Описанная тема состоит из двух учебных часов. Первый час посвящён объяснению теоретического материала. Второй - отработке навыков работы в локальной сети.
Тема урока: Локальные компьютерные сети.
Основные задачи:
образовательные | - познакомить учащихся с основными понятиями, с основными устройствами компьютерной сети, технологией передачи и обработки данных; |
развивающие | - сформировать у учащихся целостное представление о работе компьютерных сетей; |
воспитательная | - развитие познавательного интереса у учащихся, основ коммуникативного общения. |
Оборудование: компьютеры, соединённые в локальную сеть, медиапроектор.
Программное обеспечение: презентация в PowerPoint “Компьютерные сети (Локальная сеть)”, Проводник Windows, Internet Explorer, MS Word.
План урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и постановка цели урока
III. Изучение нового материала с использованием презентационного оборудования
1. Что такое компьютерная сеть.
2. Что такое локальная сеть.
3. Виды локальной сети.
- Программное обеспечение сетей с выделенным сервером.
4. Аппаратное обеспечение сети
5. Компоненты локальной сети
6. Программное обеспечение сети.
7. Режимы доступа к ресурсам сети.
IV. Закрепление полученных знаний (тест на компьютере с использованием приложения Internet Explorer - текст программы написан на языке JavaScript). При контроле используется 4 варианта теста.
Примерные вопросы теста
1. Для передачи 7 Мбайт информации с одного компьютера на другой (компьютеры в одном помещении) предпочтительнее использовать:
- локальную компьютерную сеть;
- дискету;
- винчестер;
- глобальную компьютерную сеть
2. Информация передаётся со скоростью 2,5 Кбит/с. Какой объём информации будет передан за 20 минут?
- 8 Кбайт;
- 3000 Кбайт;
- 50 Кбайт;
- 375 Кбайт.
3. Локальная сеть …
- не предназначена для передачи больших файлов;
- предназначена для объединения компьютеров,
установленных в одном помещении, в одном здании
или в нескольких близко расположенных зданиях;
- служит для объединения компьютеров в пределах
одного континента;
- служит для объединения компьютеров только в
пределах одной комнаты.
4. В каких сетях все компьютеры равноправны?
- в одноранговых сетях;
- в сетях с выделенным сервером;
- в электрических сетях;
- в глобальных сетях.
5. Как называется компьютер в локальной сети, на котором хранится основная часть программного обеспечения, как правило, установлен самый производительный процессор, большая оперативная и дисковая память?
- сервер;
рабочая станция;
- концентратор;
- персональный компьютер.
6. В каком компьютере локальной сети можно установить жёсткий диск с небольшой информационной ёмкостью (или диск вообще может отсутствовать):
- в сервере;
- в рабочей станции;
- в концентраторе;
- нет верного ответа.
7. Какая операционная система устанавливается на рабочих станциях локальной сети?
- cерверная ОС;
- клиентская ОС;
- терминальная ОС;
- символьная ОС.
8. Какое устройство изображено на рисунке?
- сетевая плата;
- модем;
- концентратор;
- коннектор.
9. Как называется устройство, которое служит для соединения компьютеров в локальную сеть?
- концентратор;
- модем;
- коаксиал;
- сетевая плата.
10. Какой цифрой указано гнездо для кабеля локальной сети на задней панели компьютера?
-1;
- 2;
- 3;
- 4.
11. В чём главное отличие Hub от Switch?
- в названии;
- в установке максимальной скорости передачи
данных в локальной сети (в зависимости от типа
сетевых плат);
- в количестве портов;
- эти устройства абсолютно одинаковы.
12. Может ли быть использован домашний компьютер в качестве выделенного сервера домашней локальной сети?
- может при установке серверной ос и
соответствующих технических характеристиках;
- не может;
- может использоваться только в качестве рабочей
станции;
- может при установке серверную ОС.
13. Может ли функционировать компьютерная сеть, если компьютерам не присвоены IP-адреса и адрес маски подсети?
- будет, но скорость обмена информацией будет
замедлена;
- будет функционировать с максимальной скоростью
обмена;
- компьютерная сеть не будет функционировать;
- будет, если в сети всего два компьютера.
14. При каком виде доступа можно просмотреть, переименовать, скопировать, удалить любую папку или файл на любом удалённом компьютере в сети.
- общий доступ;
- ограниченный доступ;
- сетевой доступ;
- максимальный доступ.
15. Какой доступ позволит использовать удалённому компьютеру в сети сетевой принтер?
- общий доступ к дискам, папкам;
- ограниченный доступ к дискам, папкам;
- ограниченный доступ к устройствам;
- общий доступ к устройствам.
При выполнении практической работы подразумевается, что учащиеся умеют работать с приложениями MS Word и Проводник Windows.
Пример практической работы
1 вариант (Компьютер № 1)
1. Найдите и откройте документ с именем “Задание для компьютера № 1”.
1.1. Откройте Проводник.
1.2. Щёлкните мышкой в левой панели - Сетевое окружение - Вся сеть – Microsoft Windows Network - School2 - Teach – “Задания” (папка “Задания” имеет уровень доступа Открыть общий доступ к этой папке —> файлы можно открыть только для чтения)1.
1.3. Откройте документ “Задание для компьютера № 1”.
2. Заполните предложенную форму – впишите свою фамилию, имя, класс.
3. Файл сохраните под именем “Отчёт компьютера № 1” по адресу – Teach – С – папка “Отчёты”. Для этого выполните следующие действия: Файл - Сохранить как - Сетевое окружение - Вся сеть - Microsoft Windows Network - School2 - Teach – “Отчёты” (папка “Отчёты” имеет уровень доступа Разрешить изменения по сети —> файлы можно открыть для чтения и записи).
4. Выполните задание. Скопируйте рисунок с удалённого компьютера и вставьте в конце документа “Отчёт компьютера № 1”.
4.1. Щёлкните мышкой Сетевое окружение - Вся сеть – Microsoft Windows Network - School2 – Comp 5 – “Практические”.
4.2. Скопируйте файл Рис 1 (выделите файл, щёлкните правой кнопкой мыши, в появившемся контекстном меню выберите пункт Копировать).
4.3. Перейдите в документ “Отчёт с компьютера № 1” (используя Панель Задач).
4.4. Вставьте рисунок в конце документа (щёлкните правой кнопкой мыши, в появившемся контекстном меню выберите пункт Вставить).
4.5. Повторно сохраните документ (Файл - Сохранить)
4.6. Дополнительные задание:
Заполните таблицу (таблица находится в исходном файле “Задание для компьютера № 1”)
Дополнительные задания |
|||
Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 |
4.6.1. Вставьте рисунок “Рис 1д” в ячейку под заголовком Задание № 1 (рисунок находится в папке “Практические”, расположенной на компьютере 5, вставка производится аналогично пунктам 4.1.-4.4.).
4.6.2. Вставьте текст из файла под названием “Текст 1д” в ячейку под заголовком Задание № 2 (текст находится в папке “Практические”, расположенной на компьютере 6, для вставки используйте пункты меню Вставка – Файл…, - Сетевое окружение и т.д.).
4.6.3. Вставьте рисунок “Рис 2д” в ячейку под заголовком Задание № 3 (рисунок находится в папке “Практические”, расположенной на компьютере 7).
4.6.4. Вставьте текст из файла под названием “Текст 2д” в ячейку под заголовком Задание № 4 (текст находится в папке “Практические”, расположенной на компьютере 8, вставка производится аналогично пункту 4.6.2.).
4.7. Повторно сохраните документ (Файл - Сохранить).
5. Закройте документ и приложения MS Word и Проводник Windows.
Результатом выполнения учащимися практической работы является повторение следующих тем: Операционная система, текстовый редактор MS Word, приложение Проводник Windows и получение навыков работы в локальной сети.
V. Домашнее задание.
Использованная литература
- Семакин И.Г. Учебник Информатика. Базовый курс для 7-9 классов / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – М. Лаборатория Базовых знаний, 1999 г.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов /Н.Д. Угринович. - М. Лаборатория Базовых знаний, 2002 г.
- Леоньтев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет 2003 – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
_____________
1 Здесь и далее курсивом выделены комментарии для пояснения. В оригинальной практической работе – отсутствуют.