Тип урока: Обобщающий урок.
Вид: Урок-игра.
Технология: Игровая технология.
Время проведения: 1 четверть.
Цели урока:
- Повторение и закрепление материала по теме.
- Стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом.
- Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
- Воспитание у детей самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
- Развитие мышления, умения применять полученные знания в решении задач.
Задачи урока:
- Учебная: совершенствование навыков решения.
- Развивающая: развитие мышления, памяти, внимательности.
- Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.
Оборудование.
- Рефераты учеников. Приложение № 1.
- Корабли.
- Глобус (оформлен препятствиями, которые встречаются на пути).
- Магнитофон.
- Свисток.
- Кассеты.
- Кораблики.
- Бортовой журнал.
- Портрет Магеллана. Приложение № 1.
- Карточки с заданием. Приложение № 2.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
– Мы сегодня отправляемся в кругосветное путешествие. А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:
быть внимательными;
правильно выполнять задания;
не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
выполнять физкультминутку.
– Мы повторим путь великого мореплавателя и исследователя Магеллана. Каждый из вас сейчас имеет возможность послушать небольшой рассказ о великом мореплавателе.
Доклады 3 учеников. Приложение № 1.
3. Высадка десанта.
Устный счет.
А) Игра “ Плюс, минус”
|
5 |
8 |
9 | 3 |
||||
9 |
? |
5 |
? |
4 |
? |
8 |
? |
1 |
3 |
3 |
4 |
7 |
|||||
8 |
? |
6 |
? |
2 |
? |
5 |
? |
6 |
2 |
1 |
2 |
6 |
|||||
7 |
? |
7 |
? |
6 |
? |
2 |
? |
7 |
4 |
2 |
1 |
2 |
|||||
6 |
? |
3 |
? |
1 |
? |
1 |
? |
2 |
7 |
1 |
5 |
1 |
|||||
=3 | =3 | =3 | =3 |
Поставь в свободные клетки знаки “ + ” и “ - ” так, чтобы в результате сложения и вычитания по горизонталям получилось число =3.
Работа в группах.
4. Пролив загадок.
Работа в бортовых журналах. ( По вариантам).
6 * 6 = 36 | 7 + 15 = 22 |
1 * 99 = 99 | 9 * 0 = 0 |
30 : 30 = 1 | 45 – 12 = 33 |
98 – 0 = 98 | 42 + 17 = 59 |
Знак на доске закрыт. Дети должны определить знак. Взаимопроверка.
5. Новая земля.
Решение примеров.
Работа в бортовых журналах.
Игра: Проведи корабль точно по курсу.
( На доске написаны примеры, работают по рядам.)
– Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! Был шторм, и наш корабль сбился с курса. Надо помочь провести корабль точно по курсу. Боцманы помогают ребятам, которые испытывают затруднение.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
345 + 561 |
564 – 346 |
641 - 246 |
376 + 402 |
432 + 279 |
345 + 237 |
504 – 395 |
238 – 169 |
134 + 357 |
267 * 2 | 234 * 3 | 234 * 4 |
Наш корабль вернулся на прежний курс, и после шторма мы можем отдохнуть. Видим землю. Можно отдохнуть.
6. Физкультминутка.
(Звучит музыка с записью шума моря и крика чаек.)
Закройте глаза и прислушайтесь к звукам моря и крикам чаек. Морской ветер гладит ваши волосы и щеки, яркое солнышко улыбается и греет своими жаркими лучами. Морская прохлада помогает восстановить силы.
– Поплыли дальше.
– Кораблик по морю плывет, и океан его зовёт!
7. Океан задач.
Внимание! На нашем пути айсберг.
Чтобы избежать столкновения с ним, нам надо решить задачи.
7. 1.
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсей –
Четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки
Наловили из реки?
( Семь)
7. 2. Работа по учебнику (с. 39, № 24). Проверяем устно.
7. 3. Сильным ученикам карточки с задачами повышенной сложности.
Работа в бортовых журналах.
– Капитан, все ли спокойно в океане? Кажется кто-то показался вдали. Кто это там? (Пираты.) Они хотят на нас напасть. Приготовиться к бою! Взяли оружие! А им, вы знаете, является ум, быстрота и смелость. Правильно решили, победили пиратов.
У каждого ученика задание на парте. Приложение № 2.
Сдать бортовые журналы.
Итог урока:
– Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной земле.
–Чем мы занимались во время путешествия? Что вам больше всего понравилось?
Выставление оценок в журнал и дневник.
Дополнительная оценка за работу в бортовых журналах.
8. Домашнее задание:
№ 18, 20 страница 38.
Список используемой литературы:
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика, М.: Наука, 1992
- Приложение к первому сентября, Начальная школа 41 / 99. Интеллектуальные игры.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвертом классе. - М.: Илекса, 2002
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 1.
МАГЕЛЛАН (Магальяйнш) (португ. Magalhaes, исп. Magallanes) Фернан (весна 1480, местность Саброза, провинция Вила-Реал, Португалия – 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины), португальский мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание; первооткрыватель части атлантического побережья Южной Америки, прохода из Атлантики в Тихий океан, впервые им пересеченный. Магеллан доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство шарообразности Земли.
Начало карьеры
Небогатый, но знатный дворянин Магеллан в 1492–1504 служил пажом в свите португальской королевы. Изучал астрономию, навигацию и космографию. В 1505–13 участвовал в морских сражениях с арабами, индийцами и маврами, показал себя храбрым воином, за что получил чин морского капитана. Из-за ложного обвинения ему отказали в дальнейшем повышении по службе и, подав в отставку, Магеллан в 1517 переехал в Испанию. Перейдя на службу к королю Карлу I, он предложил проект кругосветного плавания, принятый после долгого торга. 20 сентября 1519 пять небольших кораблей – “Тринидад”, “Сан-Антонио”, “Сантьяго”, “Консепсион” и “Виктория” с экипажем в 265 человек вышли в море.
Магеллан как исследователь и человек
Так закончилось первое кругосветное плавание, которое доказало шарообразность земли. Впервые европейцы пересекли самый большой из океанов – Тихий, открыв проход из Атлантики. Экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Воинственный и тщеславный Магеллан получил много ран, одна из них сделала его хромым. Его сын умер в 1521. Жена, родившая второго ребенка мертвым, скончалась в марте 1522. Именем Магеллана названы пролив и два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака), которые описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.
Приложение № 2.
Задача 1.
После того как мама истратила в магазине
половину имеющихся у неё денег, у неё осталось 3
купюры по 100 рублей и 9 купюр по 10 рублей.
Сколько денег было у мамы?
Задача 2.
В туристической фирме продали 270 путевок во
Францию, в Турцию – в 10 раз больше путевок, чем во
Францию, а в Грецию – на 100 путёвок меньше, чем в
Турцию.
Сколько путевок в Грецию продали за лето в фирме?
Задача 3.
В типографии напечатали одинаковое количество
календарей с цветами и с животными. После того,
как напечатали ещё 100 календарей, календарей с
цветами стало 1300, а календарей с животными – 1200.
Сколько календарей с животными и с цветами
напечатали сначала?