Цели:
- познакомить с этапами земельной реформы, отметить её положительные и отрицательные стороны; закрепить сведения о политических изменениях в обществе, дать характеристику реформатору, что удалось, а что не удалось сделать; дать оценку событий на начало века и в наши дни;
- развивать умение работать с источниками; излагать суть исторических событий в диалоге, беседе, умение обобщать главные факты через образную стилизацию в виде проекта;
- воспитывать культуру речи; гражданские качества на примере великих исторических деятелей.
Оборудование:
- историческая карта “Россия после первой русской революции 1907-1914 г.г.”
- картина “Столыпинская аграрная реформа”
- выставка фотографий о семье Столыпина
- книги, рефераты, альбомы
- музыка: опера Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
На доске:
Проблемный вопрос: Почему реформы Столыпина называют “тихой революцией”?
Эпиграф: “Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Велика Россия” (П.А.Столыпин)
ПЛАН УРОКА
I. Музыкальное оформление
Звучит музыка с пластинки из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Учитель через 2 минуты выключает и объясняет, что также неожиданно была прервана опе6ра в Киевском городском театре 90 лет назад, 1 сентября 1911 года, выстрелом террориста-анархиста 24-х лет - Дмитрием Богровым, который был направлен в сердце Российского премьера Петра Аркадьевича Столыпина. Через 4 дня главы кабинета министров не стало. Одна из 2-х пуль задела печень, и врачи не смогли спасти его жизнь.
II. Деятельность П.А.Столыпина
Учитель: Итак, вы уже поняли, что речь пойдёт о человеке, чья деятельность вызывала интерес в России в начале XX века; и сейчас дискуссии вокруг этой личности не смолкают.
Вопрос-проблема: Почему деятельность Столыпина вызывает неподдельный интерес в наши дни? (Учащиеся дают ответы в конце урока).
- Его аграрная реформа - это проблема нереализованного шанса для России, шанса избежать тех катаклизмов, которые потрясли страну в начале 20 века.
- Реформа носит позитивные черты, поэтому к ней и Столыпину интерес - значит нужно использовать опыт реформы в современных аграрных преобразованиях.
Знакомство с темой урока, типом урока (проспекта); задачами урока, ходом урока (проспекта); задачами урока, ходом урока.
Учитель: Что такое проект? (Брошенный вперед, прототип, прообраз). Виды проектов? (Игровые, информац., исследов., творческие).
Способ выполнения: индивид., групповые.
- Каким видом проекта мы будем пользоваться?
Учитель: Анализ темы урока и составление плана-проекта № 12 (по группамм).
Задание: Учащиеся сами выделяют ключевые слова, ставят вопросы и определяют порядок и последовательность работы.
План-проект № 1 (образец)
- Причины, цели земельной (аграрной) реформы Столыпина.
- Сущность реформы (этапы).
- Какие политические перемены были проведены?
- Отношение к преобразованиям различных социальных групп и моё отношение
- Итоги и значение реформ.
- Столыпин - отец, реформатор, человек (доклад-сообщение уч-ся).
Сообщение учащихся (доклад) “П.А.Столыпин - отец, реформатор, человек”
Учитель: В апреле (2) исполнится 140 лет со дня рождения реформатора России П.А.Столыпина (1862-1911г.г.). Ни один из политеических деятелей России начала 20 века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей, как Столыпин но, пожалуй, ни у кого не было стольких противников и ненавистников:
“Столыпин-реформатор”
“Столыпин-реакционер”
“Столыпин-галстуки” (вешать)
“Борец за благо России”
“Человек, достойный трона”
“Надежда России”
Таковы противоречивые отзывы современников о Столыпине. А каково выше мнение? Почему?
Учитель: Столыпин возглавлял правительство всего 5 лет (1906-1911 г.г.), очень быстро достиг власти, карьеры. Как он сумел за такой короткий срок сделать так много? Но почему его реформы не были завершены? Давайте попытаемся поразмышлять?
Вопрос: Какова была обстановка в России?
1906 год. Россия на распутье, идёт революция, именно тогда Столыпин занял пост председателя Совета министров (9 июля).
Вопрос: Каковы могли быть пути развития?
3 варианта: продолжение революции; подавление революции, консерватизм; реформы.
Вопрос: какую программу выхода из кризиса предложил Столыпин? (военно-полевые суды, “успокоение, а потом реформы”)
Работа с документами. “Дидактический материал” 10 кл., М-1992. с. 28 (“Л.Н.Толстой о карательной политике”).
Вопросы:
- Как писатель относится к карательным мерам?
- Как эти меры воспринимает интеллигенция?
- Как вы сами расцениваете эту политику?
- Была ли она неизбежна, оправдана?
Учитель: Почему тогда Столыпин прибегает к казням, может быть он был труслив? Боялся?
См. документ с. 25 “А.Столыпин глазами дочери”
Вопросы:
- Был ли он труслив?
- Как достигал своих результатов?
- Каким он был отцом? (“Я не продаю кровь своих детей”)
- Как характеризует дочь своего отца (как человека)?
Вывод: Характеристика Столыпина.
III. Столыпинская аграрная реформа
Учитель (сообщение): К началу 20 века в Россия была аграрной страной по числу жителей проживающих на селе: 185,2 млн.чел. к 1914 году - III место в мире; 30 млн. проживало в городах.
Проблемы:
- Аграрное перенаселение
- Существование общины (круговая порука, спасала слабых но тормозила крепкие хозяйства способствующие уравнению, низкое благосостояние, невозможность использовать сельхозтехнику; чересполосица, регулярный передел земли, так как 2,5 млн человек ежегодно прирост населения )
- Малоземелье (из-за роста численности)
- Товарность сельскохозяйственной продукции на I месте в мире, но на душу населения - низкая.
Цель реформы:
- Подъём сельского хозяйства
- Спасение помещичьего землевладения
- Спасение государственной власти, с опорой в деревне на крепкое крестьянское хозяйство.
- Разрушение сельхозобщины, как виновницы всех бед.
Работа с документом (фрагмент речи Столыпина в Государственной Думе от 10 мая 1907 г.)
Вопросы:
- На каких крестьян делал ставку Столыпин?
- Почему национализация земли была гибельной для Столыпина?
- Почему всеобщий передел земли не даст больше хлеба?
- Какой выход предлагает Столыпин для ликвидации малоземелья?
“В общих чертах дело сводилось бы…”
“Если бы одновременно был установлен выход из общины..”
Учитель: Назовите этапы аграрной реформы? По учебнику Зырянов, Мишина.
Как проводилась аграрная реформа?
- Сверху, бюрократически, целый ряд мерзостей и неурядиц. Пример.
- Через сопротивление крестьян (война между зажиточными и бедными крестьянами)
- Насильственно.
Кто выходил из общины?
- самые богатые
- самые бедные
- домохозяйки
- рабочие
Итог аграрной реформы: Община не разрушалась, а разгружалась от избыточных рабочих рук и освобождалась от своих членов, которые перестали быть крестьянами.
Вопрос: При таком положительном результате почему курс реформ был свернут? Кто был против? Составление устного проекта.
- сам царь, императрица
- дворянство
- внешние причины (I м.в.)
Ролевая игра - выступление от лица крестьян, дворян, царя…В чем недостаток реформы?
а) игнорирование региональных различий
б) идеализация хуторов и отрубов и частной собственности (все виды собственности надо использовать)
в) недостаточность финансирования (из-за вооружения)
IY. Закрепление. Ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока и д/з (опережающее).
- Почему деятельность Столыпина и его аграрная реформа вызывает интерес в наши дни?
- Почему реформы Столыпина называют “тихой революцией”? Что было революцией?
Творческое задание:
- Рисунок-проект: “Образ России в реформах Столыпина” (на начало XX века, на будущее и т.д.)
- Устная защита проекта.
- Награждение (оценка)
Дополнительное время. (или д/з)
- Вопрос по законотворческой деятельности Столыпина. Какие законопроекты были предложены Столыпиным? (Cписок составить).
- Как их реализация могла повлиять на развитие России (гражданское общество, правовое государство).
- Какие проекты, указы вас заинтересовали и почему?