Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка (ИЯ), следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.
Признаками проектной методики как новой личностно-ориентированной технологии являются:
- Наличие концептуальной идеи автора – личностно-деятельностный подход к обучению ИЯ.
- Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.
- Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности.
- Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.
- Самоорганизация и ответственность участников проекта. Консультационно-координирующий характер деятельности учителя.
Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом. Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий.
Язык должен быть средством общения и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для пользования языком с целью его совершенствования.
Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что способствует развитию коммуникативной компетенции.
Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно сталкиваться с трудностями в выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными ранее, то по проектной методике учащиеся освобождаются в большей части от таких трудностей, так как в процессе разработки проекта собственная заинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить, рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные речевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации. В большинстве методических пособий указывается, что межпредметные связи в проектной работе способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу.
В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.
Тема проекта: “Easy Grammar”.
Тип проекта: исследовательский с элементами ролево-игровой и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией, внутренний, групповой, краткосрочный.
Цель проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе ликвидации пробелов знаний по грамматики.
Цель потребовала решения следующих задач:
- Систематизировать и закрепить грамматический материал, совершенствовать развитию иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.
- Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.
- Познакомить учащихся с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.
- Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности.
- Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем.
Направленность проекта: познавательная.
Продолжительность проведения: 3 академических часов.
Модель проектного занятия: Занятие основано на пройденном грамматическом материале в 7 классе и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по грамматики с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.
Занятие строится по типу ролевой игры и предполагает деление английской группы на 3 микрогруппы (примерно по 4–3 человека). Каждая микрогруппа представляет собой собрание знатоков грамматики, профессоров, авторов учебников по Английскому языку, оформителей.
В ходе ролевой игры учащиеся каждой группы выбирают то грамматическое время, где у них возникает больше проблем, обсуждают употребление времени, показатели, формирование отрицательных и вопросительных форм предложений, продумывают тренировочные задания, защиту конечного результата каждым из участников проекта. На заключительном этапе проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие выводы .
Проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.
Каждое из занятий (Activity) планируется по следующей схеме:
- Введение (Introduction);
- Основные задачи занятия (Objectives);
- Необходимая информация (Materials);
- Пошаговое описание действий (Procedures);
- Факультативные задачи (Extensions).
Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении ИЯ являются:
- наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в иноязычных странах
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- групповая деятельность учащихся на уроке;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности);
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
- обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Этапы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
|||
Этап мотивации и целеполагания | а)определение темы: б) выявление одной или нескольких проблем: – употребление – показатели – вопросительные и отрицательные формы предложений – особенности времени в) уточнение целей конечного результата: – Совместное создание грамматического справочника и сборника упражнений г) выбор рабочих групп: – Знатоки – Профессора – Авторы учебника-сборника – оформители |
Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы | Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает |
Этап планирования | а) анализ проблемы, выдвижение гипотез,
обоснование каждой из гипотез: б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа: – Журнал “Digest” – Грамматические пособия – Интернет в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов: – достоверность – творческий подход – листы контроля г) распределение ролей в команде: |
Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает |
Этапы принятия решений | а) обсуждение методов проверки принятых
гипотез (“мозговой штурм”); б) выбор оптимального варианта; в) определение способа представления результата; г) сбор информации |
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит |
2. ОСНОВНОЙ |
|||
Этап выполнения проекта | Поиск необходимой информации,
подтверждающей или опровергающей гипотезу. – Синтез и анализ идей – Оформление проекта |
Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося |
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ |
|||
Этап защиты проекта 1
Этап защиты проекта 2 |
а)подготовка и оформление доклада б)объяснение полученных результатов в) защита проекта внутри группы
– защита проекта между группами |
Защищают проект Заполняют контрольные листы по своему времени
Заполняют контрольные листы по ходу презентации других групп |
Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника |
Этап проверки и оценки результатов | а) анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) б)анализ достижения поставленной цели в) оценка результатов, выявление новых проблем |
Коллективный самоанализ проекта и самооценка | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Контрольный лист
Название времени | Показатели времени | Употребление времени |
Образование отрицательных и вопросительных форм предложений | Грамматические упражнения |
В результате работы по проектной методике в течение трех лет, мною отмечены следующие положительные результаты обучения:
- Учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по учебной теме, расширив тем самым словарный запас и кругозор, закрепили имеющиеся грамматические. навыки.
- Повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах, группах сменного состава.
Повысили уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.