Букварь по системе развивающего обучения
Эльконина-Давыдова.
Курс русского языка в период обучения грамоте по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова состоит из пяти разделов.
И самым главным является III раздел: “Формирование действий чтения и письма”. К концу работы над III разделом программы учащиеся должны:
- читать слова и высказывания по слогам, ориентируясь при чтении согласного на следующую гласную букву;
- дети должны овладеть последовательностью действий при записи слов и высказываний, помня о том, что на выбор гласной буквы оказывает влияние качество (твёрдость или мягкость) предыдущего согласного;
- учащиеся должны уметь выделять изученные орфограммы в слоговой модели и в буквенной записи.
Опираясь на эти цели, я предлагаю вам конспект урока по теме:
“Буква Т для обозначения звуков [Т] и [Т`]”, где основное внимание уделяется формированию действия чтения.
Цели урока:
- Обучающая: Формирование представления о букве Т как значке для обозначения звуков [т], [т`].
- Развивающая: Совершенствование действия моделирования; учить планировать; учить контролировать за другими и за собой; оценивать другие работы и свою работу; формирование умения наблюдать.
- Воспитательная: учить обосновывать свою модель, доказывать и отстаивать свое мнение, свою позицию; учить терпеливо слушать друг друга в групповой, парной, в коллективной работе.
Тип урока: Конкретизация способа действия.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
Беседа:
У: Кто живёт в звуковом лесу?
Д: звуки гласные и согласные.
У: А как мы их узнаем?
Д: Слышим
(Фиксация на доске: 1. (ухо)
У: А что мы можем еще?
Д: Произносим звуки 2. (говорить)
У: А звуки на письме как показываем?
Д: Фишками 3.
У: Дети, сегодня к нам в гости из этого звукового леса пришли 2 звуковичка, 2 добрых брата – Том и Тим.
Вы услышали их имена?
Д: Да.
У: Тогда скажите.
Д: Том и Тим.
(Фиксация на доске:
У: Молодцы. Вы умеете слушать и поэтому сказали правильно. А записать слова звуками в тетради умеем?
Д: Да, сможем.
Все работают. Затем к доске выходят 2 ученика и комментируют свою запись:
Д:
У: Вы согласны?
Как ты думаешь?
У: Какую оценку вы себе поставили?
Д: Я себе +, потому что я все сам правильно сделала.
Д: Я поставил себе +, потому что я сделал сам, но у меня есть одна ошибка. Я поставил знак ударения. Я забыл, что в одном слоге знак ударения не ставим.
У: Кстати, дети, а где же наши братья Том и Тим? Я что-то не вижу их.
Д: Мы тоже не видим.
У: А как вы думаете, почему?
Д: Потому что они звуки-невидимки.
У: А что нам нужно сделать, чтобы мы их увидели?
Д: Нужно звуки обозначить буквами.
У: А почему буквами?
Д: Потому что буквы мы видим.
(Фиксация на доске 4.
У: Ну, давайте.
(Даю время, жду, когда кто-нибудь заметит “новенькое”).
Д: Аа! Мы еще [Т], [Т`] никогда буквами не обозначали.
У: Молодец! Кто еще так считает?
Какие вы у меня внимательные.
Давайте выделим наше “новое знание”.
У: А кто-нибудь сам знает, какой буквой нужно звуки [Т], [Т`] обозначать?
(Дети почти все знают, т.к. на уроке родного языка они уже это проходили).
(желающие дети по-одному выходят, и комментируя, обозначают каждый звук его буквой).
Затем все читаем, что получилось.
Д: Нужно эти слова с большой буквой писать.
У: Почему?
Д: Это же их имена.
У: Какую оценку себе поставили?
Д: мы все правильно записали, каждый звук его буквой обозначили.
(4. - фиксация на доске и у себя в тетради).
У: Кто-то стучится к нам. Слышите? Кто это может быть?
Д: Это Том и Тим.
У: Давайте, поздороваемся с ними.
Д: Привет Том, привет Тим.
У: Я что-то совсем не пойму. Кто из них Том? А Тим?.
Д: Это – Том, потому что он строгий, и его первый звук [Т].
Д: Это – Тим, потому что он добрый, и его первый звук [Т`], тоже мягкий.
У: А какими буквами обозначили эти звуки?
Д: Одной буквой Т.
У: А как это на модели показать?
Д:
Буква Т обозначай 2 звука:
глухой, твердый [Т], глухой, мягкий [Т`].
У: Дети, Том и Тим устали с дороги.
Давайте, все вместе отдохнем.
Физминутка:
У: Кто готов работать? Давайте Тому и Тиму покажем все наши знания и старания, хорошо?
Групповая работа:
I группа. Составляете слоги, где буквы гласных обозначают твердость звука [Т].
II группа. Составляете слоги, где буквы гласных обозначают мягкость звука [Т`].
Защита групповой работы. Оценка за групповую работу.
Д: Мы работали дружно, советовались друг с другом, слушали друг друга.
Индивидуальная работа:
У: Достаньте все свои “окошки”.
Что мы будем делать?
Д: Читать слоги с буквой Т.
У: Читайте по 1 разу.
У: Ну, а теперь читаем с соседом.
(На доске: карточка парной работы)
У: Как мы работаем в паре?
Д: Слушаем друг друга; помогаем, если нужно; по очереди читаем; исправляем ошибки; дружно.
(В конце парной работы дети оценивают сообща вместе по следующим критериям: С
У: Вы у меня молодцы, ребята. Работа в паре с каждым разом получается все лучше и лучше.
Ну, а теперь, дети, за вашу хорошую, старательную работу Том и Тим принесли для вас сказку, которая называется “Сказка о Ролане”, но читать будете вы сами.
Согласны? Если что-нибудь непонятно, спрашивайте.
(Показываю иллюстрации к сказке. Некоторые выделенные слова – карточки читают дети).
У: Ну, как вам сказка?
Д: Интересная сказка; очень понравилась; …
У: Что именно вам понравилось?
У: Давайте еще раз прочитаем все слова (подчеркнутые “слова – карточки”).
Читают, ориентируясь на следующую букву гласной.
У: Есть ко мне вопросы? (словарные слова)
У: Давайте, дети, теперь сами придумаем высказывания с этими словами.
У: А кто же нам принес эту красивую и очень интересную сказку?
Д: Том и Тим – братья-звуковички.
У: А еще “главное” что они принесли?
Д: Новую букву Т.
У: А мы сможем найти домик буквы Т на ленте букв?
(Один желающий ребенок помещает “новенькую” букву Т на ленте букв).
У: А ты как считаешь, Саша? Вы согласны? Почему?
Д: Потому что у него звуки [Т] и [Т`] всегда глухие и он имеет пару [б], [б`] по звонкости-глухости.
У: И я с вами тоже согласна.
У: Как вам сегодня было на уроке?
Что мы сегодня “новенькое” узнали?
Что мы совсем не делали?
Д: Мы не писали новую букву Т т и слова с новой буквой тоже.
У: Значит?
Д: Мы завтра будем писать и читать наверное другие слова с буквой Т.
У: Все верно. А пока дома расскажите о новом знании по русскому языку и не забудьте рассказать сказку. Хорошо? На этом урок закончен. Спасибо всем.