Цель: стимулировать познавательный интерес к предмету, углубляя знания учащихся о Русской национальной кухне.
Участники: 2 команды знатоков.
Группа экспертов: учащиеся 9-го класса.
Русская национальная кухня – это коллективный опыт многих и многих поколений народов России, их общественного и семейного уклада. Главной ее особенностью является обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд.
Огромные пространства нашей страны покрыты лесами, изобилует она реками и озерами. С древних времен человек употребляет в пищу то, что давал лес (грибы, орехи, мед, птицу), реки и озера (рыбу, раков, гусей, уток). Поэтому одной из характерных особенностей русской кухни является широкое использование соленых, маринованных и сушеных грибов, моченой брусники, клюквы, морошки, меда, лесных орехов, дичи и рыбы. Обширные луга позволяли разводить молочный скот. Отсюда широкое использование продуктов животноводства – молока, творога, сметаны. С глубокой древности люди употребляли в пищу говядину, свинину, мясо птицы.
Для русской кухни характерно множество блюд из различных круп, например запеканки, каши, крупеники. В русской кухне обилие холодных овощных закусок, первых и вторых блюд, в которых используются различные овощи.
Русь всегда славилась своими хлебами. И это также нашло отражение в русской кухне. Всевозможные пироги, кулебяки, расстегаи, калачи и блины известны во всем мире как традиционные русские выпечные изделия.
Разминка.
Гостеприимство считалось характерной чертой русского народа. Без веселой шутки, смеха не обходилось ни одно застолье. Я предлагаю вам и серьезные и шутливые вопросы, а вы постарайтесь определить, где вымысел, а где правда.
Вопросы командам:
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно).
- Сколько минут нужно варить крутое яйцо? (Нисколько, оно уже сварено).
- Можно ли приготовить “сапоги всмятку”? (Да. Это название сапог с голенищами-гармошками. Чтобы сделать такую “гармошку” особым образом мяли кожу).
- Без чего не испечь хлеб? (Без корки).
- В каком году люди едят больше? (В високосном).
- Какую воду можно принести в решете? (Замороженную).
I тур. “Народная мудрость”.
Задание: продолжить поговорку или пословицу.
- Щи да каша…(пища наша).
- Аппетит приходит…(во время еды).
- Кашу маслом…(не испортишь).
- Без хлеба и медом…(сыт не будешь).
- Сытый думает о деле, а голодный…(о хлебе).
- Хлеб-батюшка, а вода…(матушка).
- Хлеб да капуста…(лихого не допустят).
- Плох обед, коли…(хлеба нет).
- Гостю щей не жалей, а…(погуще налей).
- Капуста-сила, пока она в бочке…(беды не будет).
- Кто жаден до еды, тот…(дойдет до беды).
- Дома вприкуску, а в гостях…(в накладку).
II тур. “Мы ждем гостей”.
Задание: сервировать стол. Чтобы получить все предметы сервировки, нужно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один предмет сервировки.
Вопросы:
- Почему у “рыцарей круглого стола” стол круглый? (Чтобы все рыцари чувствовали себя равными).
- Самое урожайное растение ? (Рис).
- В тарелке осталось немного супа. Куда наклонить тарелку – от себя или к себе? (От себя).
- Чем берут хлеб из общего блюда? (Руками).
- Что появилось раньше – вилка или ложка? (Ложка).
- Что из избы не вытащишь? (Печь).
- По окончании приема пищи как необходимо положить приборы? (На тарелку, параллельно друг другу ручками вправо).
- Чем чистят мандарины? (Руками).
- Не мышь, а с хвостом? (Репа).
- Маленький, горький, луку брат. (Чеснок).
III тур. “Знакомые незнакомцы”.
Задание: определить, о каком блюде идет речь. Даются подсказки трех уровней.
а) это исконно русское блюдо. Его название происходит от искаженного “млин”, связанного в свою очередь с глаголом “мелить” (то есть изделие из намеленного продукта – муки);
б) оно было ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов, а на Руси оно сопровождало человека от рождения (им кормили роженицу) до самой смерти (оно было обязательным блюдом во время ритуальных обрядов);
в) обязательное блюдо на Масленицу.
Ответ: Блины.
Дополнительный вопрос: Из какой муки пекли традиционные русские блины? (Из гречишной).
а) это блюдо чисто уральское, развившееся среди коренного населения Предуралья – пермяков и удмуртов. Оно имело ритуальное значение у древних уральцев, в нем символично воплощалось принесение в жертву всех видов скота, которыми владел человек;
б) в переводе с коми-пермяцкого оно означает “тестяное ухо”;
в) основная идея этого блюда – соединение мяса с тестяной начинкой. “Пель-нянь”.
Ответ: Пельмени.
Дополнительный вопрос: Мясо каких трех видов идет для приготовления начинки традиционных уральских пельменей? (Говядина, свинина, баранина).
IV тур. “Знатоки истории”.
Задание: ответить на вопросы о застольных традициях и обычаях. Если вы согласны, ответ “да, правда”, если нет – ответ “нет, неправда”.
- Правда ли то, что знаменитый французский писатель Александр Дюма написал еще и кулинарную книгу, в которой очень хвалил русские щи? (Да, это правда).
- Правда ли то, что в Россию вилку привезла Марина Мнишек и использовала ее на свадебном пиру? (Да, в 1606 году и это шокировало русское боярство и духовенство).
- Правда ли то, что первым активным деятелем русского общепита считают Николу Святошу? (Да, это исторически достоверно. Дата основания общепита стала отмечаться с 1106 года каждый год 17 февраля).
- Правда ли то, что первым автором женской поваренной книги была Елена Молоховец? (Нет, неправда. Первым автором была Екатерина Алексеевна Авдеева, в девичестве Полевая).
- Правда ли то, что на Руси существовало такое поверье: если стряпуха будет стоять у печи сытой, обед покажется вкуснее? (Нет, наоборот).
- Правда ли то, что на пиру у царей гостям не подавали индивидуальных тарелок для еды? (Да, правда. Тарелки использовались лишь для того, чтобы положить на нее обглоданную кость).
- Правда ли то, что в старину фруктовые и ягодные варенья варили, используя сахар, а не мед? ( Нет, неправда. В России сахар получил распространение в 16 веке).
- Правда ли то, что зимой путешественники брали с собой в дальнюю дорогу щи? (Да, правда. Щи замораживали и по мере необходимости разогревали на почтовых станциях).
- Правда ли то, что плоды картофеля ядовиты? (Да, правда. Это ягоды, похожие на мелкие зеленые помидоры. Они вырастают на кустах после цветения.
- Правда ли то, что на Руси очень ценились опытные “плевальщики”? (Да, правда. Семена репы сеяли, выплевывая их изо рта, так как семена очень мелкие).
V тур. “Что это”?
Задание: определить, о чем идет речь.
- Огородная “барышня” в составе щей. (Капуста).
- В России об этом злаке, кормившем всю Азию, узнали лишь при Иоанне Грозном. (Рис).
- Что сырым не едят, а вареным выбрасывают? (Лавровый лист).
- Гороховая “общага”? (Стручок).
- Корнеплод, раскрасневшийся от каротина. (Морковь).
- Этот овощ, с которым в песенке сравнивают кузнечика, люди едят уже более шестидесяти веков. (Огурец).
- Лошадиное лакомство. (Овес).
- Какое растение на Руси считалось “от семи недуг”? (Лук).
- Самые дружные грибы. (Опята).
- Какую кашу на Руси называли “крупеничка”? (Гречневая).
- В Индии это получали их тростника, а на Руси из … свеклы. (Сахарной).
- Что в России называют “вторым хлебом”? (Картофель).
- Древние римляне называли ее “капут”, что означает “голова”, а мы называем ее…(Капуста).
- Этот корнеплод в запарке съесть проще. (Репа).
VI тур. “Назови растение”.
Задание: один из членов команды по запаху должен определить пряности с завязанными глазами, например чеснок, перец, лавровый лист, корица и объяснить их назначение.
Эксперты подводят итоги, награждают победителей.
Используемая литература:
- Барсукова Е.Ф. Русская кухня. Лениздат, 1989.
- Похлебкин В.В. Моя кухня и мое меню. Москва. Центрполиграф. 2002.
- Пословицы, поговорки, загадки. Москва. Современник. 1986.
- Лазерсон И., Синельников С. Первый блин. Москва. Центрполиграф. 2004.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Воронеж. 2001.