Урок на тему "Созвучье муз"

Разделы: Музыка


Вступительное слово учителя.

Ребята, на уроках литературы вы прочитали замечательную поэму "Руслан и Людмила" .

Вы говорили о том, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. С какими? Посмотрите, как оформлен наш класс. На уроках ИЗО и дома вы создавали свои иллюстрации к поэме. Трудно ли было выбрать сюжет для вашего рисунка? Легко ли иллюстрировать произведения Пушкина?

Ответы: Язык образный, красочный. Когда читаешь, перед глазами, как живые встают его герои – так умело рисует их словами автор.

Учитель: Вот мы и обнаружили связь литературы и живописи. А связаны ли литература и музыка? (Музыка производит на нас впечатления, как и стихи. Она пленяет необычной красотой и поэтичностью, восхищает величием и ясностью).

Тема нашего урока: "Созвучье муз" – созвучье вдохновения, творчества двух гениальных художников Пушкина и Глинки. Созвучье музыки и слова поэтического. Стихи и музыка едины. Они говорят о том, как красив человек, сколько возвышенного в его душе: в героизме, преданности Родине, в дружбе, в любви.

Стихи и музыка воспевают жизнь, утверждают победу добра и разума. Поэтому эпиграфом мы выбрали слова: "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" Прежде чем мы начнём слушать музыку, музыкальные загадки, послушаем рассказ о композиторе Михаиле Ивановиче Глинке. Подумайте над вопросом: "Что общего в биографии Глинки и Пушкина?"

Рассказ ученика о М.И. Глинке.

Ответы после рассказа: Оба – современники, рано увлеклись поэзией, музыкой; любовь к народному творчеству (через сказки няни): Глинка – одноклассник брата Пушкина Лёвушки – знал и любил стихи поэта.

Учитель: Опера-сказка Глинки "Руслан и Людмила» – одна из лучших.

Как вы думаете, легко ли положить музыку на стихи?

Ответы... (Общий вывод: "Трудно!")

Учитель: Да, трудно! Нужно подобрать инструменты и музыку так, чтобы точнее показать характер героев. И в то же время музыка усиливает выразительность текста. А звучит ли музыка на страницах поэмы? Какие инструменты упоминаются в тексте?

Ответ: Народные: арфа, волынка, гусли, бубны, рог. Рассматривание изображений по рисункам.

Учитель: А в опере какие инструменты?

Ответ: Симфонические.

Учитель: Работа над оперой продолжалась 5 с лишним лет. На сцене опера была поставлена 27 ноября 1842 года. День премьеры стал нелёгким испытанием для композитора. А что такое премьера?

Ответ: Первая постановка на сцене.

Учитель: Правильно, но премьере предшествовали довольно неприятные события. Художник Роллер неожиданно поссорился с дирекцией театра, небрежно выполнил некоторые декорации к опере-сказке. Любимая певица Глинки заболела. Её роль пришлось передать совсем неопытной исполнительнице. Всё это не могло не оказать влияния на публику. Только с третьего спектакля определился успех постановки. В один сезон опера прошла 32 раза! А теперь, переходя к самой опере, давайте вспомним, с чего начинается опера.

Ответ: С увертюры.

Учитель: Для чего служит увертюра? Что означает это слово?

Ответ: Открывает музыкальное произведение. Происходит от французского слова «открывать».

Учитель: Увертюра была написана после завершения всей оперы и содержит обобщение всех идей. В ней нет ни одной мелодии, которые бы затем не использовалась в опере. Какие чувства у вас вызывают эти мелодии?

Ответы: Похищение Людмилы (испуг, страх), ария Руслана (восторженная, певучая), финал (радость, восторженность).

Учитель: Давайте представим, что мы в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители заходят в зал и рассаживаются по своим местам. Постепенно гаснут люстры....

Выходит дирижёр. И мы слышим звуки музыки....

Звучит увертюра: 2 минуты.

Учитель: О чём нам рассказала музыка?

Ответ: Кратко передано содержание всей оперы: победа добра над злом.

Учитель: А как вы думаете, в поэме Пушкина есть увертюра? Как она называется?

Ответ: Есть – вступление, предисловие.

Учитель: Вспомните, когда была написана поэма? А вступление?

Ответ: В 1819 году, и только через 9 лет было дописано вступление.

Учитель: Какова его роль?

Ответ: Вводит нас в сказочный мир, создаёт настрой на восприятие.

Учитель: Сегодня мы с вами послушаем отрывки из оперы Глинки. Для вас – это музыкальные загадки, ответы к которым вы должны найти в тексте поэмы. Слушаем первый отрывок. Вам надо будет ответить на вопрос: кого рисует этот отрывок?

Дети слушают отрывок.

Ответ: Рисует Черномора.

Учитель: Какая музыка?

Ответ: Резкая, отрывистая, маршевая.

Учитель: Как к Черномору относится Глинка, если Черномор немой герой, а остальные поют арии? Какой жанр музыки избирает композитор для раскрытия образа.

Ответ: Марш заменяет арию, с его помощью композитор показывает злую сущность Черномора.

Учитель: Какими средствами музыкальной выразительностью пользуется композитор?

Ответы:

1. Духовые, ударные инструменты и колокольчики.
2. Мелодия повторяется.
3. Музыка отрывистая.
4. Лёгкие аккорды.

Учитель: Здесь необычный состав инструментов (духовые, ударные, колокольчики). Почему?

Ответ: Для усиления фантастичности и сказочности.

Учитель: Представьте, что вы, художник по костюмам, участвуете в создании спектакля. Каков будет ваш Черномор?

Словесное рисование.

Учитель: Послушаем следующую музыкальную загадку: какого героя она характеризует, что вы можете сказать об этой музыке?

Звучит ария Руслана  2,5 минуты.

Ответ: Это отрывок из арии Руслана. Музыка суровая, мужественная, сдержанная. Музыка передаёт скорбь, печаль. Рисует богатырский образ Руслана.

Учитель: Помогает ли композитор понять переживания героя?

Ответ: Да, помогает. Раздумья Руслана навеяны пустым полем.

Учитель: Да, начало арии – оркестровое вступление. Рисует картину поля. Музыка усиливает выразительность, в ней видны лучшие качества Руслана: твёрдость духа, богатырская сила, мужество, верность любви.

Учитель: Подберите строки поэмы

Ответы: (песнь 3). Выразительное чтение строк с 109-ой по 110-ю.

Учитель: Обратите внимание на репродукции картин Васнецова, Рериха. Какое чувство мог испытывать Руслан, глядя на поле, "Усеянное костями"? Какие средства использует художник (тьма), композитор (музыка), поэт (скорбь, грусть).

Учитель: Попробуйте по характеру музыки узнать, о ком пойдёт речь. Звучит вступление к арии Людмилы. Речь пойдёт о Людмиле. Звучит продолжение арии.

Учитель: Охарактеризуйте музыку. Соответствует ли она характеру Людмилы?

Ответ: Да. Музыка соответствует характеру Людмилы. Она жизнерадостная, весёлая, лёгкая. В середине немного напевная, грустная.

Учитель: Каватина Людмилы – её музыкальный портрет. Передаёт ли музыка её душевное состояние?

Ответ: Да. То грустная, то весёлая, то ласковая, то печальная.

Учитель: Какой образ создаёт поэт в поэме?

Ответ: Образ приветливой, милой девушки. Мелодия подчёркивает её жизнерадостность.

Учитель: Итак, музыка помогает понять характер Людмилы. А как к ней относится поэт?

Ответ: Называет "меньшой дочерью". Обычно самый младший ребёнок, самый любимый, немного избалованный. Поэт относится к ней с нежностью, с любовью, с ласковой иронией.

Учитель: Есть ли подробное описание героини?

Ответ: Нет. Но поэт постоянно говорит о своём отношении к героине, восхищается её красотой.

Учитель: Слушаем последнюю загадку.

Звучит отрывок: рондо Фарлафа.

Учитель: Что вы можете сказать об этой музыке?

Ответ: Музыка быстрая, похожая на скороговорку. Мотив повторяется.

Учитель: Кто может так говорить?

Ответ: Фарлаф.

Учитель: Передаёт ли музыка душевное состояние героя?

Ответ: Да. Герой упивается  грядущим торжеством.

Учитель: Стремительная скороговорка – бурный восторг – характеризует этого героя.

Учитель: Подберите строки из поэмы Пушкина к этой музыкальной иллюстрации. На какие черты характера обращает внимание автор-композитор?

Текст Музыка
Хвастовство Быстрый темп
Показная удаль Отрывистые музыкальные фразы
Трусость Скороговорка.

Заключение.

Учитель: Итак, мы прощаемся с прекрасной Людмилой, отважным Русланом, коварным Черномором. Можите ли вы определить по моей интонации, какие чувства я испытываю? Да, конечно, грусть. Но и радость, ведь впереди новые встречи.

Наш урок подходит к концу. Хочется ли вам в дальнейшем при изучении произведений литературы обратиться к музыке?

Общий вывод

Учитель: Оправдано ли название нашего урока – «Созвучие Муз»?

Ответ: Да, оправдано. Мы убедились, что, действительно, музыка и литература не только неразрывно связаны между собой, но и взаимно дополняют друг друга, обогащают, вносят новые краски и в музыкальные и в литературные произведения.

Домашнее задание. Задание выбирают сами ребята.

Напишите отзыв об уроке. Или расскажите, какой музыкальный отрывок вам понравился больше и почему? Или нарисуйте иллюстрации.

На данный урок был составлен отзыв Главным специалистом Управления образованием Администрации г. Якутска Полятинской Л.П., текст которого находится в приложении.