Цели урока:
- познакомить учащихся с государственными символами России, объяснить их символику;
- привить чувство гордости и уважения.
Основные понятия: герб, флаг, гимн.
Технические средства: магнитофон, аудиокассета или диск с записью гимна.
Тип урока: урок-лекция.
ХОД УРОКА
Рассказ учителя: Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн. Они нужны, как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. Сегодня мы на уроке с этим и познакомимся.
(На доске вывесить изображение Российского герба)
Итак, начнём с герба. В переводе или скорее в основе лежит немецкое “erbe” - “наследство”. Герб позволял узнать своего владельца, судить о его положении и правах. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны и может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определённого времени. История Российского герба ведёт свой отчёт с конца XV века. Современный герб России появился 25 декабря 2000 года, когда Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный Конституционный закон “О Государственном гербе Российской Федерации”.
Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьём опрокинутого навзничь дракона.
Как вы видите, доминирующим символом является двуглавый орёл. Он пришёл к нам из Византии и с 1497 года стал официальным гербом Российского государства, во главе которого стал великий князь Иван III. Почему орёл двуглавый – это спорный вопрос. Одна из версий заключается в том, что в Византии он символизировал две части римской империи: Западную (Рим) и Восточную (Константинополь), другая версия – что две головы – это Европа и Азия. В современной трактовке – он символизирует мощь и независимость нашей страны. Три короны - это Вера, Надежда и Любовь. Держава и скипетр – это символы царской власти. И, наконец - всадник, это Святой Георгий Победоносец, который жил в Малой Азии, во время правления императора Диокретиана (284–305 гг.), когда происходили гонения на христиан. Георгий был военным, принял христианство и, по легенде, раздал своё имущество бедным и призывал других это сделать. За это Георгия подвергли жестоким пыткам и обезглавили в 303 году в городе Никомедии. Ему стали поклоняться, как мученику и воину, стали изображать на монетах. Существует и много сказаний о чудесах Святого Георгия.
(На доску вывесить изображение Российского флага)
Слово “Флаг” - голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. А слово “знамя” происходит от слов “знаменье, знак”. Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ.
11 декабря 1993 года президент России подписал указ “О государственном флаге Российской Федерации”. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Эти цвета издавна почитались на Руси. Белый цвет – цвет чистоты, надежды, красный – цвет крови, жизни, синий – цвет безоблачного мирного неба.
(Учитель раздаёт ученикам листы с отпечатанным на них текстом гимна Российской Федерации)
Перед вами, ребята, текст Государственного гимна нашей страны, который сегодня на уроке мы с вами выучим. Текст гимна утверждён указом Президента России 30 декабря 2000 года. Так, накануне Нового года и нового века у России появился новый гимн. Кстати, слово “гимн” греческого происхождения и означает “торжественная хвалебная песнь”. Появились в основном от церковных гимнов (III–VII век н.э.), а первые государственные гимны возникли в XVIII веке. Авторами гимна России являются – поэт Сергей Михалков и композитор Александр Александров.
(Учитель включает магнитофон, звучит
гимн с текстом для ознакомления с мелодией –
идет многократное прослушивание для запоминания
мелодии и текста гимна)
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
(К концу урока учащиеся, стоя исполняют гимн, под фонограмму)
Итог урока: Итак, ребята, сегодня вы познакомились с символами государственной власти России, с частью российской истории.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Домашнее задание: Повторить и выучить гимн России.
Использованная литература:
1. Пчелов Е.В., “Государственные символы
России. Герб, флаг, гимн”. Москва, издательство
“Русское слово”, 2002 год.
2. Соболева Н.А., “Российская государственная
символика”. История и современность, Москва,
издательство “Владос”, 2002 г.