Принципы (концепция) проекта:
- это гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, развитие у детей умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
- формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Процесс формирования личности зависит от определенных условий и факторов, а именно:
- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.
Эти задатки к отдельным способностям могут быть ярко выраженными, а могут быть и очень незначительными. Но, как правило, каждый нормальный человек получает большие или малые задатки к каким-то способностям. Однако в процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием.
Задатки к особым чертам могут быть добрыми, а могут быть и злыми и аморальными. Как правило, в каждом человеке от природы заложены задатки как к положительным, так и к отрицательным чертам.
При разумном воспитании добрые задатки к чертам характера могут быть укреплены, развиты, а дурные – сглажены, очеловечены. А главное, разумное воспитание также должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде.
- осособенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку.
Сейчас наше семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: широкое распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, проституции, огромное число разводов и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают в настоящее время разумного семейного воспитания.
Поэтому школа должна как-то возместить недостатки, издержки семейного воспитания.
- социальная среда, в какой живет и развивается человек.
Здесь, под средой, мы понимаем как общество в целом, так и те микросреды, в которые попадает человек по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения человека, в которой он общается и взаимодействует, и более широкая среда, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, идеологии.
- образовательное учреждение.
От того, какие цели фактически реализует школа, какая социальная среда, создаваемая в ней, каково ее влияние на обучаемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности.
- самовоспитание и саморазвитие личности.
Воспитание ребенка в семье, в школе только тогда будет эффективным, если оно постепенно перейдет в самовоспитание. Тогда этот взрослеющий ребенок из объекта воспитания становится субъектом воспитания, осознающим близкие и далекие цели и задачи себя как значимой личности, понимающим, какую деятельность он должен совершать, чтобы реализовать эти цели и задачи и настойчиво, систематически осуществляющим намеченные планы саморазвития, производящим постоянный самоконтроль и самооценку процесса саморазвития.
Будем различать воспитание в широком смысле как внешние воздействия других взрослых людей, природной и социальной среды, обстоятельств и условий жизни, оказывающих влияние на характер в процессе развития ребенка.
Наиболее эффективными оказываются те воспитывающие воздействия, которые идут от самого человека на самого себя. В этом случае говорят о самовоспитании. В воспитании в первую очередь важно воздействовать на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать у него желание, стремление к самовоспитанию определенных качеств и свойств личности, только через свою самостоятельность они изменяются
Сущность школьного образования должна заключаться в самообразовании и самовоспитании, в создании условий для самоорганизации, самоактивизации, самореализации и т. д Ключевые компетенции необходимы для того, чтобы добиться успехов в работе, образовании, учебе, жизни.
Ключевые компетенции
1. Психологическая и аксиополитическая компетенция (компетентность):
-понимание собственной ценности и ценности
других людей;
-осознание и чувство непрерывности, постоянства
и идентичности своего физического и
психического “Я”;
-способность концентрировать сознание на себе,
своем мире и своем месте во взаимоотношениях с
другими;
-овладение рефлексией, как средством
самопознания.
2. Диагностическая и перцептивная компетенция:
-умение понимать и описывать собственные
эмоциональные состояния и состояния других
людей, не причиняя вреда другим;
-осознание причин и последствий, как своего
поведения, так и поведения окружающих.
3. Управленческая компетентность (потребность в саморазвитии):
-нахождение самостоятельных решений;
- умение принимать решения;
- готовность к целеполаганию;
- умение принимать на себя ответственность за
собственную жизнь, здоровье, своё развитие.
4. Лингвистическая и коммуникативная компетенция:
-владение психологическими навыками общения;
- умение организовать общение;
- владение различными способами общения;
- умение взять ответственность на себя;
- умение правильно, грамотно и доступно выражать
свои мысли.
5. Компетенция критического и креативного мышления:
-постоянная осознанная готовность к
изменениям, поиску новых нестандартных решений,
ситуации.
-критичность к себе, своей деятельности, ее
результатам.
6. Гражданская компетенция:
-способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
7. Информационная компетенция.
-владение компьютерными технологиями;
-изучение и учёт различных источников
информации;
-знание приемов работы с источниками;
-умение выбирать, находить информацию,
необходимую для конкретной ситуации.
-умение обрабатывать информацию, использовать и
хранить.
8. Толерантность:
-способность изменить способ поведения в
зависимости от смены жизненных ситуаций и
обстоятельств;
-терпимость к индивидуальным особенностям
других людей;
- умение принимать на себя ответственность за
собственную жизнь, своё здоровье.
Таким образом, субъекты проекта - учащийся с его уровнем развития, сформированностью и совершенством форм и способов взаимодействия с внешней средой, с его способностями, возможностями, интересами, запросами, и учитель - сложившимся стереотип преподавания и мыследеятельности, с уровнем компетентности, не соответствующим ожиданиям ученика и родителей.
Объект проекта – формирование ключевых компетенций у учащихся.
Для того чтобы сформировать ключевые компетенции учителю необходимо изменить мысле и речемыслительную деятельность. Для этого учителю необходимо перейти в своей работе от уровня ремесла на уровень мастерства. Что означает уровень ремесла?
Это использование известных приемов обучения, воспроизведение того, что было известно до него, чему его обучили (принцип: я вижу образец, пытаюсь сделать также, не осмысляя, почему следует поступить так, а не иначе). Переход на уровень мастерства возможен после освоения такого элемента культуры, как творчество.
Необходимо учителю также обладать определенными умениями, а именно:
- проектировочные умения (учитель-сценарист);
- адаптационные умения (учитель как режиссер);
- организационные умения;
- коммуникативные умения (как речевой партнер);
- мотивационные умения (учитель, как эпергизатор);
- умения контроля и самоконтроля;
- исследовательские умения (рефлексия своей деятельности);
Все эти умения будут необходимы учителям при
переходе на систему развития интеллектуальных
способностей методологического характера и при
поиске новых технологий. А также при
формировании у второго субъекта проекта –
учащегося, универсальных и ключевых умений.
Каким образом планируется это сделать?
Создавать на каждом уроке условия. Этого можно
добиться при использовании новых технологий,
которые направлены на необходимость
мыслительной деятельности и коммуникативной
(мысле и речедеятельности). Технологии
отбираются по принципам оговоренным выше.
Технологиями могут быть:
- различные формы интерактивного обучения;
- работа в сотрудничестве (решают социальные аспекты-способы общения между членами группы);
- проектная деятельность;
- нестандартные уроки;
- нейролингвистическое программирование (креатив. мышлен.);
- орг. деятельностные игры;
- совместное проектирование урока.
Предполагается, что такая целенаправленная и систематическая работа учителей будет способствовать формированию у учащихся следующих качеств личности:
- направленность на достижение успеха в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности, карьере;
- направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственность за общее дело;
- способность к межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе, группе;
- высокую и устойчивую самооценку, чувство собственного достоинства, реалистичный адекватный развивающимся способностям уровень притязаний;
- умение учиться и развивать свои способности;
- умение разрабатывать и реализовывать реалистичные цели и планы;
- волю, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели.
Этапы реализации
- Этап 6 месяцев
- Этап 1 год
Разработка программ по методическому
обеспечению для начала реализации проекта.
Обеспечить мотивационную готовность родителей и
учителей.
Апробация инновационной модели
образовательного процесса в 11, 10, 7 классах.
Подвести итог проведенной апробации.
Создать необходимые ресурсы (кадровые,
мотивационные и программно-методические.) для
апробации проекта в 5, 6, 8, 10 классах.
Разработать планы следующего этапа реализации
проекта и т.д.
План реализации проекта.
Цель:
Создать на уроках в экспериментальных классах условия для формирования ключевых умений, необходимых для того, чтобы добиться успехов в учебе, образовании, жизни.
Действия
Для проведения апробации новшеств планируются следующие действия:
- организационные,
- кадровые,
- научно-методические.
Управление проектом
Основными видами управляющих действий будут:
- планирование,
- организация,
- руководство,
- контроль,
Объект управления:
- отбор технологий,
- адаптация технологий в учебном процессе,
- формирование компетенций учащихся.
Используемые ресурсы
Создание ресурсов
- Организационное обеспечение:
- Информационное обеспечение:
-организация процесса информирования родителей и учащихся об их участии в проекте.
-создание банка педагогических технологий (организация и осуществление сбора, систематизация и хранение информации);
-определение состава классов, участвующих в реализации проекта;
-информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах;
-информирование членов методических кафедр и отдельных учителей о ходе реализации проекта.
Кадровое обеспечение
Проведение мероприятий по распространению опыта адаптации проекта
Научно-методическое обеспечение
-подготовка плана разработки
научно-методических материалов;
-выявление потребности в осуществлении
научно-методических разработок;
-организация процесса разработки
научно-методических материалов;
-распределение объема методической работы между
членами команды;
-осуществление контроля за разработкой
научно-методического обеспечения;.
-разработать инновационную модель
образовательного процесса.
Управление проектом
- анализ реализации проекта,
- организация планирования,
- разработка планов,
- согласование планов реализации проекта с другими школьными планами и программами,
- контроль за разработкой и реализация проекта.
Оценка успешности и эффективности проекта.
Показатели оценки успешности проекта.
- качество усвоения учащимися учебных программ;
- сформированность потребности в продолжении образования;
- сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности;
- уровень интеллектуальных достижений учащихся;
- конкурентоспособность знаний учащихся и выпускников школы (олимпиады, НОУ, конкурсы);
- мотивация учащихся на сотрудничество со своими одноклассниками в учебном процессе;
- демократизация взаимоотношений между учителем и учеником.
Субъект – учитель
Показатель для оценки проф. развития:
-овладение технологией обучения в
сотрудничестве с методом проектов;
-владение методами ведения занятий на основе
организации самостоятельной активной учебной
деятельности учащихся;
-владение технологиями, обеспечивающими
максимально полное усвоение знаний учащимися;
-самообразование.
Каким образом?
Портфель учителя
(оценка методом 360°)
Рейтинговые оценки:
Портфель ученика
Портфель ученика – это портфель его
достижений. Знания ученика сопоставляются не с
уровнем обязательных требований, а с уровнем
предыдущих учебных результатов.
Собирает сам ученик.
Каждый ученик приобретает шанс быть лидером,
быть лучшим в чем-то.
Характеристика достижений - рейтинговая оценка.
Кто будет оценивать?