Урок – учебная, деловая игра по теме: "Оригами и геометрические фигуры", 5 класс

Разделы: Математика


Цель:

  • Дать представление об искусстве “Оригами”.
  • Научить получать из квадратного листа бумаги куб, уметь показывать все элементы куба, измерять по модели куба ребро, находить площади поверхности куба.
  • Научить решать различные задачи с моделью куба.
  • Развивать культуру коллективного умственного труда, пробуждать творческую фантазию, воспитывать волевые качества.

Оборудование:

  • выставка творческих работ учащихся по “оригами”: бумажные лягушки, медведи, лисицы, птицы из различных русских народных сказок, сказочные домики и т.д.;
  • квадратные листы бумаги по количеству учащихся в классе;
  • плакат–иллюстрация к изготовлению куба.

Тип урока – урок применения знаний и умений в новых условиях.

Структура урока:

  1. Оргмомент (3 мин.)
  2. Проверка д/з (3 мин.)
  3. Практическая работа по изготовлению куба (20 мин.)
  4. Устная работа по модели куба (5 мин.)
  5. Решение задач (10 мин.)
  6. Задание на дом (2 мин.)
  7. Итог урока (2 мин.)

Ход урока.

I. Оргмомент. Дорогие ребята, мы с вами приобщились к старинному искусству складывания из бумаги фигурок и предметов – искусству “оригами”.

Что такое “оригами”? В переводе с японского языка “ори” – “сгибать”, “гами” – “бумага”; получается “сгибать бумагу” или “сложенная бумага". Оказывается, перегибая лист бумаги, не используя ножницы, получают не только фигурки животных и птиц, но и знакомые нам геометрические фигуры: параллелепипед, куб.

II. Проверка д/з. Учащиеся показывают бумажные коробки. Коробка с крышкой, сделанная вами из бумаги, это прямоугольный параллелепипед. Поверхность коробки состоит из прямоугольников, каждый из которых называется гранью прямоугольного параллелепипеда. Противоположные грани параллелепипеда равны. Стороны граней называются ребрами, а вершины граней – вершины параллелепипеда. Подсчитайте по модели, сколько граней, вершин, ребер у прямоугольного параллелепипеда.

III. Практическая работа по созданию куба. Для изготовления куба нам понадобится упругая, легко сгибаемая бумага. Будьте аккуратны при работе с бумагой, старайтесь все сгибы хорошо разгладить.

Напомним условные обозначения:

согнуть на себя    повернуть деталь

Сначала на квадратном листе бумаги получили сеть сгибов, как показано на рисунке 1, квадраты, отмеченные звездочками, – это грани куба.

Рисунок 1

Для выполнения задания обозначим “ущелья” – так называют сгибы, обращенные ребром вниз, – сплошной линией, а “хребты”, то есть сгибы, обращенные ребром вверх, – пунктиром. (рисунок 2)

Рисунок 2

Обратите внимание на следующие рисунки, на них показано, как начинать складывать куб.

Рисунок 3

Учащиеся получают куб. Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковы. Поверхность куба состоит из 6 равных квадратов.

IV. Устная работа по готовой модели куба.

1. Сколько вершин, ребер, граней имеет куб?

2. Покажите на своих моделях:

  • а. Все грани куба;
  • б. Все ребра куба;
  • в. Все вершины куба;

3. На доске изображен куб (рисунок 4).

  • Назовите какие ребра являются сторонами грани АМКВ
  • Какие вершины принадлежат задней грани?
  • Какие ребра равны ребру АД?
  • Какая грань равна грани АВСД?

Рисунок 4

V. Решение задач.

  1. Из проволоки сделан каркас куба (рис. 4), длина ребра которого 23 см. Сколько понадобилось проволоки для этого каркаса?
  2. Найдите площадь этого куба, если длина ребра 23 см. Каркас надо обшить тканью, сколько понадобится ткани?
  3. Напишите формулу площади поверхности куба, если его ребро равно m?
  4. Измерьте ребро сделанного вами куба и найдите сумму длин ребер, площадь поверхности.

VI. Домашнее задание. Сколько понадобится краски, чтобы перекрасить поверхность вашего куба, если для покраски 16 кв. см поверхности нужно 0,5 г краски? Поставьте перед собой свою модель куба и покрасьте в любой цвет. Попытайтесь нарисовать этот куб в тетради.

VII. Итог урока. Понравилось ли вам это занятие? Отметить учащихся, которые активно и успешно участвовали в изготовлении куба, в обсуждении решения задач.

Вам сегодня равных нет.
Желаю новых вам побед.