Проект и презентация "От успешного ученика в школе — к успешной карьере взрослого человека"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Принципы (концепция) проекта:

  • это гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, развитие у детей умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
  • формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Процесс формирования личности зависит от определенных условий и факторов, а именно:

  • природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.

Эти задатки к отдельным способностям могут быть ярко выраженными, а могут быть и очень незначительными. Но, как правило, каждый нормальный человек получает большие или малые задатки к каким-то способностям. Однако в процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием.

Задатки к особым чертам могут быть добрыми, а могут быть и злыми и аморальными. Как правило, в каждом человеке от природы заложены задатки как к положительным, так и к отрицательным чертам.

При разумном воспитании добрые задатки к чертам характера могут быть укреплены, развиты, а дурные – сглажены, очеловечены. А главное, разумное воспитание также должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде.

  • осособенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку.

Сейчас наше семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: широкое распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, проституции, огромное число разводов и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают в настоящее время разумного семейного воспитания.

Поэтому школа должна как-то возместить недостатки, издержки семейного воспитания.

  • социальная среда, в какой живет и развивается человек.

Здесь, под средой, мы понимаем как общество в целом, так и те микросреды, в которые попадает человек по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения человека, в которой он общается и взаимодействует, и более широкая среда, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, идеологии.

  • образовательное учреждение.

От того, какие цели фактически реализует школа, какая социальная среда, создаваемая в ней, каково ее влияние на обучаемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности.

  • самовоспитание и саморазвитие личности.

Воспитание ребенка в семье, в школе только тогда будет эффективным, если оно постепенно перейдет в самовоспитание. Тогда этот взрослеющий ребенок из объекта воспитания становится субъектом воспитания, осознающим близкие и далекие цели и задачи себя как значимой личности, понимающим, какую деятельность он должен совершать, чтобы реализовать эти цели и задачи и настойчиво, систематически осуществляющим намеченные планы саморазвития, производящим постоянный самоконтроль и самооценку процесса саморазвития.

Будем различать воспитание в широком смысле как внешние воздействия других взрослых людей, природной и социальной среды, обстоятельств и условий жизни, оказывающих влияние на характер в процессе развития ребенка.

Наиболее эффективными оказываются те воспитывающие воздействия, которые идут от самого человека на самого себя. В этом случае говорят о самовоспитании. В воспитании в первую очередь важно воздействовать на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать у него желание, стремление к самовоспитанию определенных качеств и свойств личности, только через свою самостоятельность они изменяются

Сущность школьного образования должна заключаться в самообразовании и самовоспитании, в создании условий для самоорганизации, самоактивизации, самореализации и т. д Ключевые компетенции необходимы для того, чтобы добиться успехов в работе, образовании, учебе, жизни.

Ключевые компетенции

1. Психологическая и аксиополитическая компетенция (компетентность):

-понимание собственной ценности и ценности других людей;
-осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического “Я”;
-способность концентрировать сознание на себе, своем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими;
-овладение рефлексией, как средством самопознания.

2. Диагностическая и перцептивная компетенция:

-умение понимать и описывать собственные эмоциональные состояния и состояния других людей, не причиняя вреда другим;
-осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

3. Управленческая компетентность (потребность в саморазвитии):

-нахождение самостоятельных решений;
- умение принимать решения;
- готовность к целеполаганию;
- умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, здоровье, своё развитие.

4. Лингвистическая и коммуникативная компетенция:

-владение психологическими навыками общения;
- умение организовать общение;
- владение различными способами общения;
- умение взять ответственность на себя;
- умение правильно, грамотно и доступно выражать свои мысли.

5. Компетенция критического и креативного мышления:

-постоянная осознанная готовность к изменениям, поиску новых нестандартных решений, ситуации.
-критичность к себе, своей деятельности, ее результатам.

6. Гражданская компетенция:

-способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

7. Информационная компетенция.

-владение компьютерными технологиями;
-изучение и учёт различных источников информации;
-знание приемов работы с источниками;
-умение выбирать, находить информацию, необходимую для конкретной ситуации.
-умение обрабатывать информацию, использовать и хранить.

8. Толерантность:

-способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств;
-терпимость к индивидуальным особенностям других людей;
- умение принимать на себя ответственность за собственную жизнь, своё здоровье.

Таким образом, субъекты проекта - учащийся с его уровнем развития, сформированностью и совершенством форм и способов взаимодействия с внешней средой, с его способностями, возможностями, интересами, запросами, и учитель - сложившимся стереотип преподавания и мыследеятельности, с уровнем компетентности, не соответствующим ожиданиям ученика и родителей.

Объект проекта – формирование ключевых компетенций у учащихся.

Для того чтобы сформировать ключевые компетенции учителю необходимо изменить мысле и речемыслительную деятельность. Для этого учителю необходимо перейти в своей работе от уровня ремесла на уровень мастерства. Что означает уровень ремесла?

Это использование известных приемов обучения, воспроизведение того, что было известно до него, чему его обучили (принцип: я вижу образец, пытаюсь сделать также, не осмысляя, почему следует поступить так, а не иначе). Переход на уровень мастерства возможен после освоения такого элемента культуры, как творчество.

Необходимо учителю также обладать определенными умениями, а именно:

  • проектировочные умения (учитель-сценарист);
  • адаптационные умения (учитель как режиссер);
  • организационные умения;
  • коммуникативные умения (как речевой партнер);
  • мотивационные умения (учитель, как эпергизатор);
  • умения контроля и самоконтроля;
  • исследовательские умения (рефлексия своей деятельности);

Все эти умения будут необходимы учителям при переходе на систему развития интеллектуальных способностей методологического характера и при поиске новых технологий. А также при формировании у второго субъекта проекта – учащегося, универсальных и ключевых умений. Каким образом планируется это сделать?
Создавать на каждом уроке условия. Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативной (мысле и речедеятельности). Технологии отбираются по принципам оговоренным выше.

Технологиями могут быть:

  • различные формы интерактивного обучения;
  • работа в сотрудничестве (решают социальные аспекты-способы общения между членами группы);
  • проектная деятельность;
  • нестандартные уроки;
  • нейролингвистическое программирование (креатив. мышлен.);
  • орг. деятельностные игры;
  • совместное проектирование урока.

Предполагается, что такая целенаправленная и систематическая работа учителей будет способствовать формированию у учащихся следующих качеств личности:

  • направленность на достижение успеха в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности, карьере;
  • направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственность за общее дело;
  • способность к межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе, группе;
  • высокую и устойчивую самооценку, чувство собственного достоинства, реалистичный адекватный развивающимся способностям уровень притязаний;
  • умение учиться и развивать свои способности;
  • умение разрабатывать и реализовывать реалистичные цели и планы;
  • волю, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели.

Этапы реализации

  1. Этап 6 месяцев
  2. Разработка программ по методическому обеспечению для начала реализации проекта.
    Обеспечить мотивационную готовность родителей и учителей.

  3. Этап 1 год

Апробация инновационной модели образовательного процесса в 11, 10, 7 классах.
Подвести итог проведенной апробации.
Создать необходимые ресурсы (кадровые, мотивационные и программно-методические.) для апробации проекта в 5, 6, 8, 10 классах.
Разработать планы следующего этапа реализации проекта и т.д.

План реализации проекта.

Цель:

Создать на уроках в экспериментальных классах условия для формирования ключевых умений, необходимых для того, чтобы добиться успехов в учебе, образовании, жизни.

Действия

Для проведения апробации новшеств планируются следующие действия:

  • организационные,
  • кадровые,
  • научно-методические.

Управление проектом

Основными видами управляющих действий будут:

  • планирование,
  • организация,
  • руководство,
  • контроль,

Объект управления:

  • отбор технологий,
  • адаптация технологий в учебном процессе,
  • формирование компетенций учащихся.

Используемые ресурсы

Создание ресурсов

  1. Организационное обеспечение:
  2. -организация процесса информирования родителей и учащихся об их участии в проекте.

  3. Информационное обеспечение:

-создание банка педагогических технологий (организация и осуществление сбора, систематизация и хранение информации);
-определение состава классов, участвующих в реализации проекта;
-информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах;
-информирование членов методических кафедр и отдельных учителей о ходе реализации проекта.

Кадровое обеспечение

Проведение мероприятий по распространению опыта адаптации проекта

Научно-методическое обеспечение

-подготовка плана разработки научно-методических материалов;
-выявление потребности в осуществлении научно-методических разработок;
-организация процесса разработки научно-методических материалов;
-распределение объема методической работы между членами команды;
-осуществление контроля за разработкой научно-методического обеспечения;.
-разработать инновационную модель образовательного процесса.

Управление проектом

  • анализ реализации проекта,
  • организация планирования,
  • разработка планов,
  • согласование планов реализации проекта с другими школьными планами и программами,
  • контроль за разработкой и реализация проекта.

Оценка успешности и эффективности проекта.

Показатели оценки успешности проекта.

  • качество усвоения учащимися учебных программ;
  • сформированность потребности в продолжении образования;
  • сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности;
  • уровень интеллектуальных достижений учащихся;
  • конкурентоспособность знаний учащихся и выпускников школы (олимпиады, НОУ, конкурсы);
  • мотивация учащихся на сотрудничество со своими одноклассниками в учебном процессе;
  • демократизация взаимоотношений между учителем и учеником.

Субъект – учитель

Показатель для оценки проф. развития:

-овладение технологией обучения в сотрудничестве с методом проектов;
-владение методами ведения занятий на основе организации самостоятельной активной учебной деятельности учащихся;
-владение технологиями, обеспечивающими максимально полное усвоение знаний учащимися;
-самообразование.

Каким образом?

Портфель учителя
(оценка методом 360°)

Рейтинговые оценки:

Портфель ученика

Портфель ученика – это портфель его достижений. Знания ученика сопоставляются не с уровнем обязательных требований, а с уровнем предыдущих учебных результатов.
Собирает сам ученик.
Каждый ученик приобретает шанс быть лидером, быть лучшим в чем-то.

Характеристика достижений - рейтинговая оценка.

Кто будет оценивать?

Приложение