Цель:
- осмыслить внутренний мир героини;
- выявить позиции автора по отношению к Татьяне;
- развивать у учащихся умение анализировать мысли и чувства не только героев произведения, но и свои.
Оборудование: запись на доске, музыка Шопена.
Технология: педагогическая мастерская.
Комментарий. Тема рассчитана на 2 часа. Уроки посвящены становлению и развитию характера главной героини, Татьяны Лариной. Соответственно, учащиеся должны отметить существенные детали, раскрывающие характер и переживания Татьяны. Читая роман, заучивая наизусть, отвечая на вопросы и выполняя задания, учащиеся входят в мир образов романа, чувств и переживаний его героев и самого автора. Все время в поле зрения учащихся не только события и герои романа, но и автор с его оценками героини, с его чувствами и размышлениями.
Период юности характеризуется стремлением осознать и утвердить себя как личность, как индивидуальность, склонностью к анализу своих переживаний, отношений между людьми. Очень важно направить этот живой интерес к духовной жизни человека, глубокому осмыслению этой высокой культуры переживаний, которая свойственна главной героини и самому поэту, помочь учащимся почувствовать высоту нравственного и эстетического чувства, которым проникнуто произведение Пушкина, понять, как проявляется характер героини в ее поведении, в ее жизни.
Ход урока
1. Слово учителя.
Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. На протяжении всего романа она остается верной себе, чистой и глубокой натурой, ей чужд тот мир, в котором она живет. Жизненные испытания, размышления, чтение книг, знакомство с петербургским и московским обществом развили характер Татьяны, ее ум. Сознание своего долга, верность данному слову для Татьяны выше личного счастья. Да и могло ли оно и быть? С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой. Кто она, пушкинская героиня?
2. Индукция. Создание эмоционального настроя. На фоне музыки Шопена учащийся читает строфы, в которых дана характеристика Татьяны.
- Какое слово в авторской оценке можно считать ключевым?
- Запишите ассоциативный ряд к слову “милый”.
3. Самоконструкция
Оценка автором Татьяны: “Дика, печальна, молчалива…”; “…русская душою,…”; “Моя Татьяна…”; “Я так люблю Татьяну милую мою…”; “Меня стесняет сожаленье”
Моя оценка: замкнутая, мечтательная, наивная, любит природу, чувствительная, искренняя.
4. Социоконструкция
1. Работа в группах:
1-я группа
1) Почему Татьяна была одинока в родной семье?
2) Как характеризует Татьяну ее любовь к няне?
3) Что повлияло на формирование душевного мира?
2-я группа
1) Почему Татьяна полюбила Онегина?
2) Как и почему меняется ее оценка любимого человека?
3) Сумела ли она понять его трагедию?
3-группа
1) Почему в начале 8 гл. сказано: “Как изменилася Татьяна”, а в конце: “Кто прежней Тани, бедной Тани, теперь в Татьяне б не узнал”?
5. Обобщение: отчет о результатах работы в группах.
1) Что нового узнали о Татьяне?
2) Осуждаете или оправдываете вы Татьяну?
6. Социализация
Чтение письма Татьяны (на фоне музыки Шопена). Составление синквейна по прочитанному отрывку “Пять чувств”.
Афиширование. “Пять чувств”
Мечтательность, доверчивость, воображение, надежда, легкомыслие.
7. Разрыв
Судьба Татьяны трагична. Знание суровых законов света заставило носить маску. Сам Пушкин не ограничен однолинейным отношением к жизни и к своим героям. И в этой широте взгляда на жизнь возникают противоречивые высказывания по отношению к самой Татьяне.
8. Ликвидация разрыва
Знакомство с высказываниями о героине писателей, литературных критиков. Работа с критическими источниками:
И.А. Гончаров: “… с инстинктом самосознания, самобытности, самодеятельности…. Характер своеобразен, ищет сам своего выражения и формы и оттого кажется капризным, таинственным, малоумным”;
Ф.М. Достоевский: “Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит. Но она “другому отдана и будет век ему верна”. Кому же, чему же верна? Каким обязанностям? Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он – ее муж, измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях, а и в высшей гармонии духа”;
В.Г. Белинский: “… и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которую замаскирована рабская боязнь общественного мнения… Во всем так и пробивается страх за свою добродетель… Пока она в свете, его мнение всегда будет ее идолом”.
9. Обобщение
Стала ли теперь Татьяна ближе и понятнее для вас?
10. Творческое домашнее задание
Сочинение - миниатюра (на выбор)
“Любовь - это… ”
“Любить человека - это значит… ”
11. Рефлексия
1. Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока?
2. Что вам было интересно?
3. О чем заставляет задуматься данный урок?
4. Рецензия на урок?
12. Итог работы: оценка работы учащихся на уроке учителем.
Краткая рецензия. (Зачитывает рецензент)
Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний и мастерскую по обучению письму.
Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые учащиеся 9 класса подойдут к пониманию внутреннего мира Татьяны Лариной.
Предполагаются разнообразные по форме и содержанию задания для учащихся:
1) работа с критической статьей;
2) эвристические задания;
3) групповая;
4) индивидуальная работа;
5) тезисное конспектирование;
6) чтение наизусть;
7) сочинение-миниатюра, рецензия.