Урок в форме игры-состязания "Турнир знатоков"

Разделы: Технология


Цель: стимулировать познавательный интерес к предмету, углубляя знания учащихся о Русской национальной кухне.

Участники: 2 команды знатоков.

Группа экспертов: учащиеся 9-го класса.

Русская национальная кухня – это коллективный опыт многих и многих поколений народов России, их общественного и семейного уклада. Главной ее особенностью является обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд.

Огромные пространства нашей страны покрыты лесами, изобилует она реками и озерами. С древних времен человек употребляет в пищу то, что давал лес (грибы, орехи, мед, птицу), реки и озера (рыбу, раков, гусей, уток). Поэтому одной из характерных особенностей русской кухни является широкое использование соленых, маринованных и сушеных грибов, моченой брусники, клюквы, морошки, меда, лесных орехов, дичи и рыбы. Обширные луга позволяли разводить молочный скот. Отсюда широкое использование продуктов животноводства – молока, творога, сметаны. С глубокой древности люди употребляли в пищу говядину, свинину, мясо птицы.

Для русской кухни характерно множество блюд из различных круп, например запеканки, каши, крупеники. В русской кухне обилие холодных овощных закусок, первых и вторых блюд, в которых используются различные овощи.

Русь всегда славилась своими хлебами. И это также нашло отражение в русской кухне. Всевозможные пироги, кулебяки, расстегаи, калачи и блины известны во всем мире как традиционные русские выпечные изделия.

Разминка.

Гостеприимство считалось характерной чертой русского народа. Без веселой шутки, смеха не обходилось ни одно застолье. Я предлагаю вам и серьезные и шутливые вопросы, а вы постарайтесь определить, где вымысел, а где правда.

Вопросы командам:

  1. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно).
  2. Сколько минут нужно варить крутое яйцо? (Нисколько, оно уже сварено).
  3. Можно ли приготовить “сапоги всмятку”? (Да. Это название сапог с голенищами-гармошками. Чтобы сделать такую “гармошку” особым образом мяли кожу).
  4. Без чего не испечь хлеб? (Без корки).
  5. В каком году люди едят больше? (В високосном).
  6. Какую воду можно принести в решете? (Замороженную).

I тур. “Народная мудрость”.

Задание: продолжить поговорку или пословицу.

  1. Щи да каша…(пища наша).
  2. Аппетит приходит…(во время еды).
  3. Кашу маслом…(не испортишь).
  4. Без хлеба и медом…(сыт не будешь).
  5. Сытый думает о деле, а голодный…(о хлебе).
  6. Хлеб-батюшка, а вода…(матушка).
  7. Хлеб да капуста…(лихого не допустят).
  8. Плох обед, коли…(хлеба нет).
  9. Гостю щей не жалей, а…(погуще налей).
  10. Капуста-сила, пока она в бочке…(беды не будет).
  11. Кто жаден до еды, тот…(дойдет до беды).
  12. Дома вприкуску, а в гостях…(в накладку).

II тур. “Мы ждем гостей”.

Задание: сервировать стол. Чтобы получить все предметы сервировки, нужно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один предмет сервировки.

Вопросы:

  1. Почему у “рыцарей круглого стола” стол круглый? (Чтобы все рыцари чувствовали себя равными).
  2. Самое урожайное растение ? (Рис).
  3. В тарелке осталось немного супа. Куда наклонить тарелку – от себя или к себе? (От себя).
  4. Чем берут хлеб из общего блюда? (Руками).
  5. Что появилось раньше – вилка или ложка? (Ложка).
  6. Что из избы не вытащишь? (Печь).
  7. По окончании приема пищи как необходимо положить приборы? (На тарелку, параллельно друг другу ручками вправо).
  8. Чем чистят мандарины? (Руками).
  9. Не мышь, а с хвостом? (Репа).
  10. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок).

III тур. “Знакомые незнакомцы”.

Задание: определить, о каком блюде идет речь. Даются подсказки трех уровней.

а) это исконно русское блюдо. Его название происходит от искаженного “млин”, связанного в свою очередь с глаголом “мелить” (то есть изделие из намеленного продукта – муки);

б) оно было ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов, а на Руси оно сопровождало человека от рождения (им кормили роженицу) до самой смерти (оно было обязательным блюдом во время ритуальных обрядов);

в) обязательное блюдо на Масленицу.

Ответ: Блины.

Дополнительный вопрос: Из какой муки пекли традиционные русские блины? (Из гречишной).

а) это блюдо чисто уральское, развившееся среди коренного населения Предуралья – пермяков и удмуртов. Оно имело ритуальное значение у древних уральцев, в нем символично воплощалось принесение в жертву всех видов скота, которыми владел человек;

б) в переводе с коми-пермяцкого оно означает “тестяное ухо”;

в) основная идея этого блюда – соединение мяса с тестяной начинкой. “Пель-нянь”.

Ответ: Пельмени.

Дополнительный вопрос: Мясо каких трех видов идет для приготовления начинки традиционных уральских пельменей? (Говядина, свинина, баранина).

IV тур. “Знатоки истории”.

Задание: ответить на вопросы о застольных традициях и обычаях. Если вы согласны, ответ “да, правда”, если нет – ответ “нет, неправда”.

  1. Правда ли то, что знаменитый французский писатель Александр Дюма написал еще и кулинарную книгу, в которой очень хвалил русские щи? (Да, это правда).
  2. Правда ли то, что в Россию вилку привезла Марина Мнишек и использовала ее на свадебном пиру? (Да, в 1606 году и это шокировало русское боярство и духовенство).
  3. Правда ли то, что первым активным деятелем русского общепита считают Николу Святошу? (Да, это исторически достоверно. Дата основания общепита стала отмечаться с 1106 года каждый год 17 февраля).
  4. Правда ли то, что первым автором женской поваренной книги была Елена Молоховец? (Нет, неправда. Первым автором была Екатерина Алексеевна Авдеева, в девичестве Полевая).
  5. Правда ли то, что на Руси существовало такое поверье: если стряпуха будет стоять у печи сытой, обед покажется вкуснее? (Нет, наоборот).
  6. Правда ли то, что на пиру у царей гостям не подавали индивидуальных тарелок для еды? (Да, правда. Тарелки использовались лишь для того, чтобы положить на нее обглоданную кость).
  7. Правда ли то, что в старину фруктовые и ягодные варенья варили, используя сахар, а не мед? ( Нет, неправда. В России сахар получил распространение в 16 веке).
  8. Правда ли то, что зимой путешественники брали с собой в дальнюю дорогу щи? (Да, правда. Щи замораживали и по мере необходимости разогревали на почтовых станциях).
  9. Правда ли то, что плоды картофеля ядовиты? (Да, правда. Это ягоды, похожие на мелкие зеленые помидоры. Они вырастают на кустах после цветения.
  10. Правда ли то, что на Руси очень ценились опытные “плевальщики”? (Да, правда. Семена репы сеяли, выплевывая их изо рта, так как семена очень мелкие).

V тур. “Что это”?

Задание: определить, о чем идет речь.

  1. Огородная “барышня” в составе щей. (Капуста).
  2. В России об этом злаке, кормившем всю Азию, узнали лишь при Иоанне Грозном. (Рис).
  3. Что сырым не едят, а вареным выбрасывают? (Лавровый лист).
  4. Гороховая “общага”? (Стручок).
  5. Корнеплод, раскрасневшийся от каротина. (Морковь).
  6. Этот овощ, с которым в песенке сравнивают кузнечика, люди едят уже более шестидесяти веков. (Огурец).
  7. Лошадиное лакомство. (Овес).
  8. Какое растение на Руси считалось “от семи недуг”? (Лук).
  9. Самые дружные грибы. (Опята).
  10. Какую кашу на Руси называли “крупеничка”? (Гречневая).
  11. В Индии это получали их тростника, а на Руси из … свеклы. (Сахарной).
  12. Что в России называют “вторым хлебом”? (Картофель).
  13. Древние римляне называли ее “капут”, что означает “голова”, а мы называем ее…(Капуста).
  14. Этот корнеплод в запарке съесть проще. (Репа).

VI тур. “Назови растение”.

Задание: один из членов команды по запаху должен определить пряности с завязанными глазами, например чеснок, перец, лавровый лист, корица и объяснить их назначение.

Эксперты подводят итоги, награждают победителей.

Используемая литература:

  1. Барсукова Е.Ф. Русская кухня. Лениздат, 1989.
  2. Похлебкин В.В. Моя кухня и мое меню. Москва. Центрполиграф. 2002.
  3. Пословицы, поговорки, загадки. Москва. Современник. 1986.
  4. Лазерсон И., Синельников С. Первый блин. Москва. Центрполиграф. 2004.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Воронеж. 2001.