

В результате работы по проектной методике в течение трех лет,  мною отмечены следующие положительные результаты обучения:

  1. Учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по учебной теме,  расширив тем самым словарный запас и кругозор,  закрепили имеющиеся грамматические. навыки.
  2. Повысили уровень коммуникативных навыков,   приобрели опыт работы в парах,  группах сменного состава.

Повысили уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.