В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Честно говоря, в роли так называемых «благополучных», «нормальных» агрессоров, которые с раздражением смотрят на окружающих и мимоходом отпускают саркастические замечания, каждый также бывает нередко.
Не менее актуальна проблема детской агрессивности. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей. Все меньше становится детских учреждений, целенаправленно занимающихся развитием детей вне школы. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей (что подтверждают статистические данные последних лет). Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа дошкольников и младших школьников с различными нарушениями поведения. Учителя, которые работают с этими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, не умеют внимательно слушать. Описывая трудности своей работы, учителя начальной школы говорят о своеобразном замкнутом круге: при подаче учебного материала им нередко приходится много времени терять на установление жесткой дисциплины; это, в свою очередь, мешает детям совершенствовать коммуникативные навыки, и они становятся все более агрессивными и неуправляемыми. Поэтому, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.
Поэтому появление программы «Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников» является своевременной и крайне необходимой для психологов детских садов, школьных психологов, учителей начальных классов и работников специальных коррекционных учреждений. Разработанная программа поможет им эффективно корректировать различные нарушения социальной адаптации у детей, в том числе и агрессивных проявлений.
Многообразие предложенных в программе психотехник поможет детям гибко овладеть различными образцами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.
Предлагаемые материалы – обобщение работы автора с дошкольниками и младшими школьниками.
Общие положения
Данный вариант программы разработан для детей от 5 до 10 лет с нарушениями поведения. Однако опыт проведения тренинга показывает, что он может успешно применяться и для дошкольников и младших школьников без нарушений в поведении, в качестве профилактического мероприятия.
Программа рассчитана на 40 академических часов. Вместе с тем практика убеждает в необходимости осуществления такой работы постоянно, систематически, с обязательной дополнительной реализацией методов индивидуальной психокоррекции.
Цель программы состоит в формировании устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Для реализации целей были поставлены следующие
задачи:
Снизить агрессивность и тревожность у детей в
период адаптации к школе и в процессе учебной
деятельности.
Гармонизировать уровни базальной эмоциональной
регуляции:
- обучить способам регуляции эмоциональных состояний;
- развить навыки повышения работоспособности;
- обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.
Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Развить у детей в процессе коммуникативной деятельности высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.
Формировать умения и навыки произвольных движений на основе развития психомоторики.
Решение основных задач достигалось направленным воздействием на основные сферы личности: - эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоения приемов эмоциональной саморегуляции), когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения), поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения), двигательную (за счет развития навыков психомоторики).
Средствами реализации этих задач являлись следующие методы (процедуры):
- игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;
- ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
- психогимнастика (имитационные игры);
- свободное и тематическое рисование;
- метафорические этюды-релаксации;
- беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.;
- танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), упражнения на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, физкультминутки, подвижные игры.
Психотерапевтические приемы направлены на коррекцию негативных индивидуально-психологических особенностей дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения (агрессивности, тревожности, конфликтности, чувства неполноценности, неадекватной самооценки), на обучение детей социально адаптивным (конструктивным) формам поведения и адекватным способам эмоционального отреагирования отрицательных переживаний, уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода их фрустрирующих ситуаций.
Учитывая особенности произвольного внимания данного контингента детей, мы стремились обеспечивать смену активных и пассивных видов деятельности: обсуждения-беседы сменялись ритмико-телесными упражнениями, этюды-драматизации – рисованием и т.д.
Исходя из специфичности эмоционального реагирования детей с нарушениями поведения, мы стремились к тому, чтобы во время работы в группе царила атмосфера доброжелательности, взаимного уважения и понимания, и участники тренинга не опасались принудительных мер или санкций со стороны ведущего.
Перед началом занятий необходимо ознакомить детей с некоторыми общепринятыми правилами поведения в тренинговых группах:
1. Участие в тренинговых упражнениях является
добровольным.
2. Говорить нужно кратко, конкретно и только о том,
что сам чувствуешь.
3. Слушать друг друга внимательно, не перебивая.
Уважать мнения других.
4. Критиковать конкретный поступок, а не человека
вообще. Критика должна быть в доброжелательной
форме. Никто не должен пострадать физически.
Структура занятий коррекционно-развивающей программы примерно одинакова и включает в себя:
I. Разминку.
II. Основную часть. На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на:
- проработку травмирующих ситуаций,
- выработку социально приемлемых способов выражения болезненных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях, реконструирование негативных поведенческих паттернов и формирование конструктивных форм поведения,
- проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования.
Сюда же включались подвижные игры, игры-драматизации, игры на развитие умений к кооперации и сотрудничеству с другими, упражнения на релаксацию, что в целом обеспечивало гармонизацию уровней эмоциональной регуляции и снижение уровня агрессивных проявлений.
III. Заключительную часть.
Каждое занятие рассчитано на 45 минут, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Периодичность встреч – два раза в неделю. Меньшее число занятий снижает их эффективность (негативно сказывается временной перерыв, отделяющий одно занятие от другого).
Структура программы: программа состоит из 20 занятий (каждое занятие рассчитано на полтора-два часа). Все занятия, как уже, отмечалось ранее, имеют примерно одинаковую структуру, но различаются между собой в основной части. Т.е. если в одном занятии были танцы, то в следующем рисование или релаксация и т.д. Почти на каждом занятии дети учили новое правило или новый прием эмоциональной регуляции. Таким образом, от первого к двадцатому занятию дети обучались:
- сдерживанию негативных эмоций, социально приемлемому выходу их конфликтных ситуаций, саморегуляции, отыгрыванию страхов;
- развитию мелкой моторики руки, координации и выразительности движений, внимания, наблюдательности, воображения, скорости реакций;
- навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии.
Урок 1
Упражнение «Прогноз настроения».
Цели:
- учить распознавать эмоциональные состояния (своё и других);
- учить быть внимательными к проявлениям чувств и желаний других;
- учить передавать своё настроение разными средствами (в выразительных движениях, в рисунке);
- вырабатывать навыки психокоррекции негативных эмоций.
Оснащение: магнитофон, релаксационная и танцевальная музыка, бумага и карандаши.
Примечание: при постоянном поощрении детей к использованию «прогнозов погоды» атмосфера в классе становится более гармоничной.
Ход занятия:
Организационно упражнение состоит из трех частей. В первой части выполняются имитационные движения, направленные на развитие координации движений со словом. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния (своё и других). Вторая часть направлена на выработку приемов, улучшающих настроение (навыков саморегуляции). Кроме того, дети учатся быть внимательными к проявлениям чувств и желаний других. Третья часть направлена на передачу своего настроения в рисунке. Дети учатся осуществлять перенос действия в ситуацию по аналогии.
Процедура проведения: 1. Ведущий читает стихотворение и сопровождает текст выразительными движениями согласно тексту (выполняет вместе с детьми):
Шел король Боровик через лес напрямик,
Он грозил кулаком, и стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе: короля покусали
мухи.
Обсуждение. Вопросы:
Какое настроение было у короля Боровика?
Почему?
Как вы узнали, что он был зол и рассержен?
Продолжение истории: Пришел король Боровик домой сердитый и злой. Захотелось ему хоть на какое-то время тишины и покоя, чтобы никто его не тревожил. Думал, думал как это сделать, и придумал! Нарисовал он своё плохое настроение в виде плохой погоды. Вот так (ведущий показывает рисунок): темные, грозовые тучи и яркие молнии. Повесил рисунок на дверь и сказал: «Посмотрим, догадается ли кто-нибудь, что рисунок – это прогноз моего настроения?».
Потом он включил тихую, спокойную музыку, лёг на диван и стал вспоминать, что хорошего было в его жизни. (В этот момент включается релаксационная музыка, далее рассказ идёт на её фоне). И тогда ему захотелось мысленно изменить свой «плохой» рисунок: исчезли молнии; темные, грозовые облака стали становиться всё светлее и светлее; из-за туч стало проглядывать солнышко всё больше и больше. И вот, наконец, осталось только яркое солнце, которое радуя всех своим сиянием, словно говорит: «Нарисуй солнышко в своём сердце и тебе станет хорошо!».
Проходил мимо зайчик по кличке «Добряк», услышал необычную красивую музыку и решил зайти к королю в гости. Но когда он увидел на двери рисунок с изображением плохой погоды, он сразу понял, что на какое-то время короля надо оставить в покое. Через час он увидел на двери у короля рисунок с ярким солнцем и понял, что теперь он будет у него желанным гостем.
(Музыка звучит ещё в течение 3 минут; детям предлагается думать о приятном.)
Обсуждение. Вопросы:
1) Каким способом король Боровик показал, что у
него плохое настроение?
2) Почему зайчик решил не идти к королю?
3) Как зайчик узнал, что у короля хорошее
настроение?
4) Как можно показать другим людям какое у вас
настроение?
5) Нужно ли ждать, когда пройдет плохое
настроение?
6) Что делать, чтобы плохое настроение стало
хорошим?
7) Перечислите мысли, создающие хорошее
настроение.
Учим приёмы, помогающее исправить плохое настроение.
Вывод: Всё будет хорошо, если:
- слушать спокойную музыку;
- думать о хорошем и приятном;
- мысленно заменить рисунок «плохой» погоды на «яркую и солнечную»;
- «зажечь» солнышко в своём сердце;
- танцевать.
Вывесить плакат, где перечислены мысли, создающие хорошее настроение. Вместе с детьми придумать условные обозначения приемов. Например: танцевать – танцующие человечки; «зажечь» солнышко в своём сердце – сердце с солнцем внутри и т.п.
В.: «Если вам хочется, чтобы к вам никто не подходил, потому что у вас плохое настроение, вы можете дать нам это понять. Сделать это можно так: показать одноклассникам рисунок с «плохой погодой». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое, а когда захотите «дать отбой», скажите об этом или покажите рисунок с «хорошей погодой».
А сейчас пусть каждый нарисует своё настроение, чтобы мы смогли составить прогноз – у кого солнышко в душе, а у кого тучи.
2. Задание на дом. Следите за своим настроением в течение недели и старайтесь его исправить при помощи правил, которые мы с вами выучили. А чтобы вы потом легко могли вспомнить, какое у вас было настроение, я дарю вам блокнот. В нем вы будете каждый день отмечать ваше настроение (в виде солнышка или тучки). Если вы измените своё плохое настроение на хорошее, то рядом поставьте восклицательный знак, а если нет – то вопросительный. Сейчас мы все это выполним. Откройте блокнот. Поставьте сегодняшнюю дату. Рядом нарисуйте солнышко или тучку, в зависимости от того, какое у вас настроение. Если у кого-то было плохое настроение, а теперь оно улучшилось, то рядом поставьте восклицательный знак.
3. Упражнения для развития кисти: «Летят чайки» (волнообразные движения каждой рукой), «Ползёт гусеница» (на поверхности стола), «Играем на пианино» (стучат каждым пальцем с заданным ритмом; в направлении от мизинца к большому и обратно), «Плывёт кораблик» (волнообразные движения «склеенными» ладошками), «Согреть дыханием» (напрячь руки, плотно сжатые в кулак, – 3 сек., а затем резко раскрыть и подуть, согревая ладошки).
Весёлый танец с королем Боровиком.
Цель: развивать способность к эмпатии на основе эмоционально-телесной настройки, вырабатывать навыки телесного взаимодействия.
Все танцуют в течение 1 мин., как кому хочется. Затем, дети начинают танцевать в парах поочередно (один начинает, второй становится его тенью (наблюдает, старается уловить и повторить ритм его движений, отгадывает, о чем хотел сказать партнер в своём танце). Танцуем в паре (1 мин.).
Домашнее задание. Вести дневник настроения.
Ритуал прощания. Ведущий вместе с детьми выбирают ритуал прощания, которым они будут завершать каждое занятие.
Литература:
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа
психолога в начальной школе. - М.: Совешенство, 1998.
- 285 с.
2. Марасанов Г.И. Социально-психологический
тренинг. - М.: Совершенство, 1998. - 206 с.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. - М.: Творческий Центр, 1998. - 235с.
4. Основы коммуникации: Программа развития
личности ребенка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками.- СПб.: Образование, 1995.-195 с.
5. Самоукина Н. Практический психолог в школе:
Лекции, консультирование, тренинги. М.:ИНТОР, 1997. -
187 с.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
Психологические игры и упражнения.: Пер. с нем.: В 4
томах. М.: Генез, 1998. Т. 1: Агрессия и гнев. - 154 с.