Изменения в современной системе образования обусловливают необходимость нового подхода к осмыслению нравственного воспитания и активизации теоретических и практических исследований в этой области. Важным звеном в этой сложной цепи являются средние учебные заведения: школы, лицеи, гимназии и другие (далее – школы).
Задача школы сегодня – развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.
Педагогический труд – это не прямое педагогическое воздействие на ребенка и открытое решение задач воспитания. Это совместная с детьми работа, направленная на организацию жизни и деятельности коллектива, на активизацию социальной позиции детей, на развитие детских желаний сделать жизнь лучше и интересней. Коллектив должен стать самостоятельной, самоуправляющейся частью большого детского школьного коллектива. Ребята должны не только получать знания и готовиться к получению будущей профессии, в процессе свершения различных дел они учатся: быть активными строителями своей жизни, улучшать ее и делать это сообща, быть творцами и участниками важных жизненных процессов. В процессе такой деятельности ребята духовно обогащаются, становятся добрее, чище, внимательней к окружающим.
Не с сознания ребенка должен начинать и повседневно действовать педагог, а с организации его общественного бытия, образа жизни, с переустройства социальных отношений юного (кстати, и взрослого) поколения, с настройки на содружество, на взаимную заботу друг о друге. И не призывами, проповедями, морализированием, а созданием объективных условий, в которых эти, а не другие отношения и могут возникать.
Работа педагога должна начинаться с организации общественного бытия ребенка, с переустройства его социальных отношений, с настройки на совместную работу и сотрудничество, а не с сознания ребенка. Не призывы, проповеди и нотации могут изменить ребенка, поднять и организовать его на деятельность, а личный пример и личная деятельность.
Дела, совершенные детьми – это результат ежедневной творческой, коллективной, настойчивой и общей заботы о коллективе; доброе и хозяйственное, заботливое и внимательное отношение к себе, коллективу, детям, друзьям, взрослым.
Ребята должны совершать дела для себя самих. Не для учителей, не для зрителей или родителей. Они должны получать от этого удовлетворение, удовольствие от собственной работы, от личного вклада в общее дело. Ведь дела – это продукт самих детей, они их придумали.
Для организации совместной деятельности была задумана игра «Робинзонада». Это не разовое мероприятие, а большое творческое дело с перспективой развития на несколько лет. Носит характер соревнования, в котором участвуют учащиеся 5–7 классов.
В основу концепции воспитания в лицее положены идеи демократизма, гуманизма, системности, национального самовыражения, обновления, общения культур. Исходя из общей стратегической цели лицея, для создания условий организации лицея как целостной воспитательно-образовательной системы, нами (мною и ребятами, входящими в состав актива лицея) была разработана игра «Робинзонада». Она направлена на: формирование у учащихся чувства единства с коллективом, осознание собственного «Я» через классную и общественную деятельность, возникновение необходимости и потребности у каждого класса стать коллективом, превратиться в органическое единство, а у каждого учащегося – осознать свою значимость в коллективе, т.к. удовлетворение этих потребностей формирует у детей позитивное отношение к разным этническим группам, помогает творческому развитию и становлению личности, способствует усвоению и принятию общечеловеческих ценностей.
Игра построена на принципах: «Прежде, чем стать «гражданином мира», нужно стать «гражданином страны, республики», «от далекого и неизвестного – к близкому, от других стран – к родному порогу». Стержнем игры является национально-региональный компонент. Игра создает прекрасные условия формирования сплоченного дружного коллектива и его реализации в общем деле, а так же помогает каждому ребенку самореализоваться внутри коллектива.
Программа проведения игры.Цели игры:
- способствовать развитию классного коллектива и личности учащегося в нем через разнообразные виды деятельности в системе общешкольного коллектива,
- воспитание учащихся на базе сложившихся культурно-нравственных традиций разных народов, общества и семьи.
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся чувства единства с коллективом;
- способствовать рождению инициативы учащихся в знак ответственности за результат дела;
- вызвать интерес каждого учащегося в организации, проведении и анализе творческого дела;
- накопление и обобщение знаний о культуре, традициях, быте, истории развития народов республики Саха (Якутия);
- изучить особенности флоры и фауны, экологии и географии родного края;
- развить интерес к изучению литературного наследия и фольклора республики;
- способствовать развитию дружеских отношений между классами;
- способствовать формированию у учащихся установки на творчество;
- создать условия для творческой реализации каждого ребенка;
- развить в учащихся чувство ответственности за участие в общем деле;
- развить товарищеские отношения в классе и в общелицейском коллективе вообще.
Система организации игры проводится по следующей циклической схеме в II этапа:
I.
Моя республика – Якутия;
Мой город – Алдан.
II.
Мой лицей.
Моя семья.
Отслеживание результатов оформилось в 2-х рейтинговые таблицы:
Таблица № 1.
Виды деятельности |
Классы |
||||||||
1. Поход |
5А |
5Б |
5В |
6А |
6Б |
6В |
7А |
7Б |
7В |
2. Посещение музеев, концертов |
|||||||||
3. Театрализованные классные часы |
|||||||||
4. Экомарафон |
|||||||||
5. Классные часы об Алдане |
|||||||||
6. Классные выставки поделок (национальные сувениры, предметы быта и т.д.) |
|||||||||
7. Лицейская выставка поделок (национальные сувениры, предметы быта и т.д.) |
|||||||||
8. Видеоролик об Алдане |
|||||||||
9. Спортивные соревнования по национальным видам спорта. |
Таблица № 2.
Виды деятельности |
Классы |
||||||||
1. Спортивные соревнования |
5А |
5Б |
5В |
6А |
6Б |
6В |
7А |
7Б |
7В |
2. Классные часы с родителями на тему «Моя семья» |
|||||||||
3. Выставка «Увлечения моей семьи» |
|||||||||
ИТОГО: |
09.09.2002 – Поход «За горами, за лесами» с проведением эстафеты для учащихся 5–7 классов.
23.09. – 11.10. – Планирование и организация игры «Робинзонада».
14.10.– Слет хорошего настроения. Торжественное открытие игры.
14.10. – 11.11. – Подготовка театрализованных классных часов на тему «Пою Якутию мою».
04.11. – 08.11.- Спортивные соревнования по национальным видам спорта.
06.11. – 12.11. – Посещение экспозиций краеведческого музея.
13.11 – 20.11. – Проведение классных часов по теме «Пою Якутию мою» с инсценированием литературных произведений Якутских авторов. Классные выставки поделок и рисунков на тему «Родина моя – Якутия».
21.11. – Организация и проведение общешкольной выставки поделок и рисунков на тему «Родина моя – Якутия».
27.01. – Слет хорошего настроения. Подведение предварительных итогов игры. Классные коллективы получили задания для проведения «Экомарафона».
01.02. – «Экомарафон»
03.02.- 27.02. – Подготовка и проведение классных часов об Алдане.
28.02 – Просмотр комиссией видеороликов об Алдане, подведение итогов.
14.03 – Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
01.04. – 20.04.– Подготовка и проведение классных часов на тему «Моя семья» и классных выставок на тему «Хобби моей семьи».
25.04 – Слет хорошего настроения. Торжественное закрытие игры «Робинзонада», подведение итогов, награждение участников.
Результаты проведения игры.В ходе подготовки и проведения игры классными коллективами проведена большая исследовательско-поисковая работа.
1. Были изучены произведения якутских авторов, особенности национальной культуры, изучено историческое наследие коренных народов Якутии; ребята с интересом исследовали собственные семьи (традиции, историю семьи, героическое и трудовое прошлое). Очень серьезной подготовки требовал «Экомарафон», который проходил по станциям, каждая из которых требовала определенных знаний и умений:
- «Синдбад-Мореход» – изучение географических особенностей климата, рельефа;
- «Поле чудес» – разгадывание кроссвордов, головоломок, решение логических задач;
- «Салон Вячеслава Зайцева» – создание национального костюма;
- «фотоохотник» – решение головоломок для охотников (растения, животные и их следы, особенности растительного и животного мира);
- «Смак» – блюда национальной кухни, приготовленные руками самих ребят.
2. Во время проведения классных часов были представлены стихи и песни, авторами которых были сами дети.
3. Раскрылись творческие способности ребят, в каждом классе можно выделить «звездочки», которые все ярче и ярче светят и раскрывают свои способности в дальнейшей работе.
4. Каждый ребенок стал участником или организатором проводимого дела, почувствовал свою личную значимость, важность, почувствовал, что его любят, и что коллектив принял его как личность.
5. Проведение игры поспособствовало воспитанию чувства ответственности за свою деятельность перед коллективом.
6. Классы стали более сплоченными дружными едиными коллективами, которые уверенно стремились к достижению цели.
7. Родители стали полноправными участниками игры и предстали перед детьми совсем в другом качестве – качестве партнеров, друзей и помощников. Совместное творчество с родителями обогащает духовный мир ребенка, развивает чувство психологического комфорта в общении с родителями и воспитании личности вообще.
Проведение данной игры стало традиционным в нашем учебном заведении. Темы игр и направления работы меняются, но разрабатываются они по уже известным принципам:
- разнообразие форм работы;
- участие детей в планировании, организации и проведении игры;
- привлечение к работе родителей, специалистов из других трудовых областей;
- продолжительность игры рассчитана на учебный год.
В 2003–2004 учебном году проведена игра «Знайка».
Цель: развитие морально-этических убеждений учащихся, развитие стремления каждого ребенка в развитии внутренней культуры и постижении жизненных ценностей общества.
Задачи:
- Оказать помощь в создании крепкого, сплоченного классного коллектива.
- Изучение нравственных и этических норм жизни общества.
- Воспитание в каждом ребенке как чувства коллектива так и чувства собственной индивидуальности и значимости личного мнения.
- Научить детей анализировать сложившиеся жизненные ситуации и находить из них выход.
- Научить помогать нуждающимся, видеть чужую беду и чувствовать свою необходимость окружающим.
«Знайка» разработана под девизом: «Познай себя и тех, кто тебя окружает».
Ход игры.
I этап.
- Классные часы на тему «Глаголь добро – добро есть жизнь».
- Конкурс мини-сочинений «Твори добро на всей Земле».
- «Рыцарский турнир».
II этап.
- Этикет-викторина.
- Конкурс «Вернисаж красоты».
- Выставка детских поделок, рисунков и пр. «Весенняя капель».
III этап.
- Классные часы на тему «Забота о ближнем – дело каждого».
- Выставка «Этим мы увлекаемся».
- Подведение итогов операции «Общая забота» и общих итогов игры «Знайка».
На первом этапе были написаны мини-сочинения, из которых было выделено сочинение ученика 6 В класса Деревянко Дмитрия «Добро – залог успеха», которое было опубликовано в городской газете в рублике «Детская страничка». Вот это сочинение.
Тот всем людям дорог и нужен,
Кто с честью и добром дружит!
Что такой добро? – это маленькое слово, но очень сильное и нужное. Это сила, которая творит чудеса, она – в душе каждого человека.
Когда человек нездоров, когда у него какая-то беда, когда он слаб, мал или стар, ему нужна добрая поддержка. В таких случаях нужно быть особенно чуткими, отзывчивым. И по-настоящему добрым будет тот, кто умеет увидеть состояния другого человека, понять, когда ему необходима помощь, совет, сочувствие, кто всегда совершает добрые поступки.
Трудно представить себе, что было бы, если бы исчезло добро. Исчезли бы краски земли, мир стал бы черно-белым. Что было бы с людьми?,,, Ну уж нет! Человек верит в добро, а значит, добро никогда не исчезнет! Оно всегда побеждает и указывает людям путь к спасению.
Очень многому нас учит народная мудрость:
– Первый шаг к добру – не делай зла!
– Человек без добра – тело без души!
Книги раскрывают путь к добру, учат нас думать. Я очень люблю книгу Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Эта книга учит делать добро, отзываться на чужие боль, горе, трудности. Например, как тимуровцы носили воду старухе-молочнице, как выручали Нюрку, потерявшую козу. И очень важен, на мой взгляд, тот факт, что Аркадий Петрович Гайдар сам был очень чутким и отзывчивым человеком. Прочитав эту книгу, я для себя понял:
– лучше делать добро незаметно;
– надо помогать людям не хвастая;
– делать добро скромно.
Какая тонкая работа –
Счастливым сделать хоть кого-то,
Цветок удачи принести,
А самому тихонечко уйти.
Я считаю, делать добро приятное людям – это тонкая и нужная работа. Не зря в народе говорят: «Без добрых дел не будет и доброго имени». Поэтому я спешу делать добро, ведь оно ко мне всегда вернется!
Нужно быть доброжелательным,
Скромным и внимательным,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры!
Я думаю, что если ребята в пятом классе будут так думать и поступать таким же образом, то можно предположить, что ребенка с таким мнением трудно сбить с истинного пути. Необходимо ежедневно говорить с ребятами на темы об общечеловеческих ценностях, нужно, чтобы в семьях с ребятами обсуждали проблемы дня, разные жизненные ситуации. Твердость характера воспитывается через убеждение и личный пример. Не нужно об этом забывать.
В 2004–2005 учебном году у нас проходит игра «Забота», посвященная 60-тилетию Великой Победы.
Игра проводится в преддверии праздника 60-летия Великой Победы, приурочена к этой дате.
Цель игры: организовать детские классные коллективы на коллективную и самостоятельную творческую поисковую деятельность.
Задачи:
- развить у детей интерес к поисковой исследовательской деятельности;
- организовать коллективную творческую деятельность классного коллектива;
- расширить кругозор детей;
- сплотить классные коллективы, развить у детей чувство товарищества;
- развить навыки самостоятельной исследовательской работы;
- изучить материалы, связанные с темой игры, с подвигом Советского народа;
- развить в детях чувства инициативы, ответственности, взаимовыручки;
- активное участие в игре, общая занятость детей 100%.
На протяжении всей игры объявляется операция «Забота», все события которой отражаются в «Копилке добрых дел». Это всевозможная помощь всем нуждающимся в ней. Забота о ближнем, о ветеранах труда и тыла, забота о живущих рядом, забота о лицее, забота о своих друзьях и т.д., именно эти дела отражаются в «Копилке добрых дел». Инициатива и изобретательность, искреннее и доброе отношение детей к окружающим в этом вопросе – самое главное.
Календарный план проводимых мероприятий.
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма |
Сроки |
1. |
Открытие игры «Забота» |
Торжественная линейка |
2 октября |
2. |
«Моя семья и ее вклад в дело Великой Победы» |
Классные часы |
11–23 октября |
3. |
Подведение итогов |
Работа жюри |
23–25 октября |
4. |
Посещение выставки краеведческого музея |
15–27 ноября |
|
5. |
Встречи с ветеранами |
в течение года |
|
5. |
Творческо-поисковый марафон-викторина по главным сражениям Войны (заочный) |
29 ноября–4 декабря |
|
6. |
Республика Якутия и ее вклад в дело Победы |
Классный час |
6–18 декабря. |
7. |
Анкетирование, подведение итогов первого этапа игры |
Работа жюри |
20–25 декабря |
8. |
Спортивные соревнования, приуроченные ко дню рождения Армии |
Спортивная эстафета |
19 февраля |
9. |
Подвиг города-героя (жеребьевка состоялась на открытии игры). |
Классный час |
21 февраля–15 марта |
10 |
Конкурс оформления листов лицейского альбома, приуроченного ко дню Победы |
Оформление альбома |
21 февраля–15 марта |
11 |
Подведение промежуточных итогов игры |
Работа жюри |
16–20 марта |
12. |
Великая Победа, ее значение для страны и народа |
Классные часы |
11–24 апреля |
13. |
Участие в торжественном митинге, посвященном Великой Победе |
9 мая |
|
13. |
Подведение итогов игры и операции «забота» |
Торжественная линейка |
13–14 мая. |
В заключении хотелось бы сказать, что высшей целью взаимодействия педагога с детьми должно быть совместное воссоздание культуры, изучение мира, восхождение к нему и взаимодействие с ним.
Грамотный педагог, главной целью которого является формирование зрелой и самодостаточной личности должен стремить к тому, чтобы Мир, окружающий ребенка стал «своим», чтобы он был «способен взаимодействовать с этим миром, воспринимать этот мир определенной культуры, любоваться им, находить радость от общения с миром, полюбить этот мир. Последнее возможно лишь при умении человека вступать в контакт и взаимодействовать с окружающими его объектами». [Щуркова Н.Е. «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», стр. 25]
Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.
В процессе нравственного развития человек поэтапно делает шаги к своей духовной свободе, к доброй воле и ответственности.