План-конспект урока по русскому языку в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Букварь по системе развивающего обучения

Эльконина-Давыдова.

Курс русского языка в период обучения грамоте по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова состоит из пяти разделов.

И самым главным является III раздел: “Формирование действий чтения и письма”. К концу работы над III разделом программы учащиеся должны:

  1. читать слова и высказывания по слогам, ориентируясь при чтении согласного на следующую гласную букву;
  2. дети должны овладеть последовательностью действий при записи слов и высказываний, помня о том, что на выбор гласной буквы оказывает влияние качество (твёрдость или мягкость) предыдущего согласного;
  3. учащиеся должны уметь выделять изученные орфограммы в слоговой модели и в буквенной записи.

Опираясь на эти цели, я предлагаю вам конспект урока по теме:

“Буква Т для обозначения звуков [Т] и [Т`]”, где основное внимание уделяется формированию действия чтения.

Цели урока:

  1. Обучающая: Формирование представления о букве Т как значке для обозначения звуков [т], [т`].
  2. Развивающая: Совершенствование действия моделирования; учить планировать; учить контролировать за другими и за собой; оценивать другие работы и свою работу; формирование умения наблюдать.
  3. Воспитательная: учить обосновывать свою модель, доказывать и отстаивать свое мнение, свою позицию; учить терпеливо слушать друг друга в групповой, парной, в коллективной работе.

Тип урока: Конкретизация способа действия.

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

Беседа:

У: Кто живёт в звуковом лесу?

Д: звуки гласные и согласные.

У: А как мы их узнаем?

Д: Слышим

(Фиксация на доске: 1. (ухо)

У: А что мы можем еще?

Д: Произносим звуки 2. (говорить)

У: А звуки на письме как показываем?

Д: Фишками 3.

У: Дети, сегодня к нам в гости из этого звукового леса пришли 2 звуковичка, 2 добрых брата – Том и Тим.

Вы услышали их имена?

Д: Да.

У: Тогда скажите.

Д: Том и Тим.

(Фиксация на доске:

У: Молодцы. Вы умеете слушать и поэтому сказали правильно. А записать слова звуками в тетради умеем?

Д: Да, сможем.

Все работают. Затем к доске выходят 2 ученика и комментируют свою запись:

Д:

У: Вы согласны?

Как ты думаешь?

У: Какую оценку вы себе поставили?

Д: Я себе +, потому что я все сам правильно сделала.

Д: Я поставил себе +, потому что я сделал сам, но у меня есть одна ошибка. Я поставил знак ударения. Я забыл, что в одном слоге знак ударения не ставим.

У: Кстати, дети, а где же наши братья Том и Тим? Я что-то не вижу их.

Д: Мы тоже не видим.

У: А как вы думаете, почему?

Д: Потому что они звуки-невидимки.

У: А что нам нужно сделать, чтобы мы их увидели?

Д: Нужно звуки обозначить буквами.

У: А почему буквами?

Д: Потому что буквы мы видим.

(Фиксация на доске 4. img10.jpg (2970 bytes)

У: Ну, давайте.

(Даю время, жду, когда кто-нибудь заметит “новенькое”).

Д: Аа! Мы еще [Т], [Т`] никогда буквами не обозначали.

У: Молодец! Кто еще так считает?

Какие вы у меня внимательные.

Давайте выделим наше “новое знание”.

У: А кто-нибудь сам знает, какой буквой нужно звуки [Т], [Т`] обозначать?

(Дети почти все знают, т.к. на уроке родного языка они уже это проходили).

(желающие дети по-одному выходят, и комментируя, обозначают каждый звук его буквой).

Затем все читаем, что получилось.

Д: Нужно эти слова с большой буквой писать.

У: Почему?

Д: Это же их имена.

У: Какую оценку себе поставили?

Д: мы все правильно записали, каждый звук его буквой обозначили.

(4. - фиксация на доске и у себя в тетради).

У: Кто-то стучится к нам. Слышите? Кто это может быть?

Д: Это Том и Тим.

У: Давайте, поздороваемся с ними.

Д: Привет Том, привет Тим.

У: Я что-то совсем не пойму. Кто из них Том? А Тим?.

Д: Это – Том, потому что он строгий, и его первый звук [Т].

Д: Это – Тим, потому что он добрый, и его первый звук [Т`], тоже мягкий.

У: А какими буквами обозначили эти звуки?

Д: Одной буквой Т.

У: А как это на модели показать?

Д:

Буква Т обозначай 2 звука:

глухой, твердый [Т], глухой, мягкий [Т`].

У: Дети, Том и Тим устали с дороги.

Давайте, все вместе отдохнем.

Физминутка:

У: Кто готов работать? Давайте Тому и Тиму покажем все наши знания и старания, хорошо?

Групповая работа:

I группа. Составляете слоги, где буквы гласных обозначают твердость звука [Т].

II группа. Составляете слоги, где буквы гласных обозначают мягкость звука [Т`].

Защита групповой работы. Оценка за групповую работу.

Д: Мы работали дружно, советовались друг с другом, слушали друг друга.

Индивидуальная работа:

У: Достаньте все свои “окошки”.

Что мы будем делать?

Д: Читать слоги с буквой Т.

У: Читайте по 1 разу.

У: Ну, а теперь читаем с соседом.

(На доске: карточка парной работы)

У: Как мы работаем в паре?

Д: Слушаем друг друга; помогаем, если нужно; по очереди читаем; исправляем ошибки; дружно.

(В конце парной работы дети оценивают сообща вместе по следующим критериям: С

У: Вы у меня молодцы, ребята. Работа в паре с каждым разом получается все лучше и лучше.

Ну, а теперь, дети, за вашу хорошую, старательную работу Том и Тим принесли для вас сказку, которая называется “Сказка о Ролане”, но читать будете вы сами.

Согласны? Если что-нибудь непонятно, спрашивайте.

(Показываю иллюстрации к сказке. Некоторые выделенные слова – карточки читают дети).

У: Ну, как вам сказка?

Д: Интересная сказка; очень понравилась; …

У: Что именно вам понравилось?

У: Давайте еще раз прочитаем все слова (подчеркнутые “слова – карточки”).

Читают, ориентируясь на следующую букву гласной.

У: Есть ко мне вопросы? (словарные слова)

У: Давайте, дети, теперь сами придумаем высказывания с этими словами.

У: А кто же нам принес эту красивую и очень интересную сказку?

Д: Том и Тим – братья-звуковички.

У: А еще “главное” что они принесли?

Д: Новую букву Т.

У: А мы сможем найти домик буквы Т на ленте букв?

(Один желающий ребенок помещает “новенькую” букву Т на ленте букв).

У: А ты как считаешь, Саша? Вы согласны? Почему?

Д: Потому что у него звуки [Т] и [Т`] всегда глухие и он имеет пару [б], [б`] по звонкости-глухости.

У: И я с вами тоже согласна.

У: Как вам сегодня было на уроке?

Что мы сегодня “новенькое” узнали?

Что мы совсем не делали?

Д: Мы не писали новую букву Т т и слова с новой буквой тоже.

У: Значит?

Д: Мы завтра будем писать и читать наверное другие слова с буквой Т.

У: Все верно. А пока дома расскажите о новом знании по русскому языку и не забудьте рассказать сказку. Хорошо? На этом урок закончен. Спасибо всем.