"Зачет в системе дифференцированного обучения математике"

Разделы: Математика


Независимо от внешних условий и качества образовательного процесса, расслоение учеников по достигнутым результатам на выходе всегда неизбежно. Тогда возникает проблема: как добиться того, чтобы каждый учащийся овладел важнейшими умениями и навыками? Может, стоит видоизменить образовательный процесс так, чтобы уйти от информационно-перцептивного обучения к информационно-деятельностному? В своей работе я стала планировать три уровня результатов обученности: минимальный, общий и продвинутый. Но уровни результатов планировала до начала изучения темы, чтобы сделать их открытыми для учащихся, тем самым, предоставляя им право выбора уровня. Это позволило видоизменить образовательный процесс, выстраивая его как последовательное решение серии целесообразно подобранных задач. Часть из них я решаю сама, часть со всеми учащимися, какие-то составляют индивидуальные траектории движения для некоторых детей. Формы и методы организации образовательного процесса я варьирую в зависимости от особенностей класса, конкретного ученика, тех объективных и субъективных условий, которые возникают в ходе урока.

Для систематического контроля за достижением уровней обученности я выбрала форму зачёта. Зачёты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания и по характеру проведения (предусматривается пересдача в случае отрицательного результата). Именно эти свойства, я считаю, наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Оценка результатов сдачи зачёта я осуществляю по двухбалльной шкале; “зачтено” – “не зачтено”. Зачёты провожу по каждой теме. Их содержание отбираю таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно. Каждый ученик сдаёт все предусмотренные планом зачёты. Зачет считаю сданным, если ученик выполнил верно все предложенные задачи обязательного уровня. Зачетную работу я составляю обычно из двух частей: обязательной и дополнительной. В первую часть входят задачи минимального уровня, за выполнение которых ученик получает отметку “зачтено”; дополнительная часть – это задачи общего и продвинутого уровней, за выполнение которых учащийся получает отметку 4 или 5. Можно увеличить число дополнительных заданий, включив резервные и предоставив учащимся возможность выбора. Это позволяет объективнее и точнее дифференцировать учащихся по уровню их подготовки. Итоговое оценивание знаний школьника непосредственно зависит от результатов сдачи зачётов. Оценка является положительной только при условии, если все зачеты сданы.

Я выбрала такой вид зачёта как тематический. Он проводится в конце изучения темы и направлен на проверку усвоения материала в целом. В начале изучения темы я вывешиваю в классе список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки по данной теме, подчёркивая, что подобные им необходимо будет решать на зачёте. Объем зачёта рассчитан, чаще всего, на один урок.

Приведу пример тематического зачёта по теме “Функции” (7-й класс).

Обязательная часть

  1. Функция задана формулой у = 2х – 1. При каком значении аргумента функция принимает значение, равное 0; равное 5?
  2. Постройте график функции у = – 2х. С помощью графика определите, чему равно у при х = 0; х = –2. Проходит ли график через точку А (12; – 20)?
  3. Постройте график функции у = 3.

Дополнительная часть

  1. Задайте формулой функцию, график которой параллелен графику функции у = 3х и проходит через точку А (–15; 34).
  2. Постройте график функции у =

Зачёт провожу за один – два урока до запланированного окончания изучения темы. При пересдаче зачёта ученик отчитывается только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за всё зачетное задание. Открытость уровней, их посильность, возможность повторно выполнить зачетную работу позволяют учащимся повысить мотивацию и поверить в собственные силы.