I. Введение
Наша молодость любит роскошь, она
дурно воспитана, она насмехается
над начальством и нисколько не
уважает
стариков. Наши нынешние дети стали
тиранами, они не встают, когда в
комнату входит пожилой человек,
перечат своим родителям.
Попросту говоря, они очень плохие.
Сократ, 470-399 гг. до н.э.
Какие знакомые до боли слова! Молодежь становилась все хуже и хуже, а цивилизация не только выжила, но и достигла огромных успехов в своем развитии. Значит, не зря пропадает то разумное, доброе, вечное, которое сеем мы в душах молодых поколений. Значит, задача каждого взрослого поколения, и в первую очередь, учителей – прививать детям высокие нравственные ценности, идеалы и принципы; учить их разбираться, что такое хорошо и что такое плохо; учить их любить не только себя, но и всех окружающих; показать, что нет границ для совершенствования личности.
В конечном счете, не так важно, кем наши ученики станут во взрослой жизни, а важно – какими людьми они будут.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социальной личностно значимой деятельности во внеурочное время содействуют эффективному решению воспитательных задач. При этом важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми – от привития им любви к малой Родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.
Особую остроту вопросы воспитания патриотизма и интернационализма приняли после трагических событий в Беслане.
I.Краеведческий аспект в исследовательской работе учащихся (из опыта работы НОЛ).
1.1. Организация работы НОЛ в лицее № 8
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Здесь очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
С этой целью в лицее № 8 г. Тынды создано и работает четвертый год научное общество лицеистов (НОЛ). Инициатива в его создании принадлежит директору лицея Горожанкину Ю.А. Главная задача НОЛ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в НОЛ – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОЛ.
Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками.
За время существования НОЛ сформировались три отделения, закрепленные в положении:
- естественнонаучное (секции химическая, биологическая и эколого-географическая);
- физико-математическая (секции физическая, математическая, с 2003 года – информатики);
- гуманитарная (секции историческая, культурологическая, лингвистическая и психологическая).
- Формы работы НОЛ различны:
- удовлетворение персонального спроса участников НОЛ на изучение интересующих их проблем;
- участие в олимпиадах, конкурсах;
- выступления с лекциями, сообщениями, докладами;
- проведение научно-практических конференций;
- подготовка исследовательских работ и их публикация. Первый сборник работ членов НОЛ в лицее уже издан, второй готовится к печати. Самые яркие работы мы собираемся представить на Всероссийском конкурсе исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
С какого возраста учащиеся записываются в НОЛ? Конечно, могут записаться и учащиеся младших классов. Но костяк НОЛ составляют ученики 9-11 классов. Дополнительным стимулом их участия в НОЛ служит то, что, имея годовые оценки “5”, они могут сдать экзамены по выбору в форме реферата по теме своей исследовательской работы. Это записано в нашем Уставе.
Руководит НОЛ Совет, избираемый на первом заседании. Общее руководство осуществляют НМС лицея во главе с зам. директора по НМР и предметные кафедры. Я отвечаю за организованные вопросы.
Как выбираются темы исследовательских работ? У каждого учителя, ученика есть свои интересы и темы, которые они хотели бы рассмотреть более детально. Задача НОЛ в этом случае – объединить усилия учителя как научного руководителя и ученика. С другими мы вместе подбираем и согласовываем темы исследовательской работы. Списки учащихся, темы их работ и список научных руководителей обычно утверждается на первом заседании НОЛ.
Тематика исследований учащихся различна. Но именно краеведение является тем связующим звеном, которое объединяет гуманитарное и естественнонаучное отделения НОЛ и которое представлено тремя направлениями:
- историко-краеведческое;
- литературное краеведение;
- социально-экономическое, географическое краеведение.
1.2. Историко-краеведческое направление в работе НОЛ.
Не секрет, что основную работу по воспитанию любви к Родине, к своей малой Родине, чувства интернационализма, гражданственности, толерантного отношения к другим народам и культурам ведут учителя истории, обществознания и географии. Вот и наши историки на уроках и во внеурочное время занимаются краеведческой работой. Уже учащимся начальных классов и среднего звена под силу составить генеалогическое древо своей семьи, написать сочинение на тему “О чем рассказала фотография из семейного альбома” (учителя Иочева Н.Ф., Логунова Е.П.). Учащиеся 8-11 классов под руководством Иончевой Н.Ф., Горожанкина Ю.А., Кремнева О.Г., Самборской Т.Н. собирают материал к рефератам по темам: “Амурчане в годы войны”, “Тында в годы войны”, “История семьи в истории Великой Отечественной войны”, “Тоталитаризм в 30-е годы”. К 30-летию БАМа и Тынды собран материал по теме: “История моей семьи в истории БАМа”.
Грамотой “За богатство фактического материала” поощрены работы членов НОЛ в городской конференции “История родной школы”, где были выставлены две работы: “История школы и ее выпускники” и “Школьные династии”. Хорошие отзывы на IV областной краеведческой конференции получила работа лицеистов “Культурное наследие моего города”.
В нашем городе сложилась традиция ежегодно проводить викторину “Тында – мой город родной”. Наши лицеисты заняли в 2002 году I место, в 2003 году – грамоту за творческий подход.
В марте 2002 года с исследовательскими работами по краеведению на областной конференции АмГУ выступили несколько учащихся (руководитель Горожанкин Ю.А.). Это работы: “История проектирования и строительства БАМа” Крамаревой Оксаны, “Перспективы развития региона БАМа” Кононовой Ольги, “Дорога к Эльге – дорога к развитию региона БАМа” Морочило Алены. Все эти работы способствуют воспитанию патриотизма, чувства гордости за своих родителей – строителей БАма.
В связи с обострением обстановки в стране и мире наши историки к традиционным темам добавили следующие (рабочие названия): “История террора в России”, “История международного терроризма” (учитель Иончева Н.Ф.), “Ирак: вчера, сегодня, завтра” (учитель Горожанкин Ю.А.).
Литературное направление краеведения развивают учителя русского языка и литературы Корнева В.М. и Подопригора Г.Г. (темы исследований “Жизнь, творчество и судьба поэта Петра Степановича Комарова”, учащиеся Староверова Светлана и Зуева Марина. Исследовательская работа “Краски и звуки слова в творчестве П.С. Комарова” (авторы Русина Татьяна и Побудилина Олеся стала призером городской литературной конференции школьников). Под руководством зам. директора по воспитательной работе Грибановой Л.И. идет сбор материала по теме “Поэтическая Тынды”.
Заслуживает внимания работа учениц Ветчинкиной Людмилы и Мольгун Галины “Коренные жители севера Амурской области” (руководитель Галкина В.П.), в которой они дали обзор традиций, обычаев и образа жизни эвенков, собрали и опубликовали сказки и легенды этого северного народа. Девочки сделали вывод, что у малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока можно многому научиться: терпению, выдержке, умению жить в гармонии с природой, выживать в экстремальных условиях, терпимости к другим народам, культурам, религиям.
1.3. Социально-экономическое (географическое) краеведение.
БАМ – стройка интернациональная. БАМ строил весь Советский Союз, и до сих пор Тында остается самым многонациональным городом Амурской области. Это накладывает на нас, географов, особые обязанности: при изучении любой темы в курсе географии России в 8-9 классах показать, что у нашей страны есть все предпосылки для того, чтобы она стала процветающей страной. Россияне издавна заселили и освоили не только Европейский Север, но и Сибирь, и Дальний Восток. Для этого нужны были мужество, смелость, сила духа и сила воли, и эти качества у нас не перевелись.
Поэтому не удивительно, что самое большое количество лицеистов работают в этой секции. Тематика исследований самая различная. Например, ученики Сырбу Игорь, Кирюхин Николай и Зайцев Вячеслав провели большую работу по сбору и обработке материала по теме “Население и рынок труда г. Тынды”. Сырбу И. будет продолжать эту работу и дальше. Результаты опросов учащихся 8-9 классов дали информацию к размышлению:
- Почти половина ребят не хотят оставаться жить и работать постоянно в Тынде, сильны желания перебраться на юг области или к родственникам на запад страны;
- До сих пор большой разрыв между желаниями учащихся получить образование по специальностям “экономист” и “юрист”, а на рынке труда города остро необходимы инженерно-технические работники, рабочие различных специальностей. Вот и приходится на каждом уроке знакомить ребят с профессиями в этой или иной отрасли экономики и призывать ребят раскрывать свои таланты и возможности на Дальнем Востоке страны.
Ежегодно несколько учащихся готовят рефераты по теме “ВПК России”, где с гордостью рассказывают о достижениях ВПК и делают для себя и других вывод: ведь можем же сделать все, если хотим.
Будет продолжена работа Танасийчука Захара “Продовольственный рынок г. Тынды”. Он собирал материал 2 года, его реферат занял III место в областной конференции АмГУ в марте 2004 года. Что дает уму и сердцу школьников исследования этой темы? Они наглядно видят не только рост цен на продукты питания, но и небольшой пока рост средних заработных плат и пенсий, увеличение размера прожиточного минимума. На прилавках все чаще и по доступной цене появляются продукты питания российского производства, в т.ч. и Амурской области. Согласно результатам опроса большинство тындинцев покупают отечественную продукцию из-за хорошего качества и приемлемых цен. Это еще одна положительная черта в характеристику состояния российской экономики.
Очень интересна и злободневна работа Соловьевой Елены “Проблемы современных российских границ на Севере и Дальнем Востоке”. В ней красной нитью проходит мысль об укреплении государственных границ России, о необходимости усиления обороноспособности страны и присутствия России с СЛО и Тихом океане. В этом году работа будет продолжена, а упор будет сделан на западные и южные рубежи страны.
Про исследовательские работы лицеистов можно говорить долго и много. Ясно одно: они показывают сложный и противоречивый характер современного состояния страны. Очень хорошо то, что учащиеся видят проблемы российской жизни, и еще лучше то, что они видят и перспективы развития страны, то, как можно изменить жизнь к лучшему.
Вообще, каждая тема учебника географии 8-9 классов – поле для дискуссий, для разговора на равных о путях развития России. Именно поэтому мы совместными усилиями учителей географии, технологии, ИЗО, истории и обществознания наметили создать в этом учебном году при НОЛ “Клуб российских регионов” для учащихся 8-11 классов. Раз в четверть, может быть, и на каникулах, мы хотим собрать желающих за круглым столом с чаем и блюдами русской и национальной кухни разных регионов России и вести разговоры о природе, культуре, обычаях, предметах быта, традициях населения различных краев, областей и республик России. Тем более, что почти у каждого тындинца есть родственники в различных регионах страны. Это пока только предварительные наметки плана, но нам кажется, что именно такие тихие, ненавязчивые беседы могут помочь подросткам лучше понять психологию разных народов России, стать более терпимыми.
К докладу я прилагаю список тем исследовательских работ учащихся в текущем учебном году и приглашаю всех учителей, работающих в этом направлении к сотрудничеству.
СПИСОК
членов НОЛ и научных руководителей
(2004-2005 учебный год)
I. Секция естественнонаучная
1. Руководитель Косяченко Л.П.
Шадрикова Е, Коршунова О (11-а класс) – “Современные материалы и их использование”.
2. Руководитель Дмитриева Е.В.
Ильяш М (9-г класс) – “Питание школьников и их здоровье, Хохлова В (10-б класс) проект “Организация работы на пришкольном участке”.
3. Руководитель Крючкова Р.М.
Нагаев М, Копылков Н (10-б класс) – видеопрект “Промышленные предприятия ж/д г. Тынды”.
Казаров В (10-а класс) – “география современного терроризма”.
Сырбу И (9-б класс) – “Население и рынок труда г. Тында”.
Шевченко Е, Скрипниченко Е (9-б класс) – видеопроект “Климатические условия г. Тынды”.
Мухутдинова С, Райчу Ю. (9-б класс) – “Молодежь Тынды – проблемы досуга и трудоустройства”.
Беляев А (9-б класс), Михайлова А (9-г класс) – “Нефтепровод Ангарск - Находка – доводы “за” и “против””.
Рахмангулов Р (9-б класс) – “АТД России: проблемы и перспективы”.
Плешко Ф (9-д класс) – “Проблемы государственных границ России”.
Минкова Н (9-г класс) – “Продовольственный рынок г. Тынды”.
Киселев А, Демаков В (9-г класс) – “БАМ – дорога в 21 век”.
Зырянова С, Вологдина А (9-г класс) – “Менталитет народов России”.
4. Руководитель Галкина В.П.
Кожуховская А. (10-б класс) – “Демографическая политика в различных странах мира”.
II. Секция гуманитарная
1. Руководитель Иончева Н.Ф.
Хохлова В (10-а класс) – “История терроризма в России”.
Мухутдинова С, Райчу Ю (9-б класс) – “Социальный портрет детства”.
Шкодина Е, Скуридина Н (5-б класс) – “История семьи в истории БАМа”.
2. Руководитель Голохова Н.Л.
Фатахова П (5-а класс) – “Все об обычных яйцах”.
3. Руководитель Олефиренко С.Н.
Шубина С, Олефиренко А (8-б класс) – “Антропонимика. Фамилии учащихся лицея № 8 г. Тынды”.
Адамова М (8-а класс) – “ “Фэнтези” в литературе”.
4. Руководитель Задоя А.М.
Черникова Е, Кузнецова О (9-б класс) – “Творчество Гузия”.
5. Руководитель Кремнев О.Г.
Кремнев Д (9-д класс) – “Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера”.
Баркова О (11-б класс) – “Уголовная ответственность несовершеннолетних”.
6. Руководитель Слободюк О.И.
Ковалева А (9-б класс) – “Скульптура в русском искусстве 17 века”.
Рахмангулов Р (9-б класс) – “Русский театр 17 века”.
Петря И (9-г класс) – “Русская живопись 17 века”.
Шевченко Е (9-б класс) – “Архитектура 17 века”.
Руководитель Горожанкин Ю.А.
Танасийчук З (11-б класс) – “Современный Ирак”
III. Секция физико-математическая.
Руководитель Королева И.Ф.
Бутакова М (9-б класс) – “Вписанные и описанные многоугольники”.
Руководитель Бегун Г.Р.
Бегун М (10-а класс) – Сайт “Лицею № 8 – 25 лет”
Сайт “Тында – мой любимый город”
Руководитель Козлова И.В.
Щедрин М, Пищулов А (10-в класс) – проект компьютерная графика по теме “Экология планеты – 2004”, участие в конкурсе “Интернет и толерантность”