К старшему школьному возрасту происходят существенные изменения в организме и психике ребенка. На фоне общего снижения мотивации отношение к учению приобретает личностный смысл. Происходит переход к новой более высокой форме учебной деятельности, где учащемуся важнее самообразование и самосовершенствование.
Исследователи учебно-ролевых игр считают, что эффективность обучения в ней обусловлена, в первую очередь, “взрывом мотивации”, резким повышением у учащихся интереса к предмету.
Учебно-ролевая (имитационная) игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной, практической деятельности людей.
В процессе ролевых игр участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций. Создаваемый ролью мотив оказывает влияние на то, что сознаёт играющий ученик, и на то, как он это сознает. Всё, что может помочь успешно исполнить роль (знания, умения, навыки), приобретет для играющего особый смысл и качественно иначе им осознаётся.
Для обеспечения эмоциональной стимуляции необходимо поощрять самостоятельность учащихся, оказывая лишь необходимую помощь, отмечать высокую активность каждого, удачный ответ, оригинальное решение задач. Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она придавала учащимся уверенность в своих силах, свидетельствовала пусть даже о небольших достижениях в учебной деятельности.
Цель: сформировать у учащихся представление о подготовке и сущности крестьянской реформы 1861 года.
Задачи:
- познакомить учащихся с принципами основных проектов по отмене крепостного права; – развивать навыки анализа исторических документов, работы в группе, публичных выступлений и аргументации своего мнения;
- учить понимать позицию человека другой исторической эпохи.
Время: 2 часа.
Урок проводится в форме ролевой деловой игры.
Оформление школьной доски: портреты Александра II, Чернышевского, Герцена, Толстого Л.Н., иллюстрации, изображающие крестьянский и помещичий быт первой половины XIX века.
Эпиграфом к уроку могут послужить слова Александра II: “Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно само собою начнет отменяться снизу”.
Раздаточный материал:
- Документы (проекты отмены крепостного права помещиков черноземных, нечерноземных губерний, “Материалы для решения крестьянского вопроса” Н.Г. Чернышевского, “Письма” А.И. Герцена).
- Таблицы для анализа проекта.
- Основные положения Манифеста 1861 г.
- Памятка-схема анализа государственного документа (Приложение 1, Приложение 2).
- Перед уроком учащиеся делятся на группы, три из которых будут представлять помещиков черноземных, нечерноземных и степных губерний, 4-я группа – социалистов–революционеров. Роль Александра II может исполнять как учитель, так и ученик.
Ход урока
Введение
Основой экономики Российской империи на протяжении долгого времени был труд крепостных крестьян, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности (посессионные). Ко второй половине XIX века Россия значительно отставала по темпам экономического роста от Европы, что привело к ослаблению армии, усугубило финансовое положение страны и это, в свою очередь, спровоцировало крестьянские волнения. Все вышеперечисленное вынуждало правительство принять срочные меры.
Вспомните, какие шаги были предприняты Александром I и Николаем I для ослабления крепостной зависимости? (1803 г., 1830 г., 1840-е гг.).
Первые шаги Александра II были восприняты обществом так же, как и начало царствования Александра I. “Настроение было совершенно оптимистическое. Привыкшее всего ждать сверху, общество и теперь всего ждало от прогрессивного правительства, отнюдь не стремясь обеспечить за собой какие-либо права на участие в государственных делах. Все желали распространить просвещение, улучшение цензурных условий (об отмене и не мечтали), постройки железной дороги и ... “разумного распределения экономических сил – уничтожения крепостного права”. А. Корнилов.
Во время правления Александра I и Николая I сложилась традиция обсуждать все, что касается крестьянского вопроса, в тайне.
Александр II дал понять, что он готов преодолеть эту традицию в выступлении перед московским дворянством 30 марта 1856 года.
(Зачитывается текст: “Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу... Передайте слова мои дворянам для соображения!”).
Первые шаги по подготовке реформы были традиционны. Для обсуждения проекта был учрежден Секретный комитет, в состав которого входили Ростовцев и Милютин, всей душой желавшие похоронить саму идею отмены крепостного права (но были подняты из архивов проекты Сперанского, Киселева, Кавелина, с которыми началась работа). Александр II ждал самостоятельного обращения помещиков к императору, желая.чтобы инициатива исходила от самих землевладельцев. Наконец, Виленский помещик Назимов предложил проект освобождения крестьян без земли. В ответ Александр I направил “Рескрипт Назимову”. В нем помещикам было предложено избрать губернские комитеты для разработки реформы на условиях, предложенных правительством (Приложение 1).
Задание классу
Обсудите и предложите свои условия по освобождению крестьян, устройству и улучшению их быта. (Раздаются задания с документами для каждой группы, см. Приложение 1). Итогом работы групп учащихся должно стать составление таблицы.
С этого времени все работы над проектами стали открытыми, помещики были вынуждены разрабатывать и представлять редакционным комиссиям свои предложения. Редакционные комиссии стали центрами, куда стекались проекты из губернских комитетов. Депутатам от губерний не позволяли созывать официальные собрания и сообщать о своих проектах крестьянам.
Выступление групп
Позиция помещиков нечерноземных губерний: быстрее развиваются товарные отношения и поэтому преобладают хозяйства оброчного типа. Они стремились быстрее ликвидировать крепостное право и получить единовременный выкуп, который мог бы стать капиталом для организации нового хозяйства.
Позиция помещиков черноземных губерний: здесь преобладало ориентированное на рынок барщинное хозяйство. Помещики стремились сохранить в своих руках максимальное количество земли и при этом не допустить обезземеливания крестьян, чтобы через сохранение малоземельного крестьянского хозяйства обеспечить себя рабочей силой.
Позиция помещиков степной полосы: это слабозаселенные территории, где преобладало крупное барщинное хозяйство. Поэтому быстрое освобождение крестьян было невыгодно, так как лишало помещиков бесплатной рабочей силы.
Позиция социалистов-революционеров: передача крестьянам земли в личную собственность и освобождение без выкупа и условий.
ВЫВОД. Все помещики осознали необходимость отмены крепостного права и перевода своего поместья на новые способы хозяйствования, но каждая губерния, думая о своей выгоде, “тянула одеяло на себя”. Окончательное решение вопроса оставалось за редакционными комиссиями и Секретным комитетом.
Несмотря на все сложности 19 февраля 1861 года Александр II подписал все положения о реформе и Манифест об отмене крепостного права (на шестой год своего царствования).
Правительство предполагало неоднозначную реакцию всех слоев населения на проводимую реформу. С 26 февраля на Руси была масленица – пора, когда весь простой люд пьет и гуляет; власти боялись, что, если объявить о реформе, народ взбунтуется, особенно под пьяную руку. Именно поэтому Манифест был опубликован через две недели после подписания, а царская семья покинула столицу, опасаясь волнений. В губерниях велась передислокация войск.
Раздается схема “Основные положения отмены крепостного права. Работа со схемой (Приложение 2) с комментариями учителя.
Проблемный вопрос к группам:
В чью пользу Александр II составил Манифест, чьи интересы учитывались в первую очередь? Почему?
Вопросы для закрепления
- Можно ли назвать эту реформу Великой?
- Почему реформа проводилась “сверху” ?
- Объясните реакцию Л.Н Толстого на текст Манифеста: “Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим.”
- Объясните слова Н.А.Некрасова: “Порвалась цепь великая, порвалась и ударила: одним концом по барину, другим – по мужику”.
ВЫВОД. Положение об отмене крепостного права во многом было компромиссом в пользу помещиков. Крепостное право следовало уничтожить, но правительство не могло и не хотело решать этот вопрос, жертвуя помещиками. Тем не менее, это событие стало причиной глубоких перемен в экономике и обществе и послужило отправной точкой новой эпохи.
Рефлексия
Обсуждение личного опыта каждого учащегося:
- Понравилось ли вам выступать от лица исторических персонажей?
- Насколько их точка зрения вам была близка?
- Смогли ли вы понять проблемы этих людей и этой эпохи?
- Если бы вы оказались в тех исторических реалиях, что бы вы предложили от себя?