Русский язык (3-й класс, система Занкова). Тема: "Сложные слова"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • познакомить детей со словами, имеющими 2 корня;
  • повторить и углубить знания учащихся по орфографии, составу слова;
  • развивать внимание, мышление, восприятие, орфографическую зоркость, воспитывать интерес к русскому языку, к учению.

Ход урока

I. Вводная часть.

Начинаю урок с позитивного якорения. “Хлопки”.

- Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Кто желает улучшить своё внимание? А знания? Надеюсь, что вы будете активными…Жду от вас красивых ответов.

Выдача дипломов достижений (по итогам проверочной работы).

Притча.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Осмысление услышанного.

II. Минутка чистописания.

Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность:

 

па пв пд …

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Расшифруйте новое словарное слово. В каждом слове выделите букву, являющейся в нём орфограммой.

Суп, чугун, лестница, земля,

плюш, пенал, каска, грустный,

улов, шишка, лесной.

2. "Путешествие"

Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

3. Аукцион.

Что можете сказать о слове “путешествие”?

(Ответы детей: существительное, средний род, пять слогов и т.д.)

Словарь: путешествие - передвижение пешком или на разных видах транспорта, для отдыха и ознакомления с новой местностью.

IV. Актуализация знаний.

1. Чтение стихотворения.

Проплясали по снегам
Снежные метели,
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.

2. Найти в стихотворении однокоренные слова. (Снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, снежки, снегурки).

3. Классификация

2. Что заметили в слове “снегопад”?

(Ответы детей.)

V. Работа по теме урока.

Упражнение № 171 стр. 92.

а) Правило стр. 92

б) Расскажите так, будто вы сами сделали открытие правила.

(Ребята: Эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых два корня. Не верите? Послушайте:…

Я назвал эти слова сложными. Вы не знаете, как писать эти слова? Запомните…)

в) Передайте это правило по “радио”.

3. Схема сложных слов.

4. Сценка.

Стихи веселые послушай
А для чего они - подумай.
Жил да был на свете пар.
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился.
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ход.
В слове выход, в слове вход.
В слове ходики стучало,
И в походе вдаль шагало.
Так и жили пар и ход.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили -
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход
В паре ходят пар и ход.

  1. Проблемный вопрос:
  2. - Всегда ли есть соединительная гласная?

    физкультура = физическая культура.

  3. Физминутка.
  4. Если слово сложное - встать, потянуться вверх.

    С 1-м корнем - присесть.

    Хлебница, хлеборезка, пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыковед, музыкант, водовоз, водоплавающий, плавательный, сталевар, варенье, жизнелюб, любоваться.

  5. Упражнение № 172 стр.92
  6. Сложные слова и прием ТРИЗ “Объединение”.
  1. стр.92 рисунок
  2. плод - корнеплод

  3. стихотворение

Показал садовод
Вот такой огород,
Где на грядках
Засеянных густо,
Огурцы росли,
Редисвекла, чеслук и репуста,
Сельдерошек поспел.
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Как называется изобретательский прием, используемый автором?

(Объединение)

- Попробуйте разрушить эту словесную шутку. (Дети записывают полученные слова в тетрадь).

3. Что можете сказать еще о слове путешествие?

Дети: “Это слово сложное”.

- От каких слов образовалось слово путешествие?

YI. Подведение итогов. Рефлексия.

а) Я благодарю вас за работу на уроке.

б) Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, хорошо поработали -

Если пока есть проблемы -

Если есть трудности, надо еще созреть -

в) Оцените свою работу в тетради с помощью данной шкалы.

VII. Домашнее задание.

Кто сможет рассказать о секрете русского языка родителям? Думаю, что вам теперь будет легко выполнить домашнее задание.

а) Упражнение 178 стр. 94;

б) Посмотри вокруг, послушай и запиши сложные слова;

в) Дописать стихотворение, рифмуя сложные слова;

г) Подготовить текст, содержащий сложные слова.

- Я благодарю вас за работу на уроке.

(Благодарить - дарить благо, добро.)

Давайте делать добро и дарить благо друг другу.

Дополнительный материал

Загадки

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет,
Что такое? ……. (Самолет)

Уборщик пыль и сор вдыхает,
Но не чихает, не хворает.(Пылесос)

А вот кто-то важный
На беленькой ножке
Он с красною шляпкой
На шляпке горошки. (Мухомор)

Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит.
Всех подряд он веселит,
Устали не знает,
Он века у нас живет,
Дружный, шумный ……(хоровод).