Цель:
- Дать представление об искусстве “Оригами”.
- Научить получать из квадратного листа бумаги куб, уметь показывать все элементы куба, измерять по модели куба ребро, находить площади поверхности куба.
- Научить решать различные задачи с моделью куба.
- Развивать культуру коллективного умственного труда, пробуждать творческую фантазию, воспитывать волевые качества.
Оборудование:
- выставка творческих работ учащихся по “оригами”: бумажные лягушки, медведи, лисицы, птицы из различных русских народных сказок, сказочные домики и т.д.;
- квадратные листы бумаги по количеству учащихся в классе;
- плакат–иллюстрация к изготовлению куба.
Тип урока – урок применения знаний и умений в новых условиях.
Структура урока:
- Оргмомент (3 мин.)
- Проверка д/з (3 мин.)
- Практическая работа по изготовлению куба (20 мин.)
- Устная работа по модели куба (5 мин.)
- Решение задач (10 мин.)
- Задание на дом (2 мин.)
- Итог урока (2 мин.)
Ход урока.
I. Оргмомент. Дорогие ребята, мы с вами приобщились к старинному искусству складывания из бумаги фигурок и предметов – искусству “оригами”.
Что такое “оригами”? В переводе с японского языка “ори” – “сгибать”, “гами” – “бумага”; получается “сгибать бумагу” или “сложенная бумага". Оказывается, перегибая лист бумаги, не используя ножницы, получают не только фигурки животных и птиц, но и знакомые нам геометрические фигуры: параллелепипед, куб.
II. Проверка д/з. Учащиеся показывают бумажные коробки. Коробка с крышкой, сделанная вами из бумаги, это прямоугольный параллелепипед. Поверхность коробки состоит из прямоугольников, каждый из которых называется гранью прямоугольного параллелепипеда. Противоположные грани параллелепипеда равны. Стороны граней называются ребрами, а вершины граней – вершины параллелепипеда. Подсчитайте по модели, сколько граней, вершин, ребер у прямоугольного параллелепипеда.
III. Практическая работа по созданию куба. Для изготовления куба нам понадобится упругая, легко сгибаемая бумага. Будьте аккуратны при работе с бумагой, старайтесь все сгибы хорошо разгладить.
Напомним условные обозначения:
согнуть на себя повернуть деталь
Сначала на квадратном листе бумаги получили сеть сгибов, как показано на рисунке 1, квадраты, отмеченные звездочками, – это грани куба.
Рисунок 1
Для выполнения задания обозначим “ущелья” – так называют сгибы, обращенные ребром вниз, – сплошной линией, а “хребты”, то есть сгибы, обращенные ребром вверх, – пунктиром. (рисунок 2)
Рисунок 2
Обратите внимание на следующие рисунки, на них показано, как начинать складывать куб.
Рисунок 3
Учащиеся получают куб. Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковы. Поверхность куба состоит из 6 равных квадратов.
IV. Устная работа по готовой модели куба.
1. Сколько вершин, ребер, граней имеет куб?
2. Покажите на своих моделях:
- а. Все грани куба;
- б. Все ребра куба;
- в. Все вершины куба;
3. На доске изображен куб (рисунок 4).
- Назовите какие ребра являются сторонами грани АМКВ
- Какие вершины принадлежат задней грани?
- Какие ребра равны ребру АД?
- Какая грань равна грани АВСД?
Рисунок 4
V. Решение задач.
- Из проволоки сделан каркас куба (рис. 4), длина ребра которого 23 см. Сколько понадобилось проволоки для этого каркаса?
- Найдите площадь этого куба, если длина ребра 23 см. Каркас надо обшить тканью, сколько понадобится ткани?
- Напишите формулу площади поверхности куба, если его ребро равно m?
- Измерьте ребро сделанного вами куба и найдите сумму длин ребер, площадь поверхности.
VI. Домашнее задание. Сколько понадобится краски, чтобы перекрасить поверхность вашего куба, если для покраски 16 кв. см поверхности нужно 0,5 г краски? Поставьте перед собой свою модель куба и покрасьте в любой цвет. Попытайтесь нарисовать этот куб в тетради.
VII. Итог урока. Понравилось ли вам это занятие? Отметить учащихся, которые активно и успешно участвовали в изготовлении куба, в обсуждении решения задач.
Вам сегодня равных нет.
Желаю новых вам побед.