Индивидуально-коллективные формы работы учащихся на уроках изобразительного искусства

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


В современной практике школы довольно редко используются индивидуально-коллективные формы работы учащихся. Коллективная работа, возникающая на базе дифференцированной работы учащихся, должна иметь следующие признаки:

- класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой (Х.И.Лийметс).

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

- каждый имеет право высказывать любую точку зрения;
- отстоять ее убедительной аргументацией;
- обязан выслушать и понять другого;
- терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное;
- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество.

Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из компонентов (технические средства — компьютерная техника и средства связи и программные средства, которые могут быть различного назначения). Как технические, так и программные средства вносят в учебный процесс свою специфику.

Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета ИЗО, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей.

Сегодня выявлен ряд основных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения на уроках различных предметов.

Так, доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа, дает возможность использования программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема.

Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями позволяет участникам педагогического процесса использовать компьютер и средства мультимедиа, многократно демонстрировать приемы выполнения операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.

Возможность использования компьютера в процессе обучения зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей (для краткости их называют ПО) или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства (ППС).

Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

В 5-м классе на изучение темы “Конструкция и декор предметов народного быта” мной отведено 2 ч. За это время едва успеваешь сообщить учащимся краткие сведения о разновидностях предметов быта. Поскольку очень большое значение в крестьянском доме отводилось прялке, целесообразно посвятить ей отдельный урок или внеклассное мероприятие.

Урок представляет собой сообщение новых знаний с элементами театрализованного представления, рассчитанный на 1 ч. В его основу лег сценарий, построенный на материалах учебных проектов, выполненных учениками 8-го класса. Сами они выступили в роли ведущих.

С помощью родителей удалось найти несколько различных предметов народного быта. Была оформлена выставка “Предметы народного быта”, пословицы и поговорки.

Цель: сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета, познакомить с конструкцией, техникой работы, видами прялок.

Оборудование: прялка, веретено, гребни, предметы быта, ПК с мультимедийным проектором, презентация (Приложение 1).

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с предметами, которые окружали русских людей в их повседневной жизни. Они перед вами (выставка). Но мы ни слова не говорили о непременной спутнице русских женщин – прялке, которая занимала в доме особое место.

На доске (экране) высвечивается тема урока “Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка”.

- А что вы знаете о прялке?

- А вы хотите больше узнать о прялке?

Тогда нас посетит необычная гостья, которая знает о прялках все и поведает вам о них.

Заходит старушка в русской одежде.

Бабушка Ульяна: Здравствуйте, меня зовут бабушка Ульяна! Я слышала, что вы хотели узнать о прялках. Тогда слушайте.

Вы сейчас и представить не можете, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность… Рассмотри, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.

Посмотри, как разнообразны русские прялки: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные украшения. На белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Заметьте: мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Бабушкин рассказ сопровождается слайдами презентации (в приложении приводится только лишь часть слайдов).

В заключении своего рассказа бабушка Ульяна демонстрирует приемы работы на прялке, сопровождая работу исполнением русской народной песни:

Ах ты прялица – прялица моя,
Я не выброшу на улицу тебя.
Буду прясти, попрядывати,
По беседочкам побегивати.

Практическая часть.

Учащимся предлагается выполнить эскиз прялки.

Во время занятия предлагается несколько вариантов выполнения заданий:

1. Точное копирование образца, предложенного учителем.
2. Выполнение заданий с дополнениями учащегося.
3. Творческий (авторский) подход к выполнению заданий.
В завершающей части урока стоит напомнить учащимся, что итогом изучения темы: “Древние корни русского искусства” будет оформление коллективного панно, где лучшие работы каждого ученика займут достойное место.

Рисунок1

Прялка. Можаева Н. 5 класс

 

Рисунок 2

Прялка. Яковлев С. 5 класс

В результате наблюдений было замечено, что большинство учеников из классов выбирали 2-й и 3-й варианты, что говорит об их интересе к работе, стремлении проявить творческую фантазию. Анализируя конечный результат работ за этот период времени, было выявлено несколько главных преимуществ:

- ученики не испытывают затруднения с выбором формата для изображения;
- ученики лучше представляют конечный результат своей работы;
- заметна аккуратность или продуманность эскиза, которая влияет на конечный результат;
- присутствует объемное видение изображаемого предмета;
- порядок нанесения элементов той или иной росписи;
- соответствие внешней формы изделия с задуманным сюжетом росписи;
- нет затруднений с выбором изображения (предметное, сюжетное, декоративное).

При этом выполненные учащимися работы отличаются художественным вкусом, а в процессе выполнения работы обязательно применяют творческий подход.

Уроки изобразительного искусства с применением компьютерной поддержки развивают творческие способности и эстетический вкус учащихся. Развитие личности предполагает формирование творческих способностей, основным показателем которых являются беглость и гибкость мышления, оригинальность, точность и смелость, проявление любознательности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М., 2000.

2. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984.

3. Фомина Н.Н. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., 1995.