Реализация национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта через интеграцию с основной темой воспитательной работы в гимназии "Нравственные ценности личности" на примере темы "Герои"

Разделы: Иностранные языки


Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать следующими качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться и самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их для решения проблем;
  • критически и творчески мыслить, быть способным генерировать новые идеи;
  • уметь собирать факты для решения задачи, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать обобщения, устанавливать закономерности, аргументировать, делать выводы и на их основе решать новые проблемы;
  • быть коммуникабельным, контактным, уметь работать в группе;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта, нравственности, культурного уровня.

Иностранный язык, являясь способом межкультурного общения и самореализации во внешнем мире, становится реально востребованным в жизни и деятельности человека. Соответственно, значительно возрастает статус иностранного языка как учебной дисциплины, развивающей у учащихся способность использовать язык как инструмент общения в диалоге культур. Это ведёт к необходимости переосмысления целей и задач, радикальному обновлению содержания обучения иностранному языку в школе.

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования определяет основную цель обучения иностранному языку в средней школе: развитие у учащихся необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции при одновременном формировании и совершенствовании личности ребёнка, способной не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.

Национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области явился своевременным документом, так как одной из своих целей ставит “достижение социальной компетентности (компетенции) обучающихся (выпускников)” [1]. “Социальная компетентность - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию, и позволяют человеку устанавливать связи между знаниями и социальной ситуацией, обнаруживать процедуры, подходящие для решения той или иной проблемы” [1].

Социальная компетентность достигается через реализацию требований к содержанию образовательных программ по линиям содержания образования:

  • культурно-историческая;
  • социально-правовая;
  • информационно-методологическая;
  • экологическая;
  • культура здоровья.

При этом качество образования не сводится к знаниям и умениям и характеризуется тремя составляющими:

  • предметно-информационной (формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира);
  • деятельностно-коммуникативной (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих её самоопределение и самореализацию);
  • ценностно-ориентационной (развитие ценностных отношений личности с целью её интеграции в национальную и мировую культуру, современное общество и его совершенствование).

В рабочей программе педагога предусмотрены обязательные и дифференцированные части, опыт обучения основным приёмам и способам познавательной деятельности, линии содержания образования и составляющие качества образования, которые реализуются в рамках изучения той или иной темы на английском языке.

Примерные рекомендации по работе с УМК Opportunities,
Pre-Intermediate, Longman в 9-м классе
Раздел “Module 2. Heroes.” (“Модуль 2. Герои”).

В ходе изучения темы учащиеся имели возможность получить и применить знания при решении следующих задач:

  • учебно-познавательные – дальнейшее формирование навыка чтения с извлечением информации и с полным понимаем на примере различных типов текстов о местных героях, героях-борцах, звёздах спорта и кино, литературных и кино-героях; формирование умения использовать прочитанное для составления грамматического правила, а также собственного высказывания; развитие навыков говорения в виде выражения своего мнения, согласия и несогласия в процессе диалогической и монологической речи; формирование умения в письменной речи: составление вопросов для интервью;
  • развивающие – обогащение и усложнение словарного запаса; усложнение функциональной стороны высказывания; усложнение коммуникативности высказывания (экспрессивность, выразительность); дальнейшее развитие мыслительных операций: выделение главного, сравнение, нахождение аналогии, доказательство и опровержение; объяснение понятия, постановка и решение проблемы;
  • воспитательные – воспитание важнейших нравственных качеств личности на примере реальных и литературных героев; воспитание уважения к мировоззренческим ценностям других народов; формирование отношения к самому себе, к герою и антигерою;

Рекомендуемый материал к теме “Герои”

  • лексический – положительные, отрицательные и нейтральные качества личности; фразовые глаголы; гражданско-правовое; фразы согласия/несогласия и выражения мнения;
  • грамматический – настоящее совершённое, прошедшее простое и прошедшее продолженное время, фразовые глаголы;
  • технические – записи интервью и радиопередачи.

Визитная карточка урока

Класс: 9.

УМК: Opportunities, Pre-Intermediate, Longman.

Тема урока: Герои.

Тип урока: применение полученных знаний.

Цель: Создание условий для выражения своего мнения по теме “Герои”.

Задачи урока:

  • использовать лексику по теме в своих высказываниях;
  • найти в тексте необходимую информацию;
  • высказать своё мнение, согласия или несогласия в ходе дискуссии;
  • определить истинное значение слова “герой”.

Этап урока

Содержание этапа урока

Материал

Содержательные линии

Составляющие качества образования

Обзор Учащиеся восстанавливают тему обсуждения предыдущих уроков, пишут их на карточках и помещают на доску Таблички:

Local heroes
Campaigners
Sports stars
Film heroes
Film stars

   
Мотивация 1. Учащиеся читают текст “Were the James Brothers heroes?” (Приложение 1) и отвечают на вопрос текста. Ответы будут разные. В ходе беседы с учащимися их нужно подвести к первому вопросу урока: Who can be a hero?

2. Аудирование записи интервью матери и дочери “Generation choice”. (Приложение 2) Ответ на вопрос: кого из героев мира музыки предпочитают мать и дочь. Обе имеют своё мнение, т.к. у каждой их них свой герой. Подвести учащихся ко второму вопросу урока: Who is my hero?

На доске вопрос:

Who can be a hero?

 

 

На доске вопрос:

Who is my hero?

Аудиокассета

Культурно-историческая

Ценностно-ориентационная: оценка поведения, поступка.

 

 

 

 

 

Деятельностно– коммуникативная: умение самоопределиться в мире культуры.

Подготовка к дискуссии 1. Учащиеся классифицируют группу прилагательных (качества личности, оценка качества) на “положительные”, “отрицательные” и “нейтральные”. Читают тексты о сверстниках, находят + и – , выбирают себе в друзья и высказываются по плану (Приложение 3). Режим работы: индивидуальный Список слов

 

Предметно-информационная: знание норм речетворчества, моделирование отношения “я и другие”.

Деятельностно-коммуникатив-
ная: умение самоопределиться в группе и межличностных отношениях.

  2. Повторное аудирование беседы матери и дочери, (Приложение 2) с целью определить фразы согласия / несогласия, сильного согласия / несогласия. Аудиокассета Культурно-историческая Предметно-информационная: знание норм общения
Дискуссия Учащиеся готовят в группе обсуждение об одном из любимых или героев.

Шаг 1. Индивидуально составляется мнение о герое, которым ученик восхищается; аргументируется.

Шаг 2. Обмен мнениями в паре, в группе, согласие, несогласие.

Шаг 3. Представление информации от группы.

Учебник, бумага, маркеры. Культурно-историческая Деятельностно-коммуникатив-
ная: умение понимать другую точку зрения, владеть собой, умение выразить себя речевыми средствами.

Ценностно-ориентационная: признание самоценности личности.

Заключение 1. Ответить на вопросы урока

2. Найти подтверждение правильности своего мнения путём поиска и определения значения слова “герой” в толковом англоязычном словаре.

Вопросы урока

Толковые словари

Этнокульторологическое самоопределение Ценностно-ориентационная: ориентация на общечеловеческие ценности.
Рефлексия Учащиеся оценивают, насколько они смогли реализовать свои возможности. Что не получилось и почему? Прогнозируют свою дальнейшую деятельность.     Ценностно-ориентированная
Дополнительный Аудирование песни о герое, который спасёт нас, с заполнением пробелов в тексте (Приложение 4) Аудиозапись

Текст песни с пробелами

   

На данном уроке были созданы условия для формирования социальной компетентности учащихся, так как качество знаний оценивалось, в основном, ценностно-ориентационной составляющей. Кроме того, обсуждение темы “Нравственные ценности личности” в ходе классных часов способствовало обогащению опыта учащихся в формировании гражданской позиции, а также в ведении полемики.

Использованная литература

  1. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, вторая редакция, Екатеринбург, 2002