Урок на тему "Повесть временных лет - исторический и литературный памятник"

Разделы: История и обществознание


Вступительное слово учителя:

Ребята, на протяжении нескольких уроков истории мы с Вами изучали тему: “Повесть временных лет” - источник изучения периода феодальной раздробленности на Руси, а сам документ – как исторический памятник. На уроках литературы Вы изучали “Повесть временных лет” как памятник литературы. Сегодня мы попытаемся доказать, что “Повесть временных лет” является одновременно и памятником историческим, и памятником литературным.

II. Фронтальная беседа с классом:

Учитель: Что собой представляет повесть?

Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и
положенный основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.

Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?

Ответ: В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые замечательные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года - хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV - хранится в библиотеке А Н РФ (Ипатьевская летопись).

Учитель: Почему эти копии так называются?

Ответ: Лаврентьевская летопись названа по имени её писца - монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году. Сведения эти мы узнаём из записи Лаврентия в конце переписанной им рукописи. Лаврентьевская летопись – это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама “Повесть временных лет” и, так называемая “Суздальская летопись”, доведённая до 1305 года.

Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранению - Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей, и в том числе “Повесть временных лет”. В данном документе повествование доводится до 1202 года.

Учитель: В чём их отличия?

Ответ: Главное различие между списками в их конце: Лаврентьевская летопись доводит повествование до 1110, а в Ипатьевском списке повесть переходит в летопись Киевскую.

Учитель: Кто является автором повести?

Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-
Печерского монастыря Нестор, живший в начале XII века.

Учитель: Что является источниками повести?

Ответ: Так как повесть не является единым произведением, а летописном сводом, источниками для неё послужили: Киево-Печерский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, “Сказание о грамоте Словенской”, Придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печерского монастыря и другие.

Учитель: В чём особенность повести и заслуга Нестора?

Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является ее прямая связь с всемирной историей.

Учитель: О ком вы узнали из повести?

Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневековой Руси.

Учитель: Что вы помните о Владимире Мономахе?

Ответ: В центре внимания одной из редакции повести находятся события, связанные с деятельностью Владимира Мономаха, где говорится о семейных делах Мономаха, данные о византийских императорах, с которыми состояли в родстве Мономахи.

Ответ: Владимир Мономах был Великим Киевским князем в 1113-1125 гг. Он был известен народу, как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем. В частности, он написал “Поучение детям”.

Учитель: Чему Мономах учил и к чему призывал в своём “Поучении”?

Ответ: Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги.

Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви.

Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.

Большую роль отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”

Учитель: Что осуждал Мономах?

Ответ: Мономах осуждал междоусобицы, пользование военной помощи чужаков, распри, раздробленность государства: “Зачем мы губим Русскую землю, сами поднимая взаимную вражду, а в это время половцы радуются, что мы воюем друг с другом, и они стремятся по частям уничтожить нашу землю. Будем же единодушны и сохраним Русскую землю!” Съезд в Любече в 1097!

Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: “Се повести времяньных леть, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть.”

В заглавии прослеживается чёткий план, поэтому заглавие можно считать планом самой Повести (зачитываем план с доски).

Учитель: Действительно, здесь виден стройный план исторического сочинения. Создатели Повести ставили перед собой конкретные вопросы. Какие?

Ответ: Как возникла Русская земля?

Учитель: Какое значение имела слово “земля”?

Ответ: Территория, народ, государство.

Учитель: Какие еще вопросы ставят авторы повести в ее заглавии?

Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии?

Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?

Учитель: Вывод: “Повесть это не история князей, а история государства, история Русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописцев не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории Русской земли”.

Учитель: Идея Повести: “Необходимость мира, и договора, “ряда” между князьями и успешной борьбы с внешними врагами”.

III. Работа с первоисточниками (задания на 4 группы)

Учитель: Давайте постараемся выяснить, почему это, казалось бы, историческое произведение

считается величайшим памятником литературы.

Учениками зачитываются отрывки летописного текста и отрывки из учебников истории об Олеге.

Учитель: Вывод: в учебнике сухое изложение фактов, в Повести же эти события приобретают

занимательный интригующий характер. Это художественное произведение. В нём автор

домысливает факты, излагает их с писательским мастерством.

IV. Общий вывод: С какой целью создавалась Повесть?

Учитель: Это было время княжеских междоусобиц, частых набегов на Русь. С болью и тревогой всматривались монахи-летописцы в распадавшееся, терзаемое и своими князьями, и врагами отечество. Необходимо было разобраться, понять, отчего утрачивалось былое могущество, отчего немирно стало на Русской земле и враги осмелели вновь. Для этого надо было вспомнить, какой была Русь при старых князьях, “отцах и дедах”, иже...

Сообщение ученика: ...

Учитель: Повесть - книга преследующая чисто практическую задачу...

Вывод: Итак, интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, что бы “поучить” князей-современников политической государственные мудрости, разумному управлению государством. Это и побудило монахов Киево-Печерской обители стать историками.