Актуальность темы заключается в том, что тема здоровья школьников в последнее время широко обсуждается на страницах печати специалистами разного профиля. Обозначаются проблемы, предлагаются конкретные рекомендации по выходу из сложившейся ситуации. Я хотела бы остановиться на вопросе физкультурно-экологического образования школьников. И хотя педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются крайне неудовлетворительно. В качестве доступного средства формирования экологической этики у ребят и укрепления здоровья можно рекомендовать туристические походы.
Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить природу родного края. А изучение родного края – это прекрасное дополнение к школьным курсам природоведения, экологии, географии, ботаники, зоологии, истории и других предметов. Ведь как бы ни были глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучение природы, населения, экологии лицом к лицу. Не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми и специалистами.
Задачи:Воспитание активной, творческой личности, стремящейся к гармонии с собой, с другими людьми и с природой.
Формирование у ребенка уверенности в своих силах, поддержка увлеченности туризмом.
Укрепление здоровья, развитие двигательных способностей детей.
Формирование навыков правильного поведения на улице, в лесу, воспитание бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.
Цели:
Проверка знаний ребенка по туристическим навыкам, а именно: умение поставить палатку, уложить правильно рюкзак, оказать первую помощь.
Физическое воспитание детей, привитие любви к труду и умению трудиться, приобретение детьми необходимых в походной жизни навыков.
Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма.
Воспитание у учащихся выносливости, внимательности, настойчивости в преодолении трудностей, проворности, смекалки, целеустремленности.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь:
- гимнастические маты,
- гимнастические кольца,
- рюкзаки,
- деревянные кирпичики,
- обручи,
- мешочки с песком,
- скамейки,
- надувные шары,
- игрушки «Пистолет с пульками»,
- картинки с различными лекарственными растениями,
- повязки для глаз,
- компасы.
Оформление спортивного зала: спортивный зал оформлен плакатом: «Девиз туристического похода: «Туризм – это спорт, здоровье, познание родного края!»»; поставлена палатка и горит искусственный костер, звучит туристическая музыка.
Ход урока Вводная часть1. После построения сообщаются поставленные перед учащимися задачи.
2. Кратко излагается ход урока.
3. Далее выполняется разминка, состоящая из следующих этапов:
I. Ходьба
ходьба в колонне по одному;
отработка равномерного движения: ходьба с ритмическим подсчетом, хлопками;
ходьба на носках, на внутренней и внешней части стопы
II. Бег
бег в связке: несколько скакалок протянуть вдоль команды, каждый из учащихся берется за скакалку правой рукой, бег начинается по сигналу учителя;
III. Комплекс общеразвивающих упражнений.
ходьба на месте;
поочередное поднимание согнутых ног;
полуприседы в стойке ноги врозь с поворотом туловища вправо и влево;
наклоны туловища в разные стороны;
руки согнуты в стороны, пружинящие отведения рук назад;
подскоки на месте.
Разделить класс на две команды, в каждой команде должно быть равное количество участников (по 6–7 человек). Для каждой команды выбирается капитан и эмблема, далее участники должны придумать девиз для своей команды. Из числа учащихся старших классов назначается жюри. Проводится краткий инструктаж по судейству команды и по технике безопасности на уроках физкультуры.
После выполнения этих условий команды приступают к выполнению поставленных перед ними задач.
Эстафеты:
Эстафета «Туристическое снаряжение» – задача данной эстафеты заключается в том, чтобы из множества предметов выбрать те вещи, которые туристы берут с собой в поход.
Эстафета «Надежная связка» – условия эстафеты заключаются в том, чтобы пара участников, не расцепляя рук, оббежали мяч, лежащий на расстоянии 5 метров. Побеждает та команда, которая показала надежность своих связок.
Эстафета «Ориентирование» – первый стоящий в колонне, с повязкой на глазах, перешагивает через гимнастическую скамейку и шагает вдоль нее. В это время колонна смещается на шаг вперед, а первый участник встает в конец колонны. То же самое проделывает каждый участник.
Эстафета «Переправа маятником через «ручей»» – держась руками за гимнастические кольца оттолкнуться и преодолеть воображаемый ручей.
Эстафета «Преодоление болта» – цель этой игры дать ребятам начальное представление и некоторые навыки в технике и тактике прохождения заболоченной местности при помощи дощечек.
Эстафета «Аптека в природе» – с помощью заранее приготовленных картинок с лекарственными растениями проводится проверка знаний учеников на пригодность тех или иных растений в медицине, и как их правильно собрать и засушить.
Конкурс капитанов «Метка в цель» – задача заключается в том, чтобы из пистолета, заряженного пластмассовыми пульками, попасть в надувной шар.
После эстафет можно провести туристические конкурсы, такие как:
поделки из природных материалов;
туристическая газета (плакат);
проверка учащихся на знание народных пословиц и примет.
1. Подведение итогов урока, выявление и награждение команды-победительницы.
2. После подведения итогов вокруг «туристического костра» собираются друзья, так как костер – это самый надежный друг туриста, он и обогреет, и накормит, и объединит, и примирит самых разных людей.
3. В заключении туристического похода участниками исполняется «Песня туриста».
Следует подчеркнуть, что туристические походы – сложный педагогический процесс, требующий соблюдения методических правил и требований, связанных с подготовкой, проведением и завершением путешествия. На занятиях туризмом школьники учатся чувствовать природу, а чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Поэтому без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления эстетического отношения к природе, разумного ограничения собственных потребностей для сохранения окружающей среды во всей ее целостности. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, ведь если будет здорова природа, то будем здоровы и мы.