Количество часов – 1
Цели образования: сформировать знание целей, задач политики князя, форм и средств их осуществления, итогов правления; сформировать представление о личности Владимира Святославича, дать ей оценку; развития: формировать умения ставить цель и задачи учебной деятельности, давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет; развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, выделять главное, анализировать, делать выводы, соотносить имя личности и события в истории, осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, давать развёрнутый ответ, оценивать ответ товарища, задавать вопросы, работать с понятием; воспитания: формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понимание роли личности в истории, воспитывать уважение к людям.
Методы: репродуктивно-словесный, частично-поисковый, диалогический, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока – урок формирования знаний (по классификации Чередова).
Материалы: рабочие листы с заданиями по вариантам, иллюстрации: В. Верещагин “Великий князь Владимир”, В. Васнецов “Богатыри”, К. Лебедев “Крещение киевлян”.
Ход занятия:
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1 минута).
2) ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ (2 минуты).
Преподаватель диктует название, предлагает сформулировать цель и задачи учебной деятельности учащимся 1 варианта – самостоятельно, учащимся 2 и 3 варианта при помощи преподавателя.
1 вариант (учащиеся с высоким уровнем учебных способностей и возможностей);
2 вариант (учащиеся со средним уровнем учебных способностей и возможностей);
3 вариант (учащиеся с низким уровнем учебных способностей и возможностей).
Преподаватель - перед вами художественный портрет Владимира Святославича, в котором воссоздан облик индивидуальности его личности.
Мы сегодня создадим исторический портрет князя. Подумайте, в чём это будет заключаться?
Какова наша цель? (дать развёрнутую характеристику личности)
Определим ряд учебных задач, которые нам предстоит решить для достижения цели. Составим план характеристики личности.
Какие критерии мы положим в основу характеристики? (обсуждается план характеристики).
План характеристики исторической личности. Исторический портрет.
1) Условия формирования личности. Яркие факты из биографии.
А) Происхождение, окружение, воспитание,
образование;
Б) взгляды, идеи, убеждения, суждения;
В) качества личности (ум, воля, привычки, поступки,
отношение к окружающим).
2) Деятельность.
А) Цели;
Б) направления;
В) основные задачи;
Г) средства, формы и методы осуществления
поставленных целей и задач;
Д) итоги и результаты деятельности.
3) Оценка личности.
А) Оценка деятельности с точки зрения
прогресса, общественного блага, позиций
гуманизма;
Б) соотношение поставленных целей средствам их
достижения и результатам;
В) роль личности в истории;
Г) оценка личности и её эпохе в исторической
литературе.
Проблемная ситуация:
Преподаватель вводит учащихся в интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует новых знаний.
Преподаватель - Князь Владимир неоднозначен. Он убил князя Рогволда и двух его сыновей, насильно взяв в жёны их дочь и сестру Рогнеду; брата Ярополка, жену которого заставил быть наложницей. Он отличался любвеобилием: летопись говорит о 5 законных жёнах и невероятном количестве наложниц князя, пил вино, вкушал пищу без меры. Но любопытно, что в памяти народной он остался князем Владимиром – Красное солнышко, а христианской церковью был канонизирован.
Мы должны сформировать собственную оценку Владимиру.
3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (5 минут)
Преподаватель осуществляет логический переход к следующему этапу занятия.
Преподаватель - определить значимость личности в истории можно на фоне других; мы должны выяснить, можно ли считать князя продолжателем дела своих предшественников? Для этого выполним ряд заданий, опираясь на знания, полученные на предыдущих занятиях:
ЗАДАНИЯ по вариантам:
А) все:
- К какой династии относится Владимир Святославич? (Рюриковичей)
- С какими событиями связано появление этой династии на Руси?
- Укажите даты важных событий в истории Древней Руси на линии времени:
862
882
945
967 – 871
971
Б) соотнесите имена первых русских князей и меры их политики:
Имя князя |
Меры политики |
Олег |
|
В) 1 вар. Перечислите общие черты в политике первых русских князей, какие цели им предстояло реализовать?
4) ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ (20 минут)
Преподаватель предлагает учащимся выбрать вариант выполнения задания.
1 вариант – составляет исторический портрет Владимира Святославича самостоятельно по рабочему листу. В конце занятия на этапе систематизации и закрепления знаний, учащиеся этого варианта должны выступить с отчётом о проделанной работе, дать развёрнутую характеристику личности.
2 и 3 вариант – составляют исторический портрет с помощью преподавателя по рабочим листам своего варианта.
Так формируются группы. Преподаватель попеременно работает с той или иной группой по обозначенным проблемам в режиме диалога, координируя их деятельность. Все задания и материалы представлены на рабочих листах, с которыми учащиеся работают индивидуально. У каждого варианта свой лист (см. приложения 1-3)
1. Условия формирования личности. Яркие факты из биографии.
ЗАДАНИЕ 1 используя материалы учебника, стр. 57 – 58, отрывок из произведения историка Н.Карамзина, охарактеризуйте условия формирования личности Владимира:
… Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов. Сверх законных жён, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белогородке и 200 селе Берестове.
Карамзин Н. История государства Российского. Кн. 1.
Преподаватель предлагает 2 варианту подумать над вопросами, затем обсудить:
А) Происхождение и его влияние на судьбу князя.
Б) Под влиянием каких фактов сформировались его убеждения, кем воспитывался, в каком окружении рос, получил ли достойное образование?
В) Какие качества личности проявлял в молодости, начале правления?
В это время он работает с 3 вариантом:
А) Укажите родителей Владимира. В каком он был положении по сравнению с другими братьями, как это повлияло на судьбу князя?
Б) Кем он воспитывался, в каком окружении рос, получил ли достойное образование? Что известно о вероисповедании князя?
В) Какие качества личности проявлял в молодости, начале правления? Как Владимира характеризует летопись и, вслед за нею, историк Карамзин?
2. Деятельность.
ЗАДАНИЕ 2
2 вариант - используя материалы, приведённые ниже, определите и запишите:
1) цели правления Владимира Святославича:
- укрепление ……………………………,
- усиление княжеской ………………………...;
- возвращение Руси утраченных за время ………..…..
……..…….. и .………………… её рубежей.
3 вариант - внимательно прочитайте материал, приведённый ниже, подумайте, какие из перечисленных целей подходят для правления князя Владимира, выберите и запишите верные варианты:
- завершение объединения русских земель,
- укрепление единства Руси;
- усиление княжеской власти;
- завоевание выхода в Чёрное море,
- завоевание новых земель, расширение пределов
русского государства,
- возвращение Руси утраченных за время
междоусобиц земель и укрепление её рубежей.
… С 980 г. Владимир Святославич стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкие испытания стояли перед молодым правителем. Кровавой распрей братьев воспользовались соседи Руси. Польский князь Мечислав захватил западные русские земли – Червенские города на Волыни; на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги воинственные литовские племена ятвягов; в южных степях таились грозные печенеги. Языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Во время усобиц расшаталась княжеская власть: ранее покорные Киеву восточнославянские племена вятичей и радимичей стремились обособиться, что угрожало единству Руси. Не собирался князь мириться со столь обидным для Руси положением дел.
Энциклопедия для детей: Т.5, ч.1 (Расцвет Киевской Руси. Правление Владимира Святого).
2) Основные направления деятельности Владимира Святославича.
ЗАДАНИЕ 3 – используя материал учебника, стр. 59 и отрывки из произведений русских историков - Н. Карамзина и С. Соловьёва, проанализируйте внешнюю политику князя Владимира, заполнив таблицу:
2 вариант -
Внешняя политика Владимира Святославича.
Задачи внешней политики |
Формы и средства осуществления поставленных задач (события внешней политики) |
Результаты и значение |
1. 2. 3. |
3 вариант – (с некоторыми подсказками):
Внешняя политика Владимира Святославича.
Задачи внешней политики |
Формы и средства осуществления поставленных задач (события внешней политики) |
1.Захват…… для овладения ……………,
важным……………………………………………….. 2.Борьба с …………………за ………………………. 3. Защита …….рубежей от …………………………. |
1. 2. 3. |
…На берегах Волги и Камы издревле обитали болгары. В течении времени они сделались народом гражданским и торговым; имели сообщение, посредством судоходных рек, с севером России, а через море Каспийское с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая завладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с новгородцами и знаменитым Добрынею. Великий князь победил болгаров; но мудрый Добрыня, осмотрев пленников, и видя их в сапогах, сказал Владимиру: “Они не захотят быть нашими данниками: пойдём лучше искать лапотников!”. Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют более причин и средств обороняться. Владимир же, уважив его мнение, заключил мир с болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с россиянами. Карамзин Н. история государства Российского. Кн. 1.
ЗАДАНИЕ 4 для 2 и 3 варианта: используя материал учебника, стр. 58, охарактеризуйте внутреннюю политику князя Владимира в начале его правления, для чего завершите схему:
(2 вариант – самостоятельно, 3 вариант – при помощи преподавателя)
ЗАДАНИЕ 5 – используя материал учебника, стр. 60 – 63 и исторический документ, приведённый ниже, охарактеризуйте религиозную реформу Владимира Святославича, определив:
2 вариант:
А) исторические причины религиозной реформы:
1 ……………, 2 ……..………., 3 …..………….., 4 .…..…………., 5 .……..……….
Б) причины выбора государственной религии в пользу восточного христианства (православия):
………………………………………………………………………………………………………..
В) дату крещения князя Владимира и его дружины - ____г.; условия и обстоятельства, при которых произошло крещение князя, ответьте на вопрос историка Н. Карамзина:
“…Истинное ли уверение князя в святыне христианства, или, как повествует знаменитый арабский историк 13 века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с государями византийскими решило его креститься?”
Г) Методы крещения Руси.
- Прочитайте документ, определите, какое представление о характере начального этапа крещения Руси даёт нам “Повесть временных лет”?
Крещение Руси. Из повести “Временных лет”.
Владимир пришёл в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры – один изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить его с горы в ручей. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его. После этого Владимир послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня”. Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. А людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым…
- объясните смысл пословицы, появившейся в то время: “Путята крестил мечом, а Добрыня – огнём”. Почему эта пословица, по замечанию историка С. Соловьёва, была бранной для новгородцев?
Д) Значение крещения Руси:
- для хозяйственного развития Руси - _____________________________________________;
- для развития международных отношений - _______________________________________;
- для развития культуры и образования - __________________________________________ .
Раскройте понятие двоеверие - …………………………………………………………
3 вариант- с помощью наводящих вопросов:
А) исторические причины религиозной реформы:
1 ……………, 2 ……..………., 3 …..………….., 4 .…..…………., 5 .……..……….
Вопрос 1: Как назывались верования восточных славян до принятия христианства? (язычество).
Призывали верить в одного Бога на небе и подчиняться власти одного правителя на земле? (нет).
Способствовали ли они, т.о., усилению власти князя? (нет)
Вопрос 2: Почему предшественники Владимира много воевали с соседними государствами?
(Соседние государства не рассматривали языческую Русь в качестве полноправного партнёра на на международной арене и спешили ли заключить выгодные договоры и династические браки).
Вопрос 3: Чему способствовало бы приобщение Руси к мировой религии?
(Развитию культуры, письменности, духовному обогащению Руси, укреплению нравственных устоев общества).
(они стали решающим фактором в выборе веры)
В) дату крещения князя Владимира и его дружины - ____г.; условия и обстоятельства, при которых произошло крещение князя.
Г) Методы крещения Руси.
- Прочитав документ, определите, насильственными или мирными были методы крещения Руси?
Д) Значение крещения Руси:
- для хозяйственного развития Руси - _____________________________________________;
- для развития международных отношений - _______________________________________;
- для развития культуры и образования - __________________________________________ .
Раскройте понятие двоеверие - …………………………………………………………
3) Итоги деятельности князя Владимира Святославича.
ЗАДАНИЕ 6 – 2 и 3 вариант – определите итоги деятельности князя, соотнеся цели с результатами:
Цели правления |
Результаты правления |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
3. Оценка личности.
ЗАДАНИЕ 7 2 и 3 вариант - дайте оценку личности Владимира Святославича.
А) Ознакомьтесь с высказываниями русских историков. Какую оценку они дают князю, согласны ли с ней вы?
Б) Дайте оценку личности с точки зрения прогресса, общественного блага, позиций гуманизма.
Соотнесите поставленные цели средствам их достижения и результатам, сделайте вывод.
В) Определите роль личности в истории Руси. Была ли выполнена её историческая миссия?
Г) Какие качества проявил князь, всегда ли был мудрым, дальновидным и последовательным политиком, государственным деятелем?
… Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством; но скоро доказал, что он родился быть государем великим. Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Важнейшее дело князя то, что Россия, наконец вся и торжественно признала святость Христианства. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что всего ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Но имя великого принадлежит ему и за дела государственные. Он смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, старался просветить Россию, населял пустыни.
Н. Карамзин
… Деятельность Владимира отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведёт войну, но для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались усобицами братьев и перестали платить дан. Главная черта его деятельности состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк, что для чуждой земли покинул свою, которою едва не овладели варвары ; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров.
С. Соловьёв
… Народ прозвал своего щедрого князя Красным Солнышком. Когда Владимир скончался, все плакали – бояре о защитнике земли, бедные и сирые о своём заступнике и кормителе. С плачем положили тело в каменный гроб и опустили в землю.
историк А. Нечволодов
5. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (8 минут)
ЗАДАНИЯ по вариантам:
А) учащиеся 2 варианта отвечают на вопросы, выполняют задания:
- прочитать текст, найти и исправить ошибочное:
… К княжению Владимира относится окончательное подчинение русскому князю племён дреговичей, воспользовавшихся уходом Святослава, а потом междоусобием сыновей его и переставшими платить дань в Киев. В то время, когда Владимир уже не искал славы Героев и жил в мире с соседскими государями, хищные хазары беспрестанно опустошали Россию. В годы своего правления князь совершил завоевательные походы в Болгарию и Швецию…
Б) учащиеся 3 варианта выполняют задание:
- определить, что является лишним в логическом ряду, мнение аргументировать:
- вятичи, древляне, радимичи;
- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович?
В) учащиеся 1 варианта должны заполнить пробелы в высказывании С. Соловьёва и Н. Карамзина:
………………….. есть особенность русской истории: ни одному другому государству не предстояло необходимости выбора между ……………………………..
Главной государственной реформой была ……………………………………………………………………...
Г) все учащиеся должны внимательно прослушать историческую сценку, ответить на вопросы:
3 вар. - Какие религии мог выбрать князь? Какую религию превратил в государственную?
2 вар. - Почему был сделан выбор между христианством и другими мировыми религиями в пользу христианства, между западным и восточным христианством в пользу восточного?
1 вар. - Какие особенности религии повлияли на решения князя?
Ведущий- проповедники из разных стран посылали в Киев своих мудрых послов склонять Владимира к принятию веры своей. Выслушал князь речи посла от булгар. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило его воображение, но обрезание и запрет пить вино показались ему ненавистными.
Князь – вино есть веселие для русских, не можем жить без него.
Ведущий – убеждали в правоте веры своей также полы немецких католиков.
Князь – идите обратно! Отцы наши не принимали веры от римского Папы.
Ведущий – выслушал и иудеев, посланцев от гневных хазар и спросил их:
Князь – а где Отечество ваше?
Посол из Хазарии – в Иерусалиме, но Бог в гневе своём расточил нас по землям чуждым!
Князь – и вы, наказанные Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться Отечества своего!
Ведущий – наконец, безымянный философ, присланный греками, рассказал Владимиру содержание Библии, историю рая, греха, ада.
Греческий посол – крестись, князь, и будешь в раю первым!
Ведущий – Владимир отпустил посла с дарами и великой честью. Отправил он мужей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется божеству.
Муж – видели мы, Великий князь, в земле булгар – мусульман храмы скудные, моление унылое, лица печальные. В земле католиков богослужение с обрядами, но безо всякого величия и красоты. Но в Константинополе своим великолепием поразили нас храмы, убранство алтарей, красота живописи. А императорский дворец – святыня, императору отвешивают земные поклоны, целуют стопы и колена!
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (8 минут).
ЗАДАНИЕ по вариантам:
А) учащиеся 1 варианта отчитываются о проделанной работе – один из них даёт развёрнутую характеристику личности Владимира Святославича, остальные слушают, дополняют и оценивают ответ.
Б) учащиеся 2 и 3 варианта слушают и задают отвечающему вопросы, оценивают ответ.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ (1минута)
Преподаватель предлагает учащимся подвести итоги занятия, определить степень реализации поставленной учебной цели. Проводит рефлексию. Оценивает деятельность каждого учащегося на занятии и учебной группы (класса) вцелом.
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Прочитать параграф 8, ответить на вопросы, стр. 63 – 64: 1 вар.- 1, 3, 1; 2 вар.- 4, 5, 6; 3 вар.- 3, 2.
Готовить устную характеристику личности Владимира Святославича.