Тема: “Исследовательская деятельность”
Школьный учитель, как правило, является носителем “застывшего” знания, собрания фактов, переданного нам (в образование) наукой.
Действительно так: сколько себя помню
- как изучали безударные гласные
- так и изучаем
- как учили таблицу умножения, так и учим. Как было 33 знака в русской азбуке – так и есть.
Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик прикоснутся к таинству получения нового (пусть даже субъективно нового) знания и начнем осваивать технику этой работу “Исследованию все возрасты покорны” исследователями могут быть даже воспитанники детского сада, дети с задержкой в развитии, а тем более школьники и одаренные дети. Конечно, в каждом случае есть свои методические особенности, но – исследовательский подход один.
Один из главных путей развития интеллектуально–творческого потенциала личности ребенка – это исследовательская практика. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко переносятся во все виды деятельности, т.к. они легко прививаются.
Ведь мы должны помнить, что самые ценные и прочные знания не те, которые выучены, а те, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих собственных изысканий.
Психологи давно подметили такую особенность, что умственная деятельность ученого, делающего “эпохальное” открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, - идентичны по своей внутренней “механике”. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя как ученому, чем получать знания в “готовом виде” - т.е. заучивать.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать – это индикаторы детской одаренности. (Пример “вездесущих” мальчишек). Слова из песни: “Из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки
Из.......................
Из...................... и батареек
Сделаны наши мальчишки”
Учителя стажисты знают, что обучение должно быть “проблемным”, т.е. содержать элементы исследовательского поиска. И некоторые из нас так и делают: ставят проблемные вопросы, учат делать умозаключения и обобщения или выводы. И лишь совсем немногие говорят, что учение должно быть с “увеличением”, о “школе радости”.
Но ведь мы это тоже проходили. Вспомните В.А.Сухомлинского, Ш.АмонаШвили. Это были “школы радости”. Где радостным является прежде всего – основной вид деятельности – учение.
Но это совсем не значит, что эту работу перенести в массовую школу в обучение.
Для этого есть домашние условия. Исследования надо перенести на дом. Это может быть и специальное действие и продолжение классного общения
- Рвать бумагу, складывать и смотреть, что получится (Рваная аппликация).
- Наблюдать за рыбками в аквариуме и делать записи.
- Изучать поведение синиц за окном и помогать им.
- Проводить опыты с разными предметами.
- Разбирать игрушки, изучая их устройство. (Почему дети ломают игрушки? Заглядывают внутрь).
Наша задача:
- помочь в проведении этих исследований;
- сделать их полезными и безопасными для ребенка и окружающих его людей.
Помощь нужна от нас на всех этапах лишь в первое время:
- при выборе предмета исследования;
- при поиске методов его изучения;
- при сборе и обобщении материала;
- доведении дела до логического завершения.
Чтобы разобраться в методической стороне, кратко рассмотрим несколько общих вопросов. Какой может быть исследовательская деятельность детей.
В современной педагогике различается 3 уровня реализации “исследовательского обучения”.
1. Уровень. Самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение находит сам ребенок.
2. Уровень. Взрослый ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.
3. Уровень. Высший. Все осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. (Как показали исследования, даже дошкольники способны работать на любом уровне).
Структура учебного исследования. Его этапы.
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита проекта.
Все эти этапы на первый взгляд кажутся пугающими сомнительными. Но сразу все рассеивается, как только начнется исследовательская работа.
Рассмотрим последовательно каждый этап.
* Как выбрать тему исследования. Их (все темы) можно разделить на 3 группы:
- фантастические (несуществующие самим разработать);
- эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);
- теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.п. и др.).
Правила выбора темы
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).
- Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).
Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.
Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т.е. база для решения данной проблемы.
* Учимся выдвигать гипотезы. “Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений”.
“Гипотеза” - от греческого – “основание” - предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Как рождаются гипотезы?
1. Это проблема. А она откуда берется?
Сначала собираются и анализируются отдельные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие эксперименты, размышления и многое другое. Затем все это позволяет увидеть что-то необычное, неожиданное. В результате – проблема, а для ее решения вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень. Для детских вполне могут быть такие: “почему светит солнце?”, “почему играют котята?”, “почему попугаи могут разговаривать?” Песня 100000 почему живут на белом свете, 100000 почему гуляют по планете). Эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотезы – основа процесса творческого мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.
ТРЕНИНГ
Упражнение 1. Давайте вместе подумаем
а) Почему поют птицы?
б) Почему появляются почки на деревьях?
в) Почему дует ветер?
(Провокационная идея – они подают знак внеземным цивилизациям). Провокационные идеи помогают ставить различные реальные и мысленные эксперименты. Чтобы их вырабатывать, надо научиться задавать вопросы.
При каких условиях это применимо? Потренируемся вырабатывать у себя способность к гипотезам и провокационным идеям.
1 группа. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезен. А 2 или более из этих предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль. Используя слова: “может быть, предположим, что если, возможно, допустим…”.
2 группа. “Почему щенки и котята любят играть?” Предположите несколько гипотез по данному поводу. Найдите возможную причину события
- Дети стали больше играть во дворе.
- Миша стал совсем серьезным.
- Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
- Автомобиль одиноко стоял на дороге.
- Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
- Друзья поссорились.
3 группа. Что бы произошло, если бы каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения 3-х своих главных желаний? (Надо придумать как можно больше идей, что бы произошло).
* Поиск и предложение возможных вариантов решения Надо учить детей вникать в проблему – т.е. разрабатывать программу поиска. Во-первых, надо помочь найти пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего – сделать выбор (без эмоций), оценив каждый способ по эффективности. Однако важны не сами эти способы, а их использование. Поэтому стоит поощрять нестандартные, альтернативные способы. (А тема из эмпирической станет фантастической).
* Сбор материала. Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию. Какие источники для этого могут быть использованы. Для того, чтобы помочь школьнику выбрать нужный информационный источник, заготовим карточки с различными вариантами источников информации. К примеру – у ученика тема “Черепахи”. Берем карточки и раскладываем их на столе (полу, ковре).
- Что нам известно о земноводных вообще и о черепахах в частности (подумаем)
- Спросим у взрослых. (Они будут экспертами).
- Посмотрим книги и справочники по биологии, энциклопедии.
- Посмотрим специальные телепередачи, видеофильмы.
- Обратимся к компьютеру.
- Понаблюдаем.
- Проведем эксперимент (как реагирует на голос, на резкие движения, на освещение, влагу и т.д.).
- Приготовим инструменты и материалы для эксперимента.
Но следует учесть, что лучше пользоваться своей информацией и наблюдениями, чем кем-то добытой ранее. Ценным источником информации нужно считать саму природу и ее проявления: прилет птиц, листопад таяние снега, погоду, поведение людей, живых. Любую информацию, пометки надо фиксировать и хранить.
* Обобщение полученных данных. Собирать материал весело и приятно. А вот обобщить – это задача потруднее. Как проанализировать полученное? Как обобщить материал. Выделить главное и исключить второстепенное. Эту задачу упростит решение о том, в каком виде будут предоставлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Это будет доклад, отчет, проект, небольшая книжка (рукописная или компьютерная) макет, рисунок, чертеж) – важно чтобы они были.
* Подготовка проекта. На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов – это развитие творческих способностей ребенка, приобретение новых знаний, умений и навыков.
* Защита проекта. Изложение материала, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Критерии: актуальность, научная обоснованность, реализуемость, в современных условиях управляемость, востребованность.