Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать следующими качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться и самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их для решения проблем;
- критически и творчески мыслить, быть способным генерировать новые идеи;
- уметь собирать факты для решения задачи, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать обобщения, устанавливать закономерности, аргументировать, делать выводы и на их основе решать новые проблемы;
- быть коммуникабельным, контактным, уметь работать в группе;
- самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта, нравственности, культурного уровня.
Иностранный язык, являясь способом межкультурного общения и самореализации во внешнем мире, становится реально востребованным в жизни и деятельности человека. Соответственно, значительно возрастает статус иностранного языка как учебной дисциплины, развивающей у учащихся способность использовать язык как инструмент общения в диалоге культур. Это ведёт к необходимости переосмысления целей и задач, радикальному обновлению содержания обучения иностранному языку в школе.
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования определяет основную цель обучения иностранному языку в средней школе: развитие у учащихся необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции при одновременном формировании и совершенствовании личности ребёнка, способной не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.
Национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области явился своевременным документом, так как одной из своих целей ставит “достижение социальной компетентности (компетенции) обучающихся (выпускников)” [1]. “Социальная компетентность - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию, и позволяют человеку устанавливать связи между знаниями и социальной ситуацией, обнаруживать процедуры, подходящие для решения той или иной проблемы” [1].
Социальная компетентность достигается через реализацию требований к содержанию образовательных программ по линиям содержания образования:
- культурно-историческая;
- социально-правовая;
- информационно-методологическая;
- экологическая;
- культура здоровья.
При этом качество образования не сводится к знаниям и умениям и характеризуется тремя составляющими:
- предметно-информационной (формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира);
- деятельностно-коммуникативной (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих её самоопределение и самореализацию);
- ценностно-ориентационной (развитие ценностных отношений личности с целью её интеграции в национальную и мировую культуру, современное общество и его совершенствование).
В рабочей программе педагога предусмотрены обязательные и дифференцированные части, опыт обучения основным приёмам и способам познавательной деятельности, линии содержания образования и составляющие качества образования, которые реализуются в рамках изучения той или иной темы на английском языке.
Примерные рекомендации по работе с УМК
Opportunities,
Pre-Intermediate, Longman в 9-м классе
Раздел “Module 2. Heroes.” (“Модуль 2. Герои”).
В ходе изучения темы учащиеся имели возможность получить и применить знания при решении следующих задач:
- учебно-познавательные – дальнейшее формирование навыка чтения с извлечением информации и с полным понимаем на примере различных типов текстов о местных героях, героях-борцах, звёздах спорта и кино, литературных и кино-героях; формирование умения использовать прочитанное для составления грамматического правила, а также собственного высказывания; развитие навыков говорения в виде выражения своего мнения, согласия и несогласия в процессе диалогической и монологической речи; формирование умения в письменной речи: составление вопросов для интервью;
- развивающие – обогащение и усложнение словарного запаса; усложнение функциональной стороны высказывания; усложнение коммуникативности высказывания (экспрессивность, выразительность); дальнейшее развитие мыслительных операций: выделение главного, сравнение, нахождение аналогии, доказательство и опровержение; объяснение понятия, постановка и решение проблемы;
- воспитательные – воспитание важнейших нравственных качеств личности на примере реальных и литературных героев; воспитание уважения к мировоззренческим ценностям других народов; формирование отношения к самому себе, к герою и антигерою;
- лексический – положительные, отрицательные и нейтральные качества личности; фразовые глаголы; гражданско-правовое; фразы согласия/несогласия и выражения мнения;
- грамматический – настоящее совершённое, прошедшее простое и прошедшее продолженное время, фразовые глаголы;
- технические – записи интервью и радиопередачи.
Класс: 9.
УМК: Opportunities, Pre-Intermediate, Longman.
Тема урока: Герои.
Тип урока: применение полученных знаний.
Цель: Создание условий для выражения своего мнения по теме “Герои”.
Задачи урока:
- использовать лексику по теме в своих высказываниях;
- найти в тексте необходимую информацию;
- высказать своё мнение, согласия или несогласия в ходе дискуссии;
- определить истинное значение слова “герой”.
Этап урока |
Содержание этапа урока |
Материал |
Содержательные линии |
Составляющие качества образования |
Обзор | Учащиеся восстанавливают тему обсуждения предыдущих уроков, пишут их на карточках и помещают на доску | Таблички: Local heroes |
||
Мотивация | 1. Учащиеся читают текст “Were the James Brothers
heroes?” (Приложение 1) и отвечают на
вопрос текста. Ответы будут разные. В ходе беседы
с учащимися их нужно подвести к первому вопросу
урока: Who can be a hero? 2. Аудирование записи интервью матери и дочери “Generation choice”. (Приложение 2) Ответ на вопрос: кого из героев мира музыки предпочитают мать и дочь. Обе имеют своё мнение, т.к. у каждой их них свой герой. Подвести учащихся ко второму вопросу урока: Who is my hero? |
На доске вопрос: Who can be a hero?
На доске вопрос: Who is my hero? Аудиокассета |
Культурно-историческая |
Ценностно-ориентационная: оценка
поведения, поступка.
Деятельностно– коммуникативная: умение самоопределиться в мире культуры. |
Подготовка к дискуссии | 1. Учащиеся классифицируют группу прилагательных (качества личности, оценка качества) на “положительные”, “отрицательные” и “нейтральные”. Читают тексты о сверстниках, находят + и – , выбирают себе в друзья и высказываются по плану (Приложение 3). Режим работы: индивидуальный | Список слов |
|
Предметно-информационная: знание норм
речетворчества, моделирование отношения “я и
другие”. Деятельностно-коммуникатив- |
2. Повторное аудирование беседы матери и дочери, (Приложение 2) с целью определить фразы согласия / несогласия, сильного согласия / несогласия. | Аудиокассета | Культурно-историческая | Предметно-информационная: знание норм общения | |
Дискуссия | Учащиеся готовят в группе обсуждение об
одном из любимых или героев. Шаг 1. Индивидуально составляется мнение о герое, которым ученик восхищается; аргументируется. Шаг 2. Обмен мнениями в паре, в группе, согласие, несогласие. Шаг 3. Представление информации от группы. |
Учебник, бумага, маркеры. | Культурно-историческая | Деятельностно-коммуникатив- ная: умение понимать другую точку зрения, владеть собой, умение выразить себя речевыми средствами. Ценностно-ориентационная: признание самоценности личности. |
Заключение | 1. Ответить на вопросы урока 2. Найти подтверждение правильности своего мнения путём поиска и определения значения слова “герой” в толковом англоязычном словаре. |
Вопросы урока Толковые словари |
Этнокульторологическое самоопределение | Ценностно-ориентационная: ориентация на общечеловеческие ценности. |
Рефлексия | Учащиеся оценивают, насколько они смогли реализовать свои возможности. Что не получилось и почему? Прогнозируют свою дальнейшую деятельность. | Ценностно-ориентированная | ||
Дополнительный | Аудирование песни о герое, который спасёт нас, с заполнением пробелов в тексте (Приложение 4) | Аудиозапись Текст песни с пробелами |
На данном уроке были созданы условия для формирования социальной компетентности учащихся, так как качество знаний оценивалось, в основном, ценностно-ориентационной составляющей. Кроме того, обсуждение темы “Нравственные ценности личности” в ходе классных часов способствовало обогащению опыта учащихся в формировании гражданской позиции, а также в ведении полемики.
Использованная литература
- Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, вторая редакция, Екатеринбург, 2002