Интегрированный урок: обучение грамоте + письмо. Буква "ь". Обозначение мягкости согласных на конце слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с буквой “ь”.
  • Научить обозначать мягкость согласных на конце слова.
  • Научить писать “ь”.
  • Продолжать работу над формированием навыка каллиграфически выдержанного и орфографически-грамотного письма; развитие речи учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; воспитание у детей любви к предмету, к чтению.

ХОД УРОКА

1. Организация класса.

2. Повторение. Подготовка к восприятию нового материала.

Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

Я, Е, Ё, Ю, И.

А)

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)

Схема слова/

Б)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

Схема слова.

Как нам обозначить мягкость последнего согласного звука?

Мы умеем обозначать мягкость согласного звука?

Подставим одну из гласных? (Я, И, Е, Ё, Ю.)

Читаем слово (лоси).

Мягкость согласного обозначили, однако получилось измененное слово, в нем звуков?, а в слове?

Наш способ не подходит, чего-то не хватает для обозначения мягкости согласных с помощью гласных букв?

Звук (с) встречался в новой позиции на конце слова.

Обозначим общепринятым способом с помощью особой буквы “ь”.

3. Наблюдения.

А) Для обозначения одного звука понадобилось две буквы.

С

Ь

 

С

-

б) Уточним, обозначает ли буква “ь” какой-либо звук?

Ь

4. Письмо в прописи.

Сейчас мы научимся писать “ь”. Начнем писать букву от верхней линии, ведем на себя, чуть не доводя до нижней линии, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление.

А) Придумать свои слова с “ь” знаком.

Б) Чтение слов на доске

Тень олень
Семь уголь
Путь степь

Сколько звуков, букв, – почему так?

7. Письмо слов в прописи.

– В воде родится, а воды боится. (Соль)

– Узнай кто это? Из книги отрывок читает учитель. (Лось)

Острые зубы и злые глаза.
Прячется где-то в дремучих лесах,
Встретишь, случайно её – берегись
Это не кошка ручная, а (рысь).

8. Развитие речи “Сочиним сказку”.

Буквы жили, не тужили, потому, что все дружили. И жила средь них одна буква, похожая на половинку “Ы”, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что ты за буква? – возмущались они.

Вот эта буква “Ь”

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил. Жилось мягкому знаку плохо, очень плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Но они зашифровали слово загадкой.

Спит или купается,
Все не разувается
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)

Стали буквы составлять слово получилось – гус.

Что-то у нас не получается? – говорили буквы. Звук (с) мягкий, а у нас твердый.

Буква “И” говорит – “встану я, и обозначу мягкость” – и быстро пристроилась в конце. Что получилось? (Гуси)

– Лучше я встану, – сказала “Я”. (Гуся)

У нас опять ничего не получится, ведь ты обозначаешь звук (А) – сказали буквы.

– Что делать? – подскажите.

Иди к нам “Ь” позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конце.

Что получилось? (Гусь)

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости “Ь”.

9. Заполните пропуски: дописать слоги, чтобы получились слова.

А) – – ль ноль, соль, моль, роль, боль.

Б) Записать в прописи слов и составление схем.

Конь, тень, лань.

10. Чтение текста и работа с текстом по букварю.

Игра на внимание.

День, сон, тень.

Сыр, сок, лень.

Нос, рыть, ныть.

Конь, шум, шить.

Ты скажи, в каких словах, не пишется “Ь” знак?

“Ь” – хитрый знак
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

11. Рефлексия.

– Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Какие знания, приобретенные на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?