Туризм — это спорт, здоровье, познание родного края!

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Актуальность темы заключается в том, что тема здоровья школьников в последнее время широко обсуждается на страницах печати специалистами разного профиля. Обозначаются проблемы, предлагаются конкретные рекомендации по выходу из сложившейся ситуации. Я хотела бы остановиться на вопросе физкультурно-экологического образования школьников. И хотя педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются крайне неудовлетворительно. В качестве доступного средства формирования экологической этики у ребят и укрепления здоровья можно рекомендовать туристические походы.

Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить природу родного края. А изучение родного края – это прекрасное дополнение к школьным курсам природоведения, экологии, географии, ботаники, зоологии, истории и других предметов. Ведь как бы ни были глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучение природы, населения, экологии лицом к лицу. Не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми и специалистами.

Задачи:

  • Формирование интереса к путешествиям, приобщение к романтике походной жизни.

  • Воспитание активной, творческой личности, стремящейся к гармонии с собой, с другими людьми и с природой.

  • Формирование у ребенка уверенности в своих силах, поддержка увлеченности туризмом.

  • Укрепление здоровья, развитие двигательных способностей детей.

  • Формирование навыков правильного поведения на улице, в лесу, воспитание бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.

Цели:

  • Проверка знаний ребенка по туристическим навыкам, а именно: умение поставить палатку, уложить правильно рюкзак, оказать первую помощь.

  • Физическое воспитание детей, привитие любви к труду и умению трудиться, приобретение детьми необходимых в походной жизни навыков.

  • Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма.

  • Воспитание у учащихся выносливости, внимательности, настойчивости в преодолении трудностей, проворности, смекалки, целеустремленности.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь:

  • гимнастические маты,
  • гимнастические кольца,
  • рюкзаки,
  • деревянные кирпичики,
  • обручи,
  • мешочки с песком,
  • скамейки,
  • надувные шары,
  • игрушки «Пистолет с пульками»,
  • картинки с различными лекарственными растениями,
  • повязки для глаз,
  • компасы.

Оформление спортивного зала: спортивный зал оформлен плакатом: «Девиз туристического похода: «Туризм – это спорт, здоровье, познание родного края!»»; поставлена палатка и горит искусственный костер, звучит туристическая музыка.

Ход урока

Вводная часть

1. После построения сообщаются поставленные перед учащимися задачи.

2. Кратко излагается ход урока.

3. Далее выполняется разминка, состоящая из следующих этапов:

I. Ходьба

  • ходьба в колонне по одному;

  • отработка равномерного движения: ходьба с ритмическим подсчетом, хлопками;

  • ходьба на носках, на внутренней и внешней части стопы

II. Бег

  • бег в связке: несколько скакалок протянуть вдоль команды, каждый из учащихся берется за скакалку правой рукой, бег начинается по сигналу учителя;

III. Комплекс общеразвивающих упражнений.

  • ходьба на месте;

  • поочередное поднимание согнутых ног;

  • полуприседы в стойке ноги врозь с поворотом туловища вправо и влево;

  • наклоны туловища в разные стороны;

  • руки согнуты в стороны, пружинящие отведения рук назад;

  • подскоки на месте.

Основная часть

Разделить класс на две команды, в каждой команде должно быть равное количество участников (по 6–7 человек). Для каждой команды выбирается капитан и эмблема, далее участники должны придумать девиз для своей команды. Из числа учащихся старших классов назначается жюри. Проводится краткий инструктаж по судейству команды и по технике безопасности на уроках физкультуры.

После выполнения этих условий команды приступают к выполнению поставленных перед ними задач.

Эстафеты:

  1. Эстафета «Туристическое снаряжение» – задача данной эстафеты заключается в том, чтобы из множества предметов выбрать те вещи, которые туристы берут с собой в поход.

  2. Эстафета «Надежная связка» – условия эстафеты заключаются в том, чтобы пара участников, не расцепляя рук, оббежали мяч, лежащий на расстоянии 5 метров. Побеждает та команда, которая показала надежность своих связок.

  3. Эстафета «Ориентирование» – первый стоящий в колонне, с повязкой на глазах, перешагивает через гимнастическую скамейку и шагает вдоль нее. В это время колонна смещается на шаг вперед, а первый участник встает в конец колонны. То же самое проделывает каждый участник.

  4. Эстафета «Переправа маятником через «ручей»» – держась руками за гимнастические кольца оттолкнуться и преодолеть воображаемый ручей.

  5. Эстафета «Преодоление болта» – цель этой игры дать ребятам начальное представление и некоторые навыки в технике и тактике прохождения заболоченной местности при помощи дощечек.

  6. Эстафета «Аптека в природе» – с помощью заранее приготовленных картинок с лекарственными растениями проводится проверка знаний учеников на пригодность тех или иных растений в медицине, и как их правильно собрать и засушить.

  7. Конкурс капитанов «Метка в цель» – задача заключается в том, чтобы из пистолета, заряженного пластмассовыми пульками, попасть в надувной шар.

После эстафет можно провести туристические конкурсы, такие как:

  • поделки из природных материалов;

  • туристическая газета (плакат);

  • проверка учащихся на знание народных пословиц и примет.

Заключительная часть

1. Подведение итогов урока, выявление и награждение команды-победительницы.

2. После подведения итогов вокруг «туристического костра» собираются друзья, так как костер – это самый надежный друг туриста, он и обогреет, и накормит, и объединит, и примирит самых разных людей.

3. В заключении туристического похода участниками исполняется «Песня туриста».

Следует подчеркнуть, что туристические походы – сложный педагогический процесс, требующий соблюдения методических правил и требований, связанных с подготовкой, проведением и завершением путешествия. На занятиях туризмом школьники учатся чувствовать природу, а чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Поэтому без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления эстетического отношения к природе, разумного ограничения собственных потребностей для сохранения окружающей среды во всей ее целостности. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, ведь если будет здорова природа, то будем здоровы и мы.