Конспект уроков по предмету "сельскохозяйственный труд". Тема: "Комнатные растения" с включением коррекционных упражнений, игр, заданий

Разделы: Технология


Цели:

  • Выяснить уровень знаний учащихся о цветочно-декоративных растениях.
  • Ознакомить с комнатными растениями, их значением в жизни человека.
  • Коррекция восприятия, мышления.
  • Воспитание чувства красоты.

Оборудование:

  • картинки с изображением комнатных растений и цветочно-декоративных растений,
  • плакаты с коррекционными упражнениями, плакат “Строение цветочного растения”.

Словарь: фитонциды.

Ход урока

Организационный момент.

Развитие абстрактного мышления Отгадайте загадку:

Очищают воздух, создают уют,
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
(Комнатные растения)

Актуализация опорных знаний и представлений.

Развитие логического мышления.

Развитие логического мышления.

Развитие мыслительных операций сравнения.

Вы знакомы с растениями, которые растут и цветут на улице – в цветниках, на клумбах, в саду и радуют нас своей красотой, запахом, яркой расцветкой.
  • Кто помнит эти растения? (Настурция, астра, петуния, бархатцы).
  • Как эти растения называются одним словом? (Цветочно-декоративные).
  • Какие из этих цветов мы выращиваем в школе?
  • А какие дома?
  • Из каких частей состоят?
  • Для чего люди выращивают цветочно-декоративные растения? (Подарить маме, друзьям, радуют красотой).

Задание: продолжите перечисление: настурция, календула, гладиолус …

  • Назовите общим словом …
  • Что отличает одно цветочно-декоративное растение от другого?
  • Нанр, астра и георгин (картинки):
  • расцветка,
  • высота,
  • однолетнее – многолетнее,
  • способ размножения.

Что между ними общего?

  • строение,
  • назначение,
  • растут на улице,
  • растут летом.

 Изучение нового.

 

 

 

 

 

Развитие логического мышления.

 

 

 

 

Развитие обобщения.

Развитие произвольного внимания.

 

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие тактильного восприятия.

 

 

 

 

 

Развитие зрительного восприятия и памяти.

 

 

Развитие зрительного восприятия и памяти.

 

 

 

Развитие зрительного восприятия.

 

Развитие мыслительных операций сравнения.

Сообщение темы, целей урока:

Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями.

Где пригодятся знания по этой теме?

Давайте вспомним, в какое время года цветут цветы на улице? (Летом, осенью).

Как вы считаете, это недостаток?

Почему?

Но есть другая группа растений, которая восполняет этот недостаток это растения, которые цветут и радуют нас своей красотой не только летом, но и зимой.

Эти растения человек выращивает в помещении, – показываю на большое количество растений в кабинете.

Как называется эта группа растений? (Комнатные растения).

Посмотрите на эти растения, на каждом из них табличка с названием, это очень красивые названия (читают по очереди), часть из них вы должны запомнить.

А какие кроме перечисленных комнатных растений вы еще знаете?

Какие комнатные растения есть у вас дома?

Задание: картинка комнатного растения разрезана, составьте цветок из осколков.

Подумайте и скажите, зачем человек выращивает комнатные растения? (Для красоты, чтобы создать уют).

Правильно. Но есть еще комнатные растения, которые лечат человека (каланхоэ, алоэ).

  • Какие части растения используются для лечения?
  • В каких случаях? (Алоэ, каланхоэ).

Пощупайте их листочки?

Какие они? (Мясистые, сочные).

А еще есть комнатные растения, которые выделяют в воздух вещества, называемые фитанцидами. (Вывешиваю табличку).

Эти вещества убивают микробов, они как бы дезинфицируют воздух (герань = пеларгония).

Итак, цветы украшают нашу жизнь и радуют нас. Чем?

Яркой расцветкой. Какой может быть расцветка комнатных цветов? (Красная, розовая, белая и т.д.).

Упражнение с цветными кружочками – детям раздаются цветные кружочки, я называю комнатное растение, они показывают кружок, соответствующий окраске цветка растения, опираясь на свой жизненный опыт и используя образцы комнатных растений в кабинете.

Затем, наоборот, я показываю цветной кружок. Задание: назовите, какие комнатные цветы могут быть белой (красной) расцветки.

Но есть, ребята, комнатные растения, которые не цветут или цветут очень редко, в чем тогда их ценность?

  • В необычной форме листьев.
  • В необычной окраске листьев.

Посмотрите на растения в кабинете и назовите те, которые имеют необычную окраску листьев (маранта, цинерария), форму (монстера, толстянка).

Давайте внимательно посмотрим на два комнатных растения – бегонию и циперус – и определим, чем они отличаются друг от друга:

  • размер;
  • форма листа;
  • окраска цветков.
  • А что общего между ними?
  • Строение.
  • Создают красоту.
  • Растут в помещении.

Обобщение.

 

 

Развитие логического мышления.

 

 

Развитие логического мышления.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с комнатными растениями, узнали много названий.

Перечислите как можно больше комнатных растений (по цепочке).

Для чего люди выращивают комнатные растения?

Где выращивают комнатные растения? (В помещении).

Чем отличаются комнатные растения от цветочно-декоративных растений?

Дан перечень растений.

Задание: озаглавьте каждый столбик:

Астра
Календула
Георгин
Бегония
Фикус
Пальма

Закрепление.

Развитие логического мышления.

 

Развитие мыслительных операций обобщения.

Развитие зрительной памяти.

Развитие зрительного восприятия и памяти.

 

 

 

 

Развитие логического мышления.

Развитие слухового восприятия.

 

 

Развитие словесно-логического мышления.

а) Игра “Четвертый лишний”

Прочитайте слова: бегония, календула, алоэ, монстера. Исключите одно слово и объясните почему.

б) Прочитайте вслух слова: космея, традесканция, астра, фикус, фиалка, тюльпан. Распределите их на 2 группы и дайте название каждой группе.

в) Определите комнатные растения на ощупь (толстянка, пальма).

г) Ребята, я на доске нарисовала комнатное растение, но кто-то нечаянно стер часть его , помогите дорисовать и назвать цветок.

д) Составьте названия комнатных растений из двух половинок:

бего фитум
хлоро дистра
аспи ния

е) Вставьте пропущенные слова:

фитонциды – это летучие вещества …

ж) Найдите в кабинете и назовите комнатное растение, которое я сейчас опишу: это комнатное растение небольшой высоты, ветвистое, листочки перистые, маленькие, мясистые, сочные, собраны. Цветки красные, мелкие, собраны в кисточки. Используется для лечебных целей, сок из листьев закапывают в нос, листочки привязывают к ранам.

Что это за растение? (Каланхоэ).

з) Назовите как можно больше слов, относящихся к теме “Комнатные растения”.

Итог.

  • Какую тему мы начали изучать?
  • Где пригодятся знания по этой теме?

Оценивание.


Тема урока: Условия, необходимые для комнатных растений.

Цели:

  • закрепление знаний о комнатных растениях, ознакомление учащихся с условиями выращивания комнатных растений;
  • коррекция мышления;
  • воспитание мотивации к учению.

Оборудование: Значки – символы, цветочные горшки со значками – символами, таблицы с коррекционными упражнениями, таблички с названиями комнатных растений.

Словарь: светолюбивые, теневыносливые, теплолюбивые, холодостойкие.

Ход урока

Организационный момент.

  Все стоят. Сейчас сядет тот, кто назовет любое комнатное растение.

Повторение.

 

 

 

 

 

Развитие логического мышления.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Развитие слухового восприятия и мышления.

 

 

 

 

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания.

 

Какую тему мы изучаем?

Где пригодятся знания по этой теме?

Чем отличаются комнатные растения от цветочно-декоративных растений?

Что между ними общего?

Какие комнатные растения вы можете назвать?

Какое комнатное растение вам нравится больше всего? Почему?

Задание: я раздам таблички, на которых названия комнатных растений разрезаны пополам, найдите свою пару, соедините половинки и прочитайте – кто быстрей это сделает (пас – лен, глок – синия, камне – ломка, фук – сия).

Игра “Магазин цветов”. Раздаются иллюстрации комнатных растений, раскладываются на “витрину” магазина. Все ученики – продавцы, учитель – покупатель. Описывается покупателем тот цветок, который он хотел купить. Догадаться, у какого продавца этот цветок, назвать его.

Затем покупатель выбирается из детей, он должен сам описать комнатное растение по образцу, который показал учитель.

Посмотрите на карточки с названиями цветов и определите, соответствуют ли они рисункам (есть ошибки).

Игра: “Да” и “Нет” не говорить”.

Ход игры: перед учащимися ставится комнатное растение (бегония вечноцветущая).

Ответить на вопросы, не употребляя слова “да” и “нет”.

Это растение?

Это цветочно-декоративное растение?

Это комнатное растение?

Как называется это комнатное растение?

Это растение выращивают на улице?

Где выращивают это растение?

Этот цветок белого цвета?

Какой расцветки этот цветок?

Листья у цветка крупные?

Листья у цветка синие?

Этот цветок радует тебя?

Ты хотел(а) бы это комнатное растение подарить маме на день рождения?

Физминутка.

  Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мыслительных операций соотнесения.

 

Развитие мышления (соотнесение).

 

 

Развитие мышления.

Сегодня мы продолжим тему о комнатных растениях и поговорим о том, какие условия необходимы для комнатных растений, чтобы они росли, цвели и радовали нас круглый год своей красотой.

Как вы думаете, какие это условия?

Свет, тепло – таблички.

Каждое комнатное растение нуждается в определенном количестве цвета.

Начнем с тех, которые любят свет они называются светолюбивые (табличка), мы обозначим значком – не заштрихованный кружок,

к ним относятся: глоксиния, бегония, колеус, циссус и др.

Посмотрите на значки на горшочках и назовите несколько светолюбивых комнатных растений.

Другие комнатные растения прекрасно растут в тени - теневыносливые, мы их обозначаем значком – кружок, заштрихованный наполовину.

Посмотрите на значки на горшках и выберите теневыносливые комнатные растения: плющ, аспидистра, традесканция.

Какое другое условие необходимо для комнатных растений? Тепло: теплолюбивые (бегония), морозостойкие (цикломен). Значки буква “Т” в кружочке.

Задание: взять любое комнатное растение и расшифровать значки на горшочке, которые обозначают потребность растения в свете и тепле.

Как правильно разместить комнатные растения в помещении? От чего это зависит? (В зависимости от того, что любит это комнатное растение – свет, тень, тепло или прохладу). 4 условия – вывешиваются карточки с символами.

Если комнатное растение любит свет, где его можно разместить – на подоконнике.

Назовите светолюбивые комнатные растения, правильно ли они размещены:

Теневыносливые – в глубине комнаты, на шкафу, на полке на стене в подвесном кашпо.

Теплолюбивые – на солнышке, на кухне, возле батареи.

Холодостойкие – на подоконнике, на полу, между рамами.

Закрепление.

 

 

Развитие логического мышления.

 

Развитие логического мышления.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Развитие словесно-логического мышления.

Что мы узнали сегодня нового на уроке?

Какие условия нужны для комнатных растений?

Задание: каждый получает карточку с названием комнатного растения и символами, надо расшифровать значки и сказать, какие условия необходимы этому комнатному растению.

Как правильно разместить комнатные растения в помещении?

Задание: каждый получает горшок с комнатным растением и таблички с названием мест, где его можно разместить.

Я недавно купила в магазине очень красивое комнатное растение. Оказалось, что оно любит тень. Я хочу разместить его в следующих местах – на шкафу, на подоконнике или на тумбочке. Правильно ли я мыслю? Если нет, почему?

Задание: закончить фразу: “Я люблю выращивать комнатные растения, потому что …”

Итог урока.

  Что нового вы узнали сегодня о комнатных растениях?

Задание: увидеть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, относящихся к теме “Комнатные растения”.

Оценивание.