Открытый урок по математике по теме: "Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель:

  • Закрепление пройденной темы “Умножение десятичных дробей”,
  • Повторение “Сложение и вычитание десятичных дробей”, развитие логического мышления, стойкого интереса к метематике.

За окном зима, холодно!

А какой праздник вам запомнился зимой ? Новый год? А помнишь, как встречали Новый год герои Мультфильма “Зима в Простоквашино”?

Посмотрим, как бы это было, если бы эту историю написал не Э. Успенский, а математик...

Итак…

Музыка из м/ф “Зима в простоквашино”.

Шарик и Матроскин поссорились и не разговаривают. Сидят в избе, молчат. Скучно… Матроскин придумал для себя развлечение: написал три десятичные дроби и выполняет с ними разные математические действия. Догадайтесь, какие он получил результаты.

  +0,05 -0.05 *2
2.9      
0,07      
59, 106      

Ребята могут по выбору сами назвать три дроби. Работа устная. Учитель у доски записывает правильные ответы в три столбика.

Шарик тоже спустился с печки и стал угольком на стене решать свои примерчики. Матроскин как увидел - так и зашипел от возмущения: “Одни неприятности от тебя, лучше бы мы ежика купили!” И бросился затирать лапкой. Еле Шарик его отогнал. Оглянулся – ничего понять не может. Помогите восстановить Шарику запятые в “ испорченных” решениях.

Вариант 1.

853*4,1=349,73;

2,06*308=6, 3448;

5, 08*2,26=114808;

0,084*211=0,17724;

103,16*0,01=10316.

Вариант 2.

6, 36*26=16,536;

1,04*802=8,3408;

10,32*1,01=104232;

0, 79*3403= 2,68837;

5,56*0,21=11676.

Задания проецируются на доску или записаны заранее.2 человека работают на скрытых досках. Остальные выполняют задание самостоятельно, затем сверяются.

Пришел почтальон Печкин, хотел помирить их. Матроскин послал Шарику телеграмму, а чтобы было интереснее, зашифровал ее. Шарик ему ответил тем же шифром. Восстановите текст телеграмм.

Вариант 1.

(4,7 + 6 * 0,125)*3,2 - 0,008 * 350 =…

Вариант 2.

(5,9 + 7,6*0,125) * 2,2 - 0,0392 * 15 =…

НУ ЖН ИД АЁ И И ЛК СР А! УБ И! ЬЮ ЁШ ЯЯ
0,75 5,45 0,95 17,44 6,85 2,8 15.07 14,64 0,588 14,482 2,7 3,7 19

 Решить примеры. Решение каждого действия и ответ дает две буквы из телеграммы. Из них нужно сложить текст телеграммы.

На магнитной доске магниты с такими же буквами.

Текст телеграммы ребята восстановят на магнитной доске.

Восстановленный текст:

Матроскин - Шарику: “Нужна ёлка!”

Шарик - Матроскину: “Иди и сруби !”

Так они и не договорились. А в это время…

Дядя Федор с папой собираются в Простоквашино на каникулы, а мама готовится к выступлению на передаче “Голубой огонек”. Сидят дядя Федор с папой на кухне и думают: В Простоквашино можно попасть из города по трем дорогам:

1.Через деревню Сметанкино;

2.Через деревню Молоканово;

3.Через немецкую деревню Йогурт.

От каждой из этих деревень до Простоквашино по 1, 002 км.

Какая дорога от города до Простоквашино короче, если известно: деревня Сметанкино ближе деревни Молоканово, но дальше, чем деревня Йогурт? Расставить на плакате указатели деревень.

Узнать расстояние по этой дороге до Простоквашино.

Объяснить и прикрепить на заготовленный чертеж указатели.

 

Указатели крепятся кнопками.

Выбрав маршрут, наши герои двинулись в Простоквашино. Но на полпути машина застряла в сугробе. Пришлось папе сходить за помощью. Вытолкнув машину на хорошую дорогу , все в нее забрались. Но двинется ли она с места? Эта модель автомобиля может взять груз не более 200 кг. Дядя Федор стал считать вес каждого пассажира, так как точно о себе все знал только Матроскин. Помогите ему выяснить, пойдет ли кто-нибудь пешком, если:

Матроскин весит 3,7 кг, Шарик на 18,09 кг тяжелее Матроскина, а дядя Федор весит в 10,25 раз больше Матроскина. Печкин в 3, 05 раза тяжелее Шарика, а папа на 0, 79 кг легче Печкина?

Записать краткое условие на доске.

Пока мы будем заниматься этим вопросам, 2 человека помогут маме дяди Федора попасть на праздник. Съемка “Голубого огонька” закончилась и она спешит на лыжах на прямик, чтобы успеть на праздник. Какой путь пройдет мама, если летом, пешком, она шла со скоростью 5 км/ч, а на лыжах - в 1,29 раз быстрее и на зимниюю пробежку она затратила 1, 86 часа?”

Задание индивидуальное. Остальные учащиеся приступают к решению предыдущей задачи.

Выясняем, все ли добираются на машине, успеет ли мама.

Музыка из м/ф “Зима в простоквашино”. “Кабы не было зимы…”.

Ну вот, все в сборе .Елка нашлась во дворе, нарядили ее вещами с чердака, смахнули пыль с телевизора и встретили Новый год под веселую мелодию, льющуюся из телевизора.

Понравилась сказка? Так ее мог написать математик. Вы были отличными актерами, режиссерами и помощниками, и некоторые “ звезды” получат “гонорары” оценки.

Подводятся итоги урока .

Дома:

На следующий день мама принялась за уборку дома и всех выгнала во двор, пока мыла пол. Чтобы не было скучно, папа придумал следующую игру: зашифровал интересное число. Найдите его дома.

20,4*6,5=Ф

Ф+200,02=Ш

Ш-19,07=М

М*5=П

П+ 437,25=

В ответе число 2005.

И придумайте свою Новогоднюю сказку.