Как живешь, березка? (Экологические раздумья о тех, кто рядом)

Разделы: Экология


Просмотр видеосюжета из жизни леса на фоне классической музыки.

Попробуйте ощутить себя в лесу, почувствовать прелесть леса, увидеть красоту каждого живого существа.

Я в лес хожу за настроеньем.
Брожу в жужжанье и цветенье.
И в тайны добрые вникаю,
И набираюсь добрых сил.

Якутяне завели добрую традицию загадывать желание возле лиственницы. Чтобы оно осуществилось нужно обязательно подарить дереву что-нибудь свое. Например, ленточку.

Мальчик в костюме Звездочета:

Я не вижу в этом суеверья,
В том, что есть священные деревья,
В том, что окружают их наградами:
Лоскуточком, разноцветной лентой.

Очень хорошо, что их не рубят,
Очень хорошо, что их не губят,
Потому что уважают, любят,
Украшают, всячески голубят.

Каждому человеку хочется верить в то, что на нашей планете есть живое существо, которое может поделиться теплом, энергией.

Друиды проводили связь человеческих характеров с деревьями, утверждая, что каждый человек, как и дерево, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки.

Тех, кто родился 24 июня, сравнивают с березами. Про них говорят, что это милые, сдержанные люди. Деликатны. Обладают чувством меры, не выносят вульгарности. Скромны и интеллигентны. Изобретательны. Творчески выполняют любую работу.

История знает немало случаев, когда болеющий человек получал положительную энергию от своего дерева. Это помогало ему обрести силы и здоровье.

Любимым деревом многих россиян является белая береза. Белоствольная, величавая, изящная она очень напоминает нам невесту.

Во поле березонька стояла…

О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи. Она как бы образ России.

На этой выставке вы видите репродукции картин, рисунки, иллюстрации с изображением березы. Здесь собраны стихи и загадки о березе, которые вы подобрали при выполнении творческого задания.

Береза – красавица. Ствол у нее чистый, белый, как ни у кого в лесном братстве, издалека видный в любую пору. А крону свою она то и дело наряжает по-новому, и всегда со вкусом. Зимой на ней строгое серо-фиолетовое платье из гибких безлистных ветвей; на фоне зимнего неба оно будто легкое облачко, зацепившееся за белый ствол. Весной на березе нежно-зеленое девичье платье из ажурных кружев, самое нарядное из всех лесных одежд. Летом – цветом потемнее и поплотнее, густо зеленое. А осенью, с наступлением холодов, надевает береза, как воспоминание о лете, солнечного цвета сарафан.

Наблюдая за ними, мы узнаем о том, когда наступит весна, каким будет лето. Давайте послушаем, о чем они шушукаются.

Девочки в костюмах березки исполняют частушки.

Мы, березки-хохотушки,
Пропоем для вас частушки,
Слушайте внимательно –
Очень занимательно!

Мы – волшебные березы,
На весну даем прогнозы
И весна какая будет
С осени узнают люди.

Если желтые листочки
Появляются вверху,
Значит скоро, очень скоро
Повстречаете весну.

Ну, а если желтизна
Снизу появляется,
Будет поздняя весна –
Примета оправдается.

Если раньше нас ольха
Листочками покроется,
Будет лето все в дождях,
Пусть земля умоется.

Вы, ребята, не спешите,
Наши веточки ломать,
Мы еще вам пригодимся,
Будем воздух очищать.

Народные приметы, по которым составлены частушки.

  • Если березы опушатся раньше клена – сухое лето, позже – дождливое.
  • Если весною береза перед ольхою лист распустит – лето будет сухое, если ольха вперед – мокрое.
  • Дождливым лето будет и тогда, когда весной из березы течет много сока.
  • Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.
  • В начале октября с березы лист не опал – снег ляжет поздно. А если все же в свое время ляжет, то в конце января - начале февраля будет продолжительная оттепель. Листья опадают с берез чисто – к урожайному году.

Сегодня постараемся выяснить: легко ли этому дереву на нашей планете? Поэтому свой урок мы назовем “Как живешь, березка?”.

Вспомним, на какие группы делятся экологические факторы.

- Абиогенные, биогенные и антропогенные. Рассмотрим воздействие каждой группы факторов на березку.

Абиогенные – это факторы неживой природы. К ним относятся: солнце, ветер, дождь, почва, соленость воды и почвы, кислотность почв.

Изучая научно-популярную литературу, ребята пытались установить, изменяется ли внешний вид берез в зависимости от условий существования.

Ученики рассказывают о различных видах и прикалывают картинки с изображением берез на географическую карту мир, обозначая ареал каждого вида.

Ученые насчитали около 50 видов берез. Эти светлые, нарядные, изящные деревья смогли приспособиться к суровым условиям Севера и высокогорий. Пробковый слой, береста защищают стволы деревьев. Березовая смола хранит почки и молодые побеги от холода и сухости. Весной запах эфирных масел буквально окутывает дерево, сберегая нежные листочки от обжигающих солнечных лучей или внезапных весенних заморозков.

В средней полосе России по всей Европе и Азии расселилась береза повислая или бородавчатая. Это та самая знакомая нам береза.

Береза пушистая соседствует с березой бородавчатой, но приспособлена и к холоду, и к засухе даже лучше нее. Это прямые, с белой корой двадцатиметровые красавицы растут и в южных степях, и в горах Сибири. Нет ее только в Крыму.

На севере Европы и Америки, на Дальнем Востоке растет береза карликовая. Это не деревья, а низкие кустарники высотой чуть больше метра. В Западной Сибири, Карелии. Лапландии, в устьях рек Двины и Печоры притаилась береза извилистая. Это невысокое корявое дерево с кривыми толстыми ветвями. Иногда оно стелется по земле.

Очень интересны березы Северной Америки. Черная береза встречается по всему Атлантическому побережью США до южных штатов Флорида и Техас. У этого высокого, до 30 метров, дерева, не бывает прямых стволов. У него ажурная, вытянутая вверх, яйцевидная крона и очень прочная, тяжелая коричневая древесина. Черная береза очень любит свет и тепло.

На берегах Великих озер и дальше к северу, а также к югу, в горах можно встретить березу вишневую. Наверное, странно видеть березовые сережки на фоне листьев, как у вишни. Эта береза менее требовательна к теплу и свету.

Вместе с этими видами берез и сахарными кленами в Северной Америке растет береза бумажная. Ее кора легко отслаивается, и индейцы делают из нее легкие лодки Каноэ, покрывают ею крыши домов.

У берез, растущих в Восточной Азии, крупные сережки и крупные листья. Это береза ребристая. Это дерево прекрасно выносит тень и может расти рядом со своими извечными врагами – лиственницами и елями. Именно она смогла выжить в хвойных лесах Сибири, на Камчатке, Командорских островах.

Там же, в Восточной Сибири и Японии (на острове Хоккайдо), обитает береза каменная. Это высокое дерево обращает на себя внимание тем, что на его стволах и ветвях лохмотьями висит отслаивающаяся кора. Древесина каменной березы оправдывает свое название – она очень прочная и такая тяжелая, что тонет в воде.

Древесина карельской березы похожа на мрамор. Мебель и музыкальные инструменты из нее очень ценятся.

Все северное полушарие нарядилось в березовые ситцы. И, в зависимости от условий существования, каждый вид берез имеет свои особенности.

Биогенные факторы – это факторы живой природы. Кто же приходит в гости к березе? – Заяц, лось, муравьи, птицы, бабочки – березовые пяденицы, грибы, гусеницы.

На доске выставляются картинки с изображением обитателей березовой гостиницы

Береза – это небоскреб, населенный насекомыми. Почти 800 тысяч жителей проживает в нем. На стволе, под корой, на листьях – оживленное движение. Всем здесь сытно и уютно – и паучкам, и гусеницам, и птицам, и бабочкам. У многих видов в процессе эволюции выработались приспособления для максимального приспособления вида.

Кто может привести примеры таких приспособлений?

- Гусеницы имеют окраску, которая маскирует их на фоне веточек, листьев.

- Когда бабочка сидит неподвижно, то низ ее крыльев серовато-черный, с легким серебристым налетом, очень похож на пятно на коре дерева.

Легко ли березе прокормить своих жильцов?

- Нет.

Часто зимой к березе прибегают и зайцы, и лоси. Как вы думаете, зачем?

- Погрызть кору.

- Зайцы-беляки прячутся возле белых стволов, если снег выпал поздно, а они уже сменили свою серую одежду на белую.

Давайте с помощью картинок составим цепи питания, в которых участвует береза. Прикрепляем соответствующие таблички с указанием компонентов пищевой цепи.

Учащиеся составляют различные варианты пищевых цепей. Делают вывод о круговороте веществ в природе. Из прикрепленных на доске табличек с экологическими терминами выбирают необходимые.

- Что произойдет, если какое-то звено выпадет из пищевой цепи?

- Нарушится равновесие в природе.

Попробуйте составить экологическую пирамиду биомассы для одной из цепей питания.

Учащиеся составляют по своему желанию.

Нарисуйте березку, выросшую в густом лесу, и березку, одинокорастущую на пригорке. Почему они не похожи?

Каждый вид имеет определенное значение в биогеоценозе. Для выполнения своих функций в процессе эволюции выработались приспособления. Сейчас мы в этом убедимся, потому что сегодня под большой березой собрались лесные обитатели. Они помогут повзрослевшему бельчонку найти свое дело в жизни.

Группа ребят в костюмах собирается под березой.
Диалог Бельчонка с лесными обитателями.

- Пора мне профессию выбирать, только не знаю, чем заняться. Спрошу-ка я у ондатры, чем она занимается.

- Ой, бельчонок, разве ты не знаешь, что я – Строитель. Плавучие гнезда строю и норки рою. Извини, некогда.

- Тебе можно строить, ведь у тебя когти крепкие, лапы мощные и плавать ты умеешь. А я сразу утону. Спрошу-ка я у дятла, чем он занимается. Дятел, дятел,  какая у тебя профессия?

- Доктор я. Больные деревья выстукиваю с утра до ночи.

- Я бы тоже стал доктором, если бы у меня был такой сильный острый клюв.

- Спрошу-ка я у дрозда, чем он занимается.

- Штукатур я. Я свое гнездо изнутри всегда отштукатуриваю. Надежное гнездо получается.

- А я вот не умею так кропотливо работать. Спрошу-ка я у крота.

- Я – землекоп. Тоннели рою.

- У тебя лапы, как лопаты. А у меня еще не выросли такие большие. Может мне паук поможет?

- Ткать умею, ткачом работаю. Ловкие сети-теннеты расставляю.

- Я бы тоже плел, если бы у меня такие слюнные железы были. Кабан, может твоя работа мне подойдет?

- Хрюкнул Кабан и сказал: “Землю в лесу перекапываю”.

- Да, не по уму и не по силам мне такая профессия. Бобёр, может, ты мне поможешь выбрать профессию? Расскажи, чем занимаешься?

- А я, Бельчонок, на все лапы мастер. Все умею. Строитель – запросто. Норы умею рыть. Землекоп – тоннели рою. Лесоруб – спокойно. В лесу своими большими острыми зубами деревья валю. Я, Бельчонок, только вот грибы не умею собирать.

- Грибы? Ура! Придумал! Я буду собирать грибы. Я смогу это делать! Острыми зубами буду аккуратно, чтобы не повредить грибницу, срезать гриб, а мои цепкие пальцы помогут наколоть грибы на ветки. Насушу их и зимой буду всех друзей угощать! Точно! Прямо сейчас пойду грибы собирать! Вот этот гриб я знаю – белый. А вот этот мне незнаком. Но поскольку он стоит под березой - назову его подберезовиком. Извините, тороплюсь.

Чаще всего вблизи берез встречаются подберезовики и белые грибы. Между корнями деревьев и мицелием грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Нити грибницы оплетают корень и даже проникают внутрь его. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые поступают из нее в корни деревьев. Таким образом, грибница заменяет деревьям корневые волоски. А из корней деревьев грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел. Такое полезное для обоих организмов сожительство называют симбиозом.

Через раны в коре деревья заражаются спорами грибов-трутовиков. Споры прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делает трухлявой. Через несколько лет после заражения на коре появляются плодовые тела гриба-трутовика. Они имеют форму копыта и обычно бывают очень твердыми.

Пораженные трутовиками деревья легко подвергаются бурелому; в их стволах появляются дупла. Срок жизни дерева сильно сокращается. После того, как грибница гриба проникает в древесину, остановить ее рост уже невозможно. Зараженные деревья гибнут.

На березе живет гриб чага, который используется в медицине.

Вот мы и выяснили, кто березе враг, а кто друг.

Антропогенный фактор – самый сложный фактор. Человек широко использует березу в своей жизни. Давайте выясним, что же дает человеку береза?

- Обогащает воздух кислородом; из тонких пластов березовой древесины делают фанеру. Если древесину нагреть без доступа воздуха до высокой температуры, то получим активированный уголь. Он используется в противогазах для очистки воздуха, в медицине – при болезнях желудка. Настойка из березовых почек лечит язву желудка. Красивые изделия делают из бересты.(Обращаю внимание на выставку поделок из бересты, собранную учащимися). Еще во времена Петра 1 научились красить ткани соком березовых листьев. Березовые веники помогают вылечить простуду.

А как собрать березовый сок, чтобы не испортить дерево?

- Нужно надрез сделать аккуратно, а затем замазать его известью или глиной, чтобы внутрь дерева не проникли бактерии.

Приведите примеры отрицательного воздействия антропогенного фактора по отношению к березе:

  • кислотные дожди;
  • вырубка леса;
  • лесные пожары;
  • надписи на деревьях, неразумная добыча березового сока.

Это самые страшные для березы действия человека.

Давайте выясним: почему весной в березовой роще на земле мало листьев, а в хвойном лесу – много?

В хвойном лесу темно, почва мало прогревается. Хвоинки содержат органические кислоты. Поэтому процесс гниения хвои протекает крайне медленно. В березовом лесу тепло и светло, поэтому листья быстрее образуют перегной.

Почему на пепелищах елового леса первыми вырастают березки? (Легкие семена приносятся ветром. Береза – светолюбивое растение, ей никто не мешает).

Запомните народную мудрость: “Мало леса – береги. Много леса – не руби”.

Ребята, смотрите: ондатра построила домик, а на бревнах что-то написано. (На бумажных поленицах написаны слова, из которых дети составляют пословицу). Давайте прочтем совет ондатры и все сложим на место:

Срубил дерево – посади два!

Вот и выяснили мы, как живет березка. Давайте сделаем ее жизнь длиннее. Пусть дольше она радует нас своим гордым видом. И будем от этого счастливы!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Верзилин Н. “Растения в жизни человека”, Ленинград, “ДЕТГИЗ”, 1954.
  2. Ветлина Н.Г. Береза белая. Лес и человек. Москва, “Лесная промышленность”. 1977.
  3. Дмитриев Ю.В. Календарь зеленых чисел. Москва, “Молодая гвардия”, 1995.
  4. Карпенко Н.Г. Сборник загадок. Москва, “Просвещение”, 1988.
  5. Трайдак Д.И. Книга для чтения по ботанике. Москва, “Просвещение”, 1987.
  6. Энциклопедия “Я познаю мир”, Москва, “Астрель”, 2002.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Приложение 1