ЦЕЛЬ:
- Повысить интерес и привить любовь к предмету.
- Расширить математический кругозор.
- Оживить и сделать более интересным преподавание “сухой” математики.
- Научить учащихся самостоятельности.
- Развитие логического мышления математике.
ПЛАН
- Введение
- Содержание
- Эстафеты лото
- Карточки с калькой
- Сигнальные карточки
- Индивидуальные доски
- Заключение
- Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести товарищей по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков.
Во время любой игры дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы, так как, во-первых, им необходимо четко запомнить правила игры дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы, так как, во-первых, им необходимо четко запомнить правила игры, во-вторых, маленький шум может помешать игроку дать произвольный ответ. Успехом пользуются такие дидактические игры, как эстафеты, лото, карточки с калькой, сигнальные карточки, индивидуальные доски.
Игры повысят интерес учащихся к математике. Играя, повторяем пройденное. Дети с большим интересом ожидают игр на уроках, помогают заготавливать необходимое оборудование. Разумеется, любая игра для детей интересна, когда она будет разъяснена и понятна каждому ученику. Дидактические игры по математике помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе. Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи. Поэтому они должны быть одним из обязательных средств, которые использует учитель на уроках математики.
СОДЕРЖАНИЕ.
Эстафета №1
Класс делится на 2 команды. Перед игрой учитель объясняет правила. Вызывается из каждой команды по одному ученику. Они стоят лицом к командам. На доске заранее записывается задание. Учитель показывает одно задание, ученики думают и поднимают руки, а затем один из сидящих по вызову учителя отвечает. Ученики, стоящие лицом к ребятам, по команде учителя поворачиваются и находят ответ. Выигрывает та команда, чей игрок быстрее и верно находит ответ. Выставляется оценка тем, кто больше дал правильных ответов и двум стоящим у доски.
Эстафета №2
Можно провести эстафету по-другому. Класс разбивается на две команды. Ученики сидят. По команде учителя выходят первые члены команды. После решения первого задания первый ученик передает мел второму ученику, второй третьему и т. д. Последний ученик делает последнее задание и передает мел учителю. Побеждает та команда, которая решает быстро и правильно все задания.
Эстафета №3
Можно провести вторую эстафету иначе. Делятся на две команды. Члены команды стоят в один ряд спиной к доске. По команде учителя, первые ученики поворачиваются, решают первое задание и передают мел второму и т.д. Побеждает та команда, которая решает быстро и верно все задания.
Эстафета №4
Класс делится на две команды. Первым ученикам вручаются карточки с заданием, а те, решив, передают задним. Побеждает та команда, которая кончит решения быстрее.
Например:
Задание для I команды на темы:
“Упрощение выражений”
- 5а+3а=
- 3у-2у=
- 308х-х=
- n+106n=
- а 5 6=
- 4 с 12=
Для 1-й эстафеты можно и такое задание на тему “Начальные геометрические сведения”.
Для второй команды задания поменяем местами.
Лото
1. Лото используется по различным темам курса. Перед игрой ученики получают по одной большой карточке, разделенной на 15 квадратиков с ответами (числами) и 12 маленьких квадратиков из картона. Учитель предлагает задание (например читает, пишет на доске или использует кодоскоп). Выполняя упражнения, ученики закрывают маленькими квадратиками на большой карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях после выполнения всех основных упражнений из 15 чисел на карточке будет закрыто 12, по 4 в каждый строке. Учитель просматривает и сразу указывает ошибки, выставляет оценки.
Например:
- Разделите 65 на 13.
- Сумма 17 и 5.
- Разность 57 и 50.
- Частное 1500 и 50.
- Произведение 7 и 9.
- Во сколько раз 147 больше 21.
- Разность 25 и 8.
- В сколько раз 27 меньше 81.
- Произведение 15 и 1.
- Удвоенное произведение 3 и 8.
- На сколько больше 51 от 38.
- Произведение 8 и 15.
Ответы для I- варианта. Ответы для II-варианта
4 |
15 |
63 |
22 |
48 |
63 |
4 |
5 |
48 |
22 |
|
18 |
3 |
9 |
17 |
13 |
3 |
18 |
21 |
15 |
8 |
|
5 |
21 |
30 |
7 |
8 |
30 |
17 |
9 |
7 |
13 |
2. Каждому ученику раздаются по 9-10 маленьких карточек (10х7) с рисунками. Например:
И по одной большой карточке (30х14). Например, такие:
Учитель говорит “луч”. Дети из маленьких карточек находят карточку с лучом и укладывают на первый прямоугольник большой карточки. Учитель говорит “единица измерения длины”.
Дети находят карточку и уложат на второй прямоугольник большой карточки и т.д. Всем выставляется оценка.
3. Несколько карточек с рисунками или с формулами в руках у учителя. Каждый ученик выбирает по одной карточке и укладывает на основу, которая у него на парте. Учитель или пишет на доске или показывает карточку, или говорит словами, или показывает фигуру, которая имеется у кого-то из ребят. Тот, который имеет такую карточку, отвечает, т.е. рассказывает о том, что знает о рисунке на карточке. Например:
Карточки с калькой.
При обучении математике очень полезно предлагать ребятам задачи на вычисление по готовым чертежам. Если же попросить учащихся выполнить чертежи в тетрадях, а потом по этим чертежам дать им упражнение, то львиную долю времени дети потратят на выполнение чертежа, т.е. на вспомогательную работу, а не главную.
Рекомендуется применять карточки с калькой для индивидуальных заданий учащимся. Основа карточки сделана из плотной бумаги. На ней учитель заблаговременно пишет задание и выполняет основной рисунок. Затем он прикрепляет к карточке скрепками кусок кальки точно такой же формы и размеров. Кальку можно сделать из прозрачной бумаги или целлофана. Ученик, получивший карточку, пишет на кальке свою фамилию. Через кальку он хорошо видит формулировку задания и основной чертеж. Ему остается только выполнить на кальке требуемое задание и сдать карточку учителю. После проверки работы ученика скрепки удаляются, калька с записями открепляется от карточки и с выставленной оценкой возвращается ученику, а к основе прикрепляется чистый листок кальки – обновленная таким образом карточка снова годится для использования на уроке.
Карточки изготовить легко, а применять удобно при решении задач не только на вычисление по готовому чертежу, но и на построение, вернее таких, которые требуют “достроить” фигуру.
1. Карточка:
1. Найти периметры прямоугольника и
квадрата. Сравнить их. 12 см = 12 см |
2. Построить квадрат с периметром 16 см 8 мм. |
Калька:
1.
12 см =12 см Иванов |
4 см 2 мм |
2. Карточка
На рисунке изображен куб. Отрезок АВ – ребро куба. Квадрат АВРК грань куба. |
Калька
|
|
(-) постройте радиус, диаметр данной окружности
А обвести сплошной линией точки принадлежащие кругу волнистой; точки, не принадлежащие окружности обвести сплошной линией.
3. Составьте, найдите выражение его значения по схеме.
Сигнальные карточки
Карточки такого вида.
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Раздаются всем ученикам. Она применяется на закрепление пройденной темы или на повторение. Ученики пишут имя. Затем учитель диктует задания, ученики пишут только ответы под номерами 1,2,3,4,5,6,7.
Например:
Как найти:
- неизвестное слагаемое
- вычитаемое
- неизвестный множитель
- делимое
- делитель
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Боря |
- |
+ |
: |
* |
: |
- Учитель диктует задание.
Пишите: 7.000.075000
Сделайте: 1) отрезок
2) прямую
3) ломаную
4) луч
Ответ:
3. Пишите:
- Переместительный закон сложения
- Сочетательный закон сложения
- Переместительный закон умножения
- Сочетательный закон умножения
- Распределительный закон сложения
Ответ:
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Оля |
а + в =в =а |
(а+в)+с=а+(в+с) |
ав=ва |
а(вс)=(ав)с |
(а+в)*с=ас+вс |
Индивидуальные доски
С большим успехом и интересом на уроках математики пользуется индивидуальная доска размером 15х20 см. Одна сторона покрашена светлой краской и цифрами 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Эта сторона доски применяется на повторение таблицы умножения, сложения и вычитания чисел.
Например: у каждого по одной доске. Когда учитель говорит 8*9. Ученики, которые имеют доски с цифрами 7 и 2 показывают учителю 7 и 2. Другая сторона покрашена под свет доски или зеленой краской. Эта сторона доски применяется на сравнение чисел, при упрощении выражений, при проверке знаний о геометрических фигурах.
Например: Учитель говорит “отрезок”; ученики начерчивают мелом на индивидуальной доске, или при упрощении выражений типа 23а+37а пишут только ответы. А при сравнении чисел пишут только знаки > или <.
Заключение
В своей работе я часто использую игровые моменты на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении пройденного материала, при повторении.
Игровые моменты требуют определенных навыков и умений:
“Чтобы играть, надо повторять, нужно знать все пройденные формулы, свойства”.
“Чтобы играть, нужно повышать концентрацию мышления, настойчивость”.
“Чтобы играть, нужно быстро и активно мыслить”.
Я четко вижу, что игровой момент создает на уроке атмосферу радости, удовлетворенности своей работой.
В заключение следует сказать, что описанные дидактические игры оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Учащиеся приобретают навык самостоятельной работы. Учатся серьезнее относиться к своей деятельности, а в итоге появляется и большая заинтересованность предметом.