Урок "Зарождение революционного народничества и его идеология"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. образовательные: сформулировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России; показать его неразрывную связь с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, вскрыть ошибочные представления народничества;
  2. развивающие: учить извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст, использовать при ответе памятки-алгоритмы;
  3. воспитательные: воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России XIX в.

Понятия: народничество, идеология, радикальный, идеолог, разночинцы, марксизм, конспирация, террор.

Оборудование: выставка книг к уроку по теме “Общественное движение 60-х годов XIX в., иллюстрации, портреты народников: Герцена, Огарева, Чернышевского, Бакунина, Лаврова, Ткачёва, рабочие листы: понятия, план, задания по теме – индивидуальные и групповые.

Эпиграф: Все три пути одинаково целесообразны, все три деятельности одинаково необходимы для скорейшего осуществления народной революции. П. Н. Ткачев.

I. Оргмомент

1. Какой сегодня день? (Учитель предлагает исторический календарь дат, событий, лиц).

2. Что вы можете рассказать?

Учитель. История – прошлое, настоящее, будущее. И мы сегодня изучаем вопрос о развитии общественного движения в XIX в, в период реформ, изменений, вызванных реформами 60-х годов.

II. Изучение нового материала

На доске – название темы, эпиграф, план изучения, познавательное задание.

План.

  1. Причины возникновения народничества.
  2. Революционное движение 60-х годов.
  3. Теория революционного народничества.
  4. Закрепление – рефлексия (кроссворд).

Форма изучения.

  • вводный текст;
  • объяснение учителя;
  • групповая работа;
  • индивидуальные задания;
  • памятки – алгоритмы;
  • кроссворд.

Познавательное задание. Выделить ошибочные взгляды народников.

1. Вводный тест “Причины возникновения народничества”

(Можно представить через кодоскоп или на отдельных листах).

1. Консерватизм как политическая сила призван:

  • придать устойчивость обществу;
  • отражать интересы дворянства;
  • вернуть развитие общества к старым формам.

2. Главные устремления консерваторов были:

  • оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников;
  • защищать крестьян;
  • остаться защитниками старых отношений в обществе.

3. Либералы считали своими главными задачами:

  • поддержку правительства;
  • борьбу за интересы дворянства;
  • борьбу за интересы крестьян.

4. Либералы в России опирались:

  • на незначительную часть интеллигенции;
  • на крестьян и рабочих;
  • на широкие разночинные массы.

5. Радикально настроенная интеллигенция:

  • выражала недовольство умеренным характером реформ годов XIX в.;
  • полностью поддерживала реформы 60-х годов;
  • была безучастна к общественной жизни.

2. Революционное движение 60-х годов

(Объяснение учителя с привлечением дополнительного материала).

1) Герцен и Огарев, журнал “Колокол” (на доске портреты и иллюстрация обложки журнала).

В №1 журнала “Колокол” – эпиграф: “Зову живых!”.

Что представляли:

  • идея “общинного социализма”,
  • борьба против самодержавия,
  • пропаганда революционных событий.

В годину мрака и печали,
Как люди русские молчали,
Глас вопиющего в пустыне
Один раздался на чужбине;
Звучал на почве не родной –
Не ради прихоти пустой,
Не потому, что из боязни
Он укрывался бы от казни;
А потому, что здесь язык
К свободомыслию привык –
И не касалася окова
До человеческого слова.
Привета с родины далекой
Дождался голос одинокий,
Теперь юней, сильнее он,
Звучит, раскачиваясь, звон,
И он гудеть не перестанет,
Пока – спугнуть ночные сны –
Из колыбельной тишины
Россия бодро не воспрянет.

2) Чернышевский Н.Г., журнал “Современник” (портрет, иллюстрация журнала).

Что было главным в его деятельности?

  • пропаганда идеи Герцена “общинного социализма”;
  • ратовал за создание революционной организации;
  • роман “Что делать?” – настольная “библия” для русских революционеров, пример для русских революционеров.

3) “Земля и воля” – 1861 г.

“Разночинцы” – люди разного чина и званий; студенты, чиновники, младшие офицеры, выходцы из мещан, купцов.

Программа:

  1. Созыв парламента и установление демократической республики.
  2. Широкое местное самоуправление.
  3. Равноправие женщин.
  4. Передача крестьянам всей земли.

Практика:

  1. Издание и распространение революционной литературы.
  2. Помощь беглым и ссыльным революционерам.
  3. Подготовка выступлений:
  • 1863 г. – год истечения срока подписания Уставных грамот.
  • 1862 г. – начались аресты членов организации.
  • 1863 г. – не удалось поднять крестьян на революцию.
  • 1864 г. – решение о самороспуске.

3. Теория революционного народничества

Использовать памятку-алгоритм при ответе Источник: Данилов, Косулина. “История государство и народов России” М. 2002 – 04 § 22 – 23 ср. 181 – 184

Понятия: народничество, марксизм, идеология.

Портреты: М.А. Бакунин, П.А. Лавров, П.Н. Ткачёв.

Народники считали народ (крестьянство) реальной политической силой и хотели эту силу сделать сознательной и организованной. Хотели поднять крестьян на революцию, которая дает возможность миновать стадию капитализма и основать строй на основе равенства и справедливости.

Групповая работа: Основное содержание, цели, средства борьбы.

Индивидуальная задание (для подготовленного ученика): значение идей М.А. Бакунина, П. Н. Ткачёва, П.Л Лаврова для революционного движения.

1 группа – Анархистское крыло народничества. Вопросы для разбора:

  1. Отношение Бакунина к учению Маркса.
  2. Кто должен бороться против самодержавия.
  3. Основные положения теории анархизма.
  4. Кто создает будущее свободное общество?

2 группа – Пропагандистское крыло народничество, стр. 183.

  1. Основные задачи революционеров.
  2. Кто должен осуществить подготовку революции?

3 группа – Заговорщическое крыло народничества, стр. 184.

  1. Кто и как должен осуществить революцию?
  2. Роль террора в подготовке революции?
  3. Оправдан ли террор?

Ваше отношение к террору, свяжите с современными событиями.

4. Разбор заданий

Общий вывод. Идеи Бакунина М.А., П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева способствовали развитию деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от политической обстановки усиливалось то или иное народническое течение.

Решение проблемного познавательного задания (ошибки народников).

  1. Народники считали, что демократические, революционные преобразования приведут к социализму.
  2. Капитализм – регресс, шаг назад в развитии общества.
  3. Класс, которому принадлежит будущее – крестьянство.

5. Закрепление – рефлексия (кроссворд)

  1. Идеолог анархистского крыла народничества. (Бакунин).
  2. Идеолог заговорщического крыла народничества. (Ткачёв).
  3. Идеолог пропагандистского крыла народничества. (Лавров).
  4. Журнал, издаваемый Герценом и Огаревым. (Колокол).
  5. Что отрицает теория анархизма Бакунина? (Государство).
  6. Методы, применяемые для сохранения в тайне своего существования нелегальной организацией. (Конспирация).
  7. Политика устрашения. (Террор).
  8. Распространенное учение, защищающее интересы рабочего класса. (Марксизм).
  9. Рабочий класс. (Пролетариат).
  10. Издаваемый за границей журнал, редактором которого был П. Лавров. (“Вперёд”).

6. Домашние задание

§22 – 23, основное понятия темы, исторические портреты.

Приложения

  1. Словарь урока.
  2. Памятка – алгоритм “Характеристика явлений общественной жизни”.