Обобщающий урок по теме "Системы счисления"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Закрепить знания учащихся по теме “Системы счисления”;
  • Продолжить работу по формированию навыков решения задач с применением знаний по теме “Системы счисления”;
  • Повышать интерес учащихся к предмету “информатика”.

Задачи урока:

  • Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Системы счисления”.
  • Развивающая – развитие логического мышления, внимания, навыков коммуникативной работы в группах.
  • Воспитательная – воспитание аккуратности, ответственности за свою работу в коллективе, уважительного отношения к мнению одноклассников.

План урока:

1. Организационный момент (3 минуты)

2. Разминка (4 минуты)

3. Конкурс “Цепочка” (15 минут)

4. Конкурс рисунка (15 минут)

5. Подведение итогов урока (3 минуты)

Ход урока

1. Организационный момент.

После приветствия учитель дает краткое описания всех этапов предстоящего урока. Класс разбивается на две команды, после чего разбираются правила соревнований. Баллы за каждое соревнование вписываются в таблицу на доске.

2. “Разминка”

Целью данного конкурса является активизация знаний учащихся по теме “Клавиатура компьютера”. Каждой команде предлагается выполнить, заранее подготовленное задание в текстовом редакторе WORD. (Приложение 1)

Задание: Каждому описанию необходимо поставить в соответствие карточку с правильным названием клавиши. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы для разминки:

  1. Клавиша для быстрого перемещения курсора в начало текущей строки.
  2. Клавиша удаления символа, стоящего слева от курсора.
  3. Клавиша ввода информации.
  4. Клавиша быстрого перемещения курсора в конец текущей строки.
  5. Комбинация клавиш для быстрой смены языка.
  6. Клавиша для ввода всего текста заглавными буквами.

3. Конкурс “Цепочка”

Каждой команде выдается таблица степеней (Приложение 2) и набор карточек, каждая из которых поделена на три области. В первой области – число в десятичной системе счисления, во второй – одна буква ключевого слова, в третьей – числа различных систем счисления. Участники должны сложить цепочку из предложенных карточек так, чтобы в первой области следующей карточки содержалось десятичное число, соответствующее по значению числу из третьей области предыдущей карточки. При верном расположении карточек из букв, записанных в средних областях должны сложиться слова МАГИСТРАЛЬ или КОНТРОЛЛЕР.

Например (фрагмент цепочки):

1210 М 223   810 А 427   3010 Г 3115

4. Конкурс рисунка

Каждой команде выдается карточка, содержащая таблицу с координатами точек, записанными в двоичной системе счисления, и система координат. Для выполнения задания необходимо перевести координаты точек в десятичную систему и построить по ним фигуру в координатной плоскости.

Карточка для участия в конкурсе рисования.

Номер
точки

Двоичный
код

Деся-
тичный
код

1 (101,101)                                
2 (1000,1000)                                
3 (1001,1000)                                
4 (1011,110)                                
5 (1100,110)                                
6 (1100,111)                                
7 (1011,111)                                
8 (1011,10)                                
9 (1001,10)                                
10 (1001,11)                                
11 (1010,11)                                
12 (1010,100)                                
13 (111,100)                                
14 (111,10)                                
15 (101,10)                                
16 (101,11)                                
17 (110,11)                                
18 (110,1001)                                
19 (111,1001)                                
20 (111,1000)                                
21 (10,1000)                                
22 (10,1001)                                
23 (11,1001)                                
24 (11,110)                                
25 (100,101)                                

5. Подведение итогов урока

В конце урока необходимо посчитать количество баллов каждой команды и заполнить графу “всего”.

Команда Разминка Цепочка Рисунок Всего
         
         

Поле определения победителей соревнований проводится рефлексия в форме диалога учителя и учеников.