Изменения в современной системе образования обусловливают необходимость нового подхода к осмыслению нравственного воспитания и активизации теоретических и практических исследований в этой области. Важным звеном в этой сложной цепи являются средние учебные заведения: школы, лицеи, гимназии и другие (далее - школы).
Задача школы сегодня - развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.
Человек как творец и субъект способен к культурному саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому воспитание как неотъемлемая часть учебного процесса, оказывая позитивное воздействие на развитие и формирование личности, занимает особое место и требует активизации теоретических и практических исследований в своей области.
Современная педагогическая наука дает множество интерпретаций понятий “воспитание” и “нравственное воспитание”. “Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека”. [3]
“Воспитание – это реализуемая в общении возрастных когорт и поколений целенаправленная активность тех субъектов, осознанное бытие которых формирует данное пространство. Направленная на детей, на взрослых и их малые общности, она – одно из необходимых условий пробуждения и развития культурных потребностей и соответствующих им творческих способностей, необходимых для самоформирования и саморазвития их индивидуальности” [2].
Мы для организации своей работы определили следующее: воспитание – это создание условий для самореализации личности посредством целенаправленной деятельности, которая ориентирована на создание условий для развития духовности обучающихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении. В основе воспитательной системы должна лежать нравственная деятельность как системообразующая, выполняющая интегрирующую функцию.
Нравственно, нравственность – эти понятия меняются от “низшего к высшему”, с течением времени, мы выделяем принципы “высокой морали”, которыми стараемся руководствоваться на протяжении всей своей жизни, но при этом еще руководствуемся мировым и историческим опытами в изучении данного вопроса. Многие мыслители разных времен и народов пытались объяснить, что такое нравственность, какое определение мы можем взять за основу своего исследования, своей деятельности?
Нравственность – это сфера трагических перипетий свободного и ответственного поступка, отнюдь не ориентированного на моральную ценность вне себя, вне данной личности, воплощенной в образе культуры (Библер В.С.) Нравственность – это сфера внутренней свободы. В нравственности человек не может быть средством. Он всегда – цель (Библер В.С.) Нравственность – это духовно-практическая сфера свободного бытия, самосознания, саморегуляции и саморазвития жизнедеятельности человека, добровольного выбора им поступков в соответствии с его целеполаганием по критериям добра, гуманности, совести и личной ответственности. Нравственность – это разум сердца (Г. Гейне), разум воли (Гегель), цветение истин (В. Гюго), душа истории (Ж. Жубер), повиновение в свободе (Гегель). [6]
Нравственность можно рассматривать с позиции любви и уважения к обществу, к человеку, как к высшему Божественному творению. Если человек принимает мир во всей целостности его противоречий, он становится свободнее, добрее, справедливее, объективнее, становится действительно нравственным. Нравственность формируется с ростом личности, это ее неотъемлемая часть, она неотделима от содержания собственного “Я”.
Стабильность и жизнеспособность государства определяется, прежде всего, нравственными и духовными уровнями его населения, а не состоянием его экономики. Сознание во многом определяет бытие. Истинный путь нравственного и духовного роста человека – внутри человека. Этот путь начинается только тогда, когда он не будет заглушать в себе голос своей совести, будет прислушиваться к нему и поступать в жизни по совести. Это - глубоко внутренний индивидуальный процесс. [5]
В современных условиях главной целью работы школы становится не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребенка. Ныне в большей степени от школы, а то и вовсе только от нее зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокомерным или безнравственным, тружеником или тунеядцем, честным или преступником. [7]
Сейчас в педагогическом мире существует множество взглядов, которые придерживаются мнения, что процесс становления личности в школе должен происходить через обучение: чем больше ребенок познает в той или иной области, тем больше развито его “Я”, его личность. Знания, которые получит ребенок в школе, помогут стать ему самодостаточной личностью, помогут ему найти себя в сложном современном обществе. Мы не отрицаем этого. Но где же свободное общение ребенка со своими сверстниками, где творческие решения вопросов, пение под гитару, обсуждение насущных проблем общества и личности; где свершение дел и поступков (хорошие они или плохие), где приобщение ко всемирной культуре (кроме уроков литературы и истории), где личный опыт? Ведь все это воспитывает нравственное отношение к обществу, помогает сформировать свою жизненную позицию, умение аргументировать свою точку зрения. Если ребенок может хорошо отвечать у доски или прекрасно решает контрольные задания, пишет сочинения, это еще не значит, что он сможет стать полноценной, самостоятельной личностью.
Педагогический опыт показывает, что больших результатов в жизни достигают те дети, у которых с ранних лет была активная жизненная позиция, те, кто были заводилами всех школьных дел и событий, а не те, кто целыми днями сидел за учебниками в надежде получить очередную пятерку. Наша задача сделать так, чтобы наши учащиеся были успешны в обучении, активны, уверенны в себе и самостоятельны в общественной жизни класса, школы, города, района.
Для большинства людей образование – это большой труд, результат которого дается большой ценой сил и времени. В результате обучения каждый получает определенные умения и навыки, развивает свой интеллект, память, логическое мышление и т.д. Никем еще не доказано, что для полноценного развития человека достаточно именно этих умений. Образование в большинстве случаев направлено на получение профессиональных навыков, готовит ребенка деятельности на работе, чтобы он мог зарабатывать деньги, необходимые для улучшения своего благосостояния. Возможно, что умение грамотно тратить деньги намного важнее, чем умение их зарабатывать, умение правильной организации свободного времени не менее важно, чем хорошая организация труда?
Думаю, что многие согласятся со словами Караковского В.А., который считает, что сегодня важно сосредоточить усилия педагогов на воспитании в детях таких качеств, которые помогут им не только выжить в новых условиях, но и сохранить лучшие человеческие качества. Многие наши дети испытывают огромную потребность в доброте, ласке, внимании. И очень важно эту потребность вовремя удовлетворить. [4]
Школа должна стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловила бы его ценностные ориентации, поэтому очень важно, чтобы вся школьная жизнь была пронизана этическим содержанием, высоким нравственным смыслом, так как именно в это время происходит становление личности. [2]
Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.
В процессе нравственного развития человек поэтапно делает шаги к своей духовной свободе, к доброй воле и ответственности. Человек всегда, с древних времен свою жизнь направляет на реализацию одной важнейшей цели: понять, определить и осуществить свое жизненное призвание. Но, к сожалению, очень часто эта цель достигалась одними в ущерб другим или за счет лишения этой возможности других.
Каждый из нас всегда стоит перед выбором: существовать по общим жизненным законам или подняться над ней в своем внутреннем восприятии и развитии, в пространстве своего внутреннего, а затем внешнего мира, влиять на жизнь, изменять ее ход.
Принятие мира в целостности его противоречий, в его диалектике делает человека справедливее и добрее, помогает ему стать действительно нравственным.
Человеку необходимо соединить принципы “Индивидуализма” и “Коллективизма” в интегрированный императив своего существования в социуме. Наряду с существующей потребностью в удовлетворении контактов с другими людьми существует потребность нравственная – поиск родственной души, духовного взаимообогащения. Человеку так же необходимо критическое осмысление принятых ориентаций и ценностей. Полноценное общение – это способ становления и развития нравственного самосознания и поведения человека, это – способ проявления его нравственной деятельности и нравственного опыта. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что полноценное общение выступает, прежде всего, как способ этического образования и нравственного развития школьников.
Тайна воспитания и нравственного роста относится к вечным вопросам человечества, таким как счастье, свобода, совесть, любовь, добро, с приходом нового времени заново приходится ее отыскивать, не удовлетворяясь педагогическим богатством, накопленным за тысячелетия.
За пределами учебных программ располагается жизнь, не отраженная в них, и кто-то должен помочь ребенку познать и эту жизнь, приобрести жизненно важные умения, знания и навыки.
Подросток, не обученный элементарному взаимодействию с миром, страшится окружающей действительности, занимает заведомо агрессивную позицию по отношению к этому непонятному миру, ожидая от него каверз, неприятностей, несчастья.
Что же, собственно говоря, должен усвоить, освоить и присвоить подрастающий человек, чтобы его вхождение в общую культуру состоялось? Человек только тогда человек, когда он включает в себя все человечество, когда его жизнь вплетена в жизнь другого и каждого, когда он любит другого в себе, а не себя в другом. Быть нравственным свойственно для любого человека.
Мы не всегда можем с уверенностью сказать, как поступит ребенок в той или иной ситуации, столкнувшись с нравственными противоречиями, если с ним не проводилась долгая и кропотливая работа по решению жизненных ситуаций, изучению нравственных основ жизни общества, истории развития общества. В данном случае исход бывает различным: либо активизируются его интеллект, нравственная сфера и т.д., либо, напротив, блокируется интеллектуальная сфера, а нравственное поведение становится стереотипным. Необходимо развивать личные качества ребенка во взаимодействии с современной культурой, дать возможность проявлять детям себя в сочетании с нормами человеческой культуры;
Нужно стараться сохранять те малые ячейки и структуры общества, где люди общаются лично, где возможно создание нормальных, полноценных человеческих отношений, где имеет место реальный человеческий контакт. Именно в этих структурах – будь то нормальная семья, небольшая школа или группа детей – возможно любовное взращивание самого ценного, что есть в природе, кроме нефти, угля и золота, - человека.
К сожалению, в системе образования к 9-ому классу все программы, учебные планы не имеют признаков чувственного знания и чувственной жизни человека. Уже с первого класса нагрузка на умственные способности непомерно возрастает, а игровые и чувственные способы воздействия резко сокращаются и к 9-ому классу сходят на нет. От детей требуют только знания, а о чувственной стороне жизни говорят только на уроках литературы. С искусством в школе ребенок соприкасается только в курсе начальной школы и среднего звена (с 1 по 7 класс), а именно: уроки ИЗО, музыка, труд. В старших классах эти предметы считаются в большинстве случаев ненужными и бесполезными, потому что:
- это загружает учебный план, мешает более серьезному изучению таких “жизненно важных” предметов как математика, физика, литература, химия и т.д.
- для серьезного изучения музыки, живописи и декоративно-прикладного искусства и т.д. существует система дополнительного образования для школьников (кружки, секции, ДМШ, школы искусств и т.д.). Но не каждый ребенок захочет серьезно изучать классическую музыку, учиться рисовать и т.д.
- при включении в учебный план данных предметов существует угроза физической перезагрузки (особенно выпускников).
В результате всего перечисленного фактически около половины детей по многим причинам вообще не получают никакой художественно-эстетической подготовки, которая способствует полноценному и разностороннему развитию личности, учит любить прекрасное.
В нашей стране существуют школы, в которых воспитание стало основой образования, его фундаментом, их не так уж много, чтобы с их помощью можно было помочь подрастающему поколению найти достойные жизненные ориентиры. Ориентиры, которые основаны на мировых нравственных ценностях. Хотелось бы, чтобы каждый руководитель учебного учреждения задумался над вопросом: “Всегда ли безукоризненные знания, приобретенные и отточенные до мастерства навыки и умения, будут применены только во благо общества и человечества вообще?” Только человек достойно воспитанный согласно всем нравственным законам общества не сможет совершить действия во зло ближнему, т.е. во зло человеку и человечеству вообще.
Для развития общей культуры личности должны быть разработаны программы, которые позволили бы ребятам развиваться в личностном аспекте, помогали бы адаптироваться в нелегкой действительности сегодняшнего дня. Воспитательных моментов на предметных уроках, на классных часах 1 раз в неделю (иногда и 1 раз они посвящены успехам или неудачам в обучении) недостаточно в курсе обучения для того, чтобы воспитать личность, морально устойчивую к изменениям сегодняшнего мира. Существует система кружковой работы, работает школьное самоуправление, проходят различные школьные мероприятия, но донести до внимания и сознания каждого ребенка всю важность желаемой информации и получить желанный результат мы можем только через систему занятий на уроках (уроки нравственности, этики, эстетики, психологии, народной культуры и т.д.).
Именно для решения всех вышеуказанных вопросов после изучения материалов А.И. Шемшуриной (этические беседы со школьниками) и Е.В. Золотухиной – Оболиной я пришла к выводу, что взяв за основу уже существующие программы, можно разработать модифицированную программу, которая поможет в воспитании личности ребенка, расширит его кругозор, поможет ориентироваться в ситуациях, создаваемых жизнью.
Мною была разработана программа “Основы этических и эстетических знаний”, которая состоит из двух курсов:
- основы этических знаний – включает в себя изучение особенностей межличностного общения, правил поведения в общественных местах, классических вопросов морали, основ профессионального этикета, решение межличностных поведенческих ситуаций;
- основы эстетических знаний эстетики – включает в себя разделы: основы эстетического знания, народная культура и эстетическое воспитание, виды искусства (музыка, театр, кино, изобразительное искусство, литература).
Цель программы. Создать у учащихся представления о древних науках этике, эстетике, оказать помощь в: определении личного отношения к миру прекрасного; осознании жизненной позиции; воспитании культуры общения; поиске верных жизненных идейных и нравственных ориентиров.
Задачи:
- Научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций.
- Помочь подростку принять себя таким, какой он есть, прощать себя и других.
- Сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру, на поиск важного и полезного в любой, в том числе и травмирующей, ситуации.
- Сформировать навыки конструктивного целеполагания, позитивного отношения к будущему.
- Привить учащимся навыки культуры поведения.
- Способствовать развитию внутренней убежденности учащихся в повышении уровня внутренней личной культуры.
- Способствовать рождению у детей интересных, неординарных мыслей, интереса к творческому поиску.
- Развить интерес к более глубокому изучению личности через изучение таких наук как этика, эстетика, психология, физиология, культурология и т.д.
- развить интерес к коллективной творческой работе;
- привить навыки работе в группе;
- развить: уверенность в себе, способность убеждения, умение защитить свою точку зрения, способность к дискуссии.
Ключевыми задачами занятий является включение механизма глубоких эмоционально-позитивных переживаний, например, таких состояний, как счастье, доверие, прощение; навык вербального выражения этих состояний и принятие выражения этих состояний другим человеком.
Изучение данного курса направлено на обобщение всего накопленного, пережитого, воспринятого в единство, которое составит фундамент духовного богатства личности. Оно может быть основой ее стремления быть не только потребителем ранее созданных ценностей, но и создателем новых. В школах, на настоящий момент, существует мало программ, которые были бы всем материалом и способами его подачи направлены на органическое, гармоничное и всестороннее развитие мира каждого человека.
Построение курса и раскрываемые в программе способы подачи материала, методика работы с ребятами отражают естественное движение человека от бессознательного к чувственности и рациональности, т.к. в повседневной жизни мы чаще всего (около 90%) живем чувственной жизнью и руководствуемся чувственной информацией, а не рациональной. Разум человека работает лишь при решении сложных проблем жизни. Восхождение от чувственного к рациональному, от эмоционального к интеллектуальному – основной принцип любой системы образования, а тем более воспитания.
Насыщенный разнообразным материалом курс вынуждает педагога к постоянному творческому поиску, к попыткам раскрыть в ребятах их природные задатки, направить их чувственную и рациональную жизнь на поиск самих себя в соответствии с собственным внутренним миром, своей природой.
Структура программы соответствует логике движения и развития жизни, психофизиологическим особенностям каждого возрастного этапа, ведущим для каждого возраста видам жизнедеятельности и деятельности. Исходным началом построения программы является внутренняя убежденность в том, что стремление к красоте – родовое качество человека, проявление и развитие которого определяется не только природными, но в большей мере социальными факторами и конкретными условиями его материальной и духовной жизни на каждом этапе существования.
Принципиальная задача курса состоит в том, чтобы при активном участии ребят в обсуждении той или иной темы показать, что у каждого из них есть возможность высказать свою точку зрения на тот или иной вопрос, проанализировать свой жизненный путь, свои интересы, прикоснуться к жизни совершенной, гармоничной и прекрасной.
Ребята стараются выражать свои мысли и эмоции открыто, не скрывая своих интересов и привязанностей. Им редко выпадает возможность обсуждать жизненно важные темы не в кругу своих сверстников, родителям в подростковом возрасте дети реже доверяют свои сокровенные мысли, чем сверстникам. Поэтому на уроках курса очень важно, чтобы они научились выражать свою точку зрения на те или иные вопросы, ведь уверенность в себе - это один из наиболее важных компонентов для достижения успешности в нелегкой студенческой и взрослой жизни. У ребят формируются способности к саморефлексии, т.е. к осмыслению содержания собственных чувственно-эмоциональных переживаний. Таким образом, в растущей личности закладываются основы ее эстетической культуры.
Учащиеся 9-11 классов уже взрослые. Необходимо подготовить почву для осмысления ими собственного опыта. Необходимо периодически пересматривать представления о человеке, его жизни вообще, т.к. во время работы по курсу у ребят могут и должны меняться представления о человеческой жизни.
Принципиально важной является направленность программы на изложение и обсуждение всех тем в эстетико-деятельностном ключе. Человек должен быть активным на каждом отрезке своего существования, в любой сфере его жизнедеятельности, в своих взаимодействиях с миром природы и миром людей. Ведь свою творческую активность можно и нужно проявлять не только в чувствах, желаниях, стремлениях, но и в поступках, общении и поведении. Курс направлен на воспитание внутреннего деятельностного состояния личности, ее духовное созревание и приобретение опыта саморефлексии, возникновение стремления к самовоспитанию.
Курс обучения состоит из 4 разделов: основы эстетики (основные понятия, виды искусства), этика общения, этика и этикет (изучение видов этикета), культура межличностных отношений, этика коллектива. Предполагается постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений от элементарных правил поведения к осмыслению, к освоению и осознанию норм нравственности, определяемых ими правил культуры поведения.
Занятия строятся так, чтобы учащиеся изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, учитывали чувство удовлетворения и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий. С этой целью в логической цепи занятий предусматривается организация деятельности, процесс которой дает возможность каждому подростку применить свои знания, развить свою индивидуальность, а в результате – испытать эмоциональный подъем, чувство причастности к общему делу, к коллективу, ощущение радости, доставленной другим.
Программа построена следующим образом.
- Занятия в 5-6 классах построены согласно системы, разработанной Шемшуриной В.А. и проходят в форме игр, бесед, диспутов с применением методов и приемов, указанных далее.
- Занятия в 7-9 классах направлены на изучение основ эстетического и этического учений и разделены на 3 раздела:
- изучение основных эстетических категорий, видов искусства, его направлений;
- изучение основных этических норм поведения в обществе, этических законов и принципов развития общества;
- изучение законов и принципов общения между людьми.
- Занятия в 10-11 классах рассчитаны на изучение этики межличностных отношений (с учетом возрастных особенностей, интересов и взглядов подростков), основ профессионального этикета его видов.
При разработке программы были учтены возрастные и психологические особенности учащихся 5-6, 7-9, 10-11 классов.
Данный курс преподается мною уже 5 лет. Очень сложно определить результат воспитания (поставить оценку, с уверенностью сказать что получилось, а что нет), но постоянная работа с детьми, еженедельные встречи не только на воспитательных мероприятиях, а в стенах классной аудитории, позволяют наглядно видеть результат своей работы. Очевидно изменение мировоззрения, поведения, межличностные отношения детей выходят на уровень дружбы и доверия.
В данном вопросе мне импонируют слова директора Татарско – Кандызской школы Асии Вильдановны Халиуллиной на вопрос об оценке воспитанности учащихся ее школы, что критерий для оценки воспитанности школьников – это то, как они живут, как относятся к своим друзьям, женам, как детей воспитывают, как работают, что о них люди говорят. Сколько бы мы ни изощрялись на бумаге, а вот он, главный критерий: жизнь и человек в ней. Других показателей нет, о чем сказано еще тысячи лет назад: “По делам их узнаете их”. [8]