Просмотр видеосюжета из жизни леса на фоне классической музыки.
Попробуйте ощутить себя в лесу, почувствовать прелесть леса, увидеть красоту каждого живого существа.
Я в лес хожу за настроеньем.
Брожу в жужжанье и цветенье.
И в тайны добрые вникаю,
И набираюсь добрых сил.
Якутяне завели добрую традицию загадывать желание возле лиственницы. Чтобы оно осуществилось нужно обязательно подарить дереву что-нибудь свое. Например, ленточку.
Мальчик в костюме Звездочета:
Я не вижу в этом суеверья,
В том, что есть священные деревья,
В том, что окружают их наградами:
Лоскуточком, разноцветной лентой.
Очень хорошо, что их не рубят,
Очень хорошо, что их не губят,
Потому что уважают, любят,
Украшают, всячески голубят.
Каждому человеку хочется верить в то, что на нашей планете есть живое существо, которое может поделиться теплом, энергией.
Друиды проводили связь человеческих характеров с деревьями, утверждая, что каждый человек, как и дерево, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки.
Тех, кто родился 24 июня, сравнивают с березами. Про них говорят, что это милые, сдержанные люди. Деликатны. Обладают чувством меры, не выносят вульгарности. Скромны и интеллигентны. Изобретательны. Творчески выполняют любую работу.
История знает немало случаев, когда болеющий человек получал положительную энергию от своего дерева. Это помогало ему обрести силы и здоровье.
Любимым деревом многих россиян является белая береза. Белоствольная, величавая, изящная она очень напоминает нам невесту.
Во поле березонька стояла…
О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи. Она как бы образ России.
На этой выставке вы видите репродукции картин, рисунки, иллюстрации с изображением березы. Здесь собраны стихи и загадки о березе, которые вы подобрали при выполнении творческого задания.
Береза – красавица. Ствол у нее чистый, белый, как ни у кого в лесном братстве, издалека видный в любую пору. А крону свою она то и дело наряжает по-новому, и всегда со вкусом. Зимой на ней строгое серо-фиолетовое платье из гибких безлистных ветвей; на фоне зимнего неба оно будто легкое облачко, зацепившееся за белый ствол. Весной на березе нежно-зеленое девичье платье из ажурных кружев, самое нарядное из всех лесных одежд. Летом – цветом потемнее и поплотнее, густо зеленое. А осенью, с наступлением холодов, надевает береза, как воспоминание о лете, солнечного цвета сарафан.
Наблюдая за ними, мы узнаем о том, когда наступит весна, каким будет лето. Давайте послушаем, о чем они шушукаются.
Девочки в костюмах березки исполняют частушки.
Мы, березки-хохотушки,
Пропоем для вас частушки,
Слушайте внимательно –
Очень занимательно!
Мы – волшебные березы,
На весну даем прогнозы
И весна какая будет
С осени узнают люди.
Если желтые листочки
Появляются вверху,
Значит скоро, очень скоро
Повстречаете весну.
Ну, а если желтизна
Снизу появляется,
Будет поздняя весна –
Примета оправдается.
Если раньше нас ольха
Листочками покроется,
Будет лето все в дождях,
Пусть земля умоется.
Вы, ребята, не спешите,
Наши веточки ломать,
Мы еще вам пригодимся,
Будем воздух очищать.
Народные приметы, по которым составлены частушки.
- Если березы опушатся раньше клена – сухое лето, позже – дождливое.
- Если весною береза перед ольхою лист распустит – лето будет сухое, если ольха вперед – мокрое.
- Дождливым лето будет и тогда, когда весной из березы течет много сока.
- Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.
- В начале октября с березы лист не опал – снег ляжет поздно. А если все же в свое время ляжет, то в конце января - начале февраля будет продолжительная оттепель. Листья опадают с берез чисто – к урожайному году.
Сегодня постараемся выяснить: легко ли этому дереву на нашей планете? Поэтому свой урок мы назовем “Как живешь, березка?”.
Вспомним, на какие группы делятся экологические факторы.
- Абиогенные, биогенные и антропогенные. Рассмотрим воздействие каждой группы факторов на березку.
Абиогенные – это факторы неживой природы. К ним относятся: солнце, ветер, дождь, почва, соленость воды и почвы, кислотность почв.
Изучая научно-популярную литературу, ребята пытались установить, изменяется ли внешний вид берез в зависимости от условий существования.
Ученики рассказывают о различных видах и прикалывают картинки с изображением берез на географическую карту мир, обозначая ареал каждого вида.
Ученые насчитали около 50 видов берез. Эти светлые, нарядные, изящные деревья смогли приспособиться к суровым условиям Севера и высокогорий. Пробковый слой, береста защищают стволы деревьев. Березовая смола хранит почки и молодые побеги от холода и сухости. Весной запах эфирных масел буквально окутывает дерево, сберегая нежные листочки от обжигающих солнечных лучей или внезапных весенних заморозков.
В средней полосе России по всей Европе и Азии расселилась береза повислая или бородавчатая. Это та самая знакомая нам береза.
Береза пушистая соседствует с березой бородавчатой, но приспособлена и к холоду, и к засухе даже лучше нее. Это прямые, с белой корой двадцатиметровые красавицы растут и в южных степях, и в горах Сибири. Нет ее только в Крыму.
На севере Европы и Америки, на Дальнем Востоке растет береза карликовая. Это не деревья, а низкие кустарники высотой чуть больше метра. В Западной Сибири, Карелии. Лапландии, в устьях рек Двины и Печоры притаилась береза извилистая. Это невысокое корявое дерево с кривыми толстыми ветвями. Иногда оно стелется по земле.
Очень интересны березы Северной Америки. Черная береза встречается по всему Атлантическому побережью США до южных штатов Флорида и Техас. У этого высокого, до 30 метров, дерева, не бывает прямых стволов. У него ажурная, вытянутая вверх, яйцевидная крона и очень прочная, тяжелая коричневая древесина. Черная береза очень любит свет и тепло.
На берегах Великих озер и дальше к северу, а также к югу, в горах можно встретить березу вишневую. Наверное, странно видеть березовые сережки на фоне листьев, как у вишни. Эта береза менее требовательна к теплу и свету.
Вместе с этими видами берез и сахарными кленами в Северной Америке растет береза бумажная. Ее кора легко отслаивается, и индейцы делают из нее легкие лодки Каноэ, покрывают ею крыши домов.
У берез, растущих в Восточной Азии, крупные сережки и крупные листья. Это береза ребристая. Это дерево прекрасно выносит тень и может расти рядом со своими извечными врагами – лиственницами и елями. Именно она смогла выжить в хвойных лесах Сибири, на Камчатке, Командорских островах.
Там же, в Восточной Сибири и Японии (на острове Хоккайдо), обитает береза каменная. Это высокое дерево обращает на себя внимание тем, что на его стволах и ветвях лохмотьями висит отслаивающаяся кора. Древесина каменной березы оправдывает свое название – она очень прочная и такая тяжелая, что тонет в воде.
Древесина карельской березы похожа на мрамор. Мебель и музыкальные инструменты из нее очень ценятся.
Все северное полушарие нарядилось в березовые ситцы. И, в зависимости от условий существования, каждый вид берез имеет свои особенности.
Биогенные факторы – это факторы живой природы. Кто же приходит в гости к березе? – Заяц, лось, муравьи, птицы, бабочки – березовые пяденицы, грибы, гусеницы.
На доске выставляются картинки с изображением обитателей березовой гостиницы
Береза – это небоскреб, населенный насекомыми. Почти 800 тысяч жителей проживает в нем. На стволе, под корой, на листьях – оживленное движение. Всем здесь сытно и уютно – и паучкам, и гусеницам, и птицам, и бабочкам. У многих видов в процессе эволюции выработались приспособления для максимального приспособления вида.
Кто может привести примеры таких приспособлений?
- Гусеницы имеют окраску, которая маскирует их на фоне веточек, листьев.
- Когда бабочка сидит неподвижно, то низ ее крыльев серовато-черный, с легким серебристым налетом, очень похож на пятно на коре дерева.
Легко ли березе прокормить своих жильцов?
- Нет.
Часто зимой к березе прибегают и зайцы, и лоси. Как вы думаете, зачем?
- Погрызть кору.
- Зайцы-беляки прячутся возле белых стволов, если снег выпал поздно, а они уже сменили свою серую одежду на белую.
Давайте с помощью картинок составим цепи питания, в которых участвует береза. Прикрепляем соответствующие таблички с указанием компонентов пищевой цепи.
Учащиеся составляют различные варианты пищевых цепей. Делают вывод о круговороте веществ в природе. Из прикрепленных на доске табличек с экологическими терминами выбирают необходимые.
- Что произойдет, если какое-то звено выпадет из пищевой цепи?
- Нарушится равновесие в природе.
Попробуйте составить экологическую пирамиду биомассы для одной из цепей питания.
Учащиеся составляют по своему желанию.
Нарисуйте березку, выросшую в густом лесу, и березку, одинокорастущую на пригорке. Почему они не похожи?
Каждый вид имеет определенное значение в биогеоценозе. Для выполнения своих функций в процессе эволюции выработались приспособления. Сейчас мы в этом убедимся, потому что сегодня под большой березой собрались лесные обитатели. Они помогут повзрослевшему бельчонку найти свое дело в жизни.
Группа ребят в костюмах собирается под
березой.
Диалог Бельчонка с лесными обитателями.
- Пора мне профессию выбирать, только не знаю, чем заняться. Спрошу-ка я у ондатры, чем она занимается.
- Ой, бельчонок, разве ты не знаешь, что я – Строитель. Плавучие гнезда строю и норки рою. Извини, некогда.
- Тебе можно строить, ведь у тебя когти крепкие, лапы мощные и плавать ты умеешь. А я сразу утону. Спрошу-ка я у дятла, чем он занимается. Дятел, дятел, какая у тебя профессия?
- Доктор я. Больные деревья выстукиваю с утра до ночи.
- Я бы тоже стал доктором, если бы у меня был такой сильный острый клюв.
- Спрошу-ка я у дрозда, чем он занимается.
- Штукатур я. Я свое гнездо изнутри всегда отштукатуриваю. Надежное гнездо получается.
- А я вот не умею так кропотливо работать. Спрошу-ка я у крота.
- Я – землекоп. Тоннели рою.
- У тебя лапы, как лопаты. А у меня еще не выросли такие большие. Может мне паук поможет?
- Ткать умею, ткачом работаю. Ловкие сети-теннеты расставляю.
- Я бы тоже плел, если бы у меня такие слюнные железы были. Кабан, может твоя работа мне подойдет?
- Хрюкнул Кабан и сказал: “Землю в лесу перекапываю”.
- Да, не по уму и не по силам мне такая профессия. Бобёр, может, ты мне поможешь выбрать профессию? Расскажи, чем занимаешься?
- А я, Бельчонок, на все лапы мастер. Все умею. Строитель – запросто. Норы умею рыть. Землекоп – тоннели рою. Лесоруб – спокойно. В лесу своими большими острыми зубами деревья валю. Я, Бельчонок, только вот грибы не умею собирать.
- Грибы? Ура! Придумал! Я буду собирать грибы. Я смогу это делать! Острыми зубами буду аккуратно, чтобы не повредить грибницу, срезать гриб, а мои цепкие пальцы помогут наколоть грибы на ветки. Насушу их и зимой буду всех друзей угощать! Точно! Прямо сейчас пойду грибы собирать! Вот этот гриб я знаю – белый. А вот этот мне незнаком. Но поскольку он стоит под березой - назову его подберезовиком. Извините, тороплюсь.
Чаще всего вблизи берез встречаются подберезовики и белые грибы. Между корнями деревьев и мицелием грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Нити грибницы оплетают корень и даже проникают внутрь его. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые поступают из нее в корни деревьев. Таким образом, грибница заменяет деревьям корневые волоски. А из корней деревьев грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел. Такое полезное для обоих организмов сожительство называют симбиозом.
Через раны в коре деревья заражаются спорами грибов-трутовиков. Споры прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делает трухлявой. Через несколько лет после заражения на коре появляются плодовые тела гриба-трутовика. Они имеют форму копыта и обычно бывают очень твердыми.
Пораженные трутовиками деревья легко подвергаются бурелому; в их стволах появляются дупла. Срок жизни дерева сильно сокращается. После того, как грибница гриба проникает в древесину, остановить ее рост уже невозможно. Зараженные деревья гибнут.
На березе живет гриб чага, который используется в медицине.
Вот мы и выяснили, кто березе враг, а кто друг.
Антропогенный фактор – самый сложный фактор. Человек широко использует березу в своей жизни. Давайте выясним, что же дает человеку береза?
- Обогащает воздух кислородом; из тонких пластов березовой древесины делают фанеру. Если древесину нагреть без доступа воздуха до высокой температуры, то получим активированный уголь. Он используется в противогазах для очистки воздуха, в медицине – при болезнях желудка. Настойка из березовых почек лечит язву желудка. Красивые изделия делают из бересты.(Обращаю внимание на выставку поделок из бересты, собранную учащимися). Еще во времена Петра 1 научились красить ткани соком березовых листьев. Березовые веники помогают вылечить простуду.
А как собрать березовый сок, чтобы не испортить дерево?
- Нужно надрез сделать аккуратно, а затем замазать его известью или глиной, чтобы внутрь дерева не проникли бактерии.
Приведите примеры отрицательного воздействия антропогенного фактора по отношению к березе:
- кислотные дожди;
- вырубка леса;
- лесные пожары;
- надписи на деревьях, неразумная добыча березового сока.
Это самые страшные для березы действия человека.
Давайте выясним: почему весной в березовой роще на земле мало листьев, а в хвойном лесу – много?
В хвойном лесу темно, почва мало прогревается. Хвоинки содержат органические кислоты. Поэтому процесс гниения хвои протекает крайне медленно. В березовом лесу тепло и светло, поэтому листья быстрее образуют перегной.
Почему на пепелищах елового леса первыми вырастают березки? (Легкие семена приносятся ветром. Береза – светолюбивое растение, ей никто не мешает).
Запомните народную мудрость: “Мало леса – береги. Много леса – не руби”.
Ребята, смотрите: ондатра построила домик, а на бревнах что-то написано. (На бумажных поленицах написаны слова, из которых дети составляют пословицу). Давайте прочтем совет ондатры и все сложим на место:
Срубил дерево – посади два!
Вот и выяснили мы, как живет березка. Давайте сделаем ее жизнь длиннее. Пусть дольше она радует нас своим гордым видом. И будем от этого счастливы!
ЛИТЕРАТУРА:
- Верзилин Н. “Растения в жизни человека”, Ленинград, “ДЕТГИЗ”, 1954.
- Ветлина Н.Г. Береза белая. Лес и человек. Москва, “Лесная промышленность”. 1977.
- Дмитриев Ю.В. Календарь зеленых чисел. Москва, “Молодая гвардия”, 1995.
- Карпенко Н.Г. Сборник загадок. Москва, “Просвещение”, 1988.
- Трайдак Д.И. Книга для чтения по ботанике. Москва, “Просвещение”, 1987.
- Энциклопедия “Я познаю мир”, Москва, “Астрель”, 2002.