Цели:
- Развитие умения сопоставлять произношение и написание слов.
- Закрепление умения различать парные звонкие и глухие согласные.
- Сравнение согласных букв в проверочном и проверяемом словах.
- Воспитание желания учиться, познавать и открывать новые знания.
Оборудование:
- Магнитофон.
- Сигнальные карточки.
- Опорные схемы.
- Таблицы парных согласных.
1. Организационный момент
Каким вы хотите увидеть сегодняшний урок?
2. Мотивация
От интереса учащихся - к новой теме урока.
У. Ребята, я предлагаю послушать небольшой отрывок из музыкального произведения Георгия Свиридова “Метель” (музыка на стихотворение А.С. Пушкина “Тройка”). Что вы сказали бы про звуки этого произведения?
Д. Звуки громкие, тихие…
У. Да, в мире музыки живут музыкальные звуки, - а в государстве Русского языка есть город Фонетика, в котором живут гласные и согласные звуки. Сегодня в гости к нам пришли друзья-приятели согласные, которые часто ходят парами. Что же это за согласные?
Д. Это парные согласные по звонкости-глухости (называют звуки).
У. Когда они говорят: одного хорошо слышно, а другого - очень трудно услышать. А грамотно написать слова, у которых есть парные согласные совсем нелегко.
3. Проблемная ситуация для побуждающего диалога
У. Прочитайте и запишите слова, которые Вова колесников записал так: [Уч'эн'иг], [карандаш], [т'этрат'], [горат]. (Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).
Задание: Подчеркнуть знакомые орфограммы.
У. При написании каких букв вы затруднялись? Почему слышится один согласный звук, а пишется другая согласная буква?
Д. Этот согласный находится в слабой позиции.
У. Мы пришли к выводу, что произношение и написание парных согласных на конце слов не совпадают. Значит, такие слова перед записью надо проверять. Как проверять, какое слово будет проверочным для парных согласных на конце слов? На этот вопрос постараемся ответить на уроке.
4. Работа над новым материалом
Работа по учебнику. Наблюдение. Упр. 238 стр. 137.
У. Прочитайте слова первого столбика. Какой звук слышится на конце? А какая буква пишется? Почему?
Д. Слабая позиция согласного звука.
У. Прочитайте первую строчку слов. В каких словах мы слышим звук “З” четко и ясно? Значит, это, какие слова?
Д. Проверочные.
У. Прочитайте вторую строчку. В каком слове есть орфограмма?
Д. Шкаф.
У. Как мы ее подчеркиваем?
Д. Одной чертой.
У. Назовите проверочные слова. Почему согласный звук теперь слышится четко?
Д. После него стоит согласный.
У. Какие буквы помогли проверить? Мы их будем подчеркивать двумя черточками, благодаря этим помощникам мы не ошибаемся в написании. Запишем остальные слова на доске и в тетрадях. Обозначим орфограмму. Какую?
Д. Звонкие и глухие согласные на конце слова.
У. Сделаем вывод самостоятельно.
Работа над правилом
У. Прочитайте правило на стр. 138. Сравните с нашим выводом. О каких согласных идет речь в правиле?
Д. О парных.
У. Как проверить согласную на конце слова? Приведите свои примеры. В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово. Прочитайте дальше на стр. 138 (в желтой рамочке). Это однокоренные слова?
Д. Нет, изменили форму слова.
5. Первичное закрепление
У. Кто уже запомнил правило и может рассказать
Работа по учебнику. Упр. 239 стр. 138 (по цепочке с объяснением).
У. Обратите внимание, где проверочное слово, где проверяемое. Даю образец рассуждения: в слове походы четко слышу [д], значит и в слове поход буду писать букву д. Орфограммы в слове поход обозначу одной чертой, а в проверочном слове походы гласную помощницу подчеркну двумя чертами.
Слуховой диктант с сигнальными карточками
У. Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую бы вы написали в конце слова отгадки.
На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой.
(Арбуз)Полотно, а не дорожка
Конь, не конь - сороконожка.
По дорожке той ползет
Весь обоз она везет.
(Поезд)Идут ко мне унылые
С морщинками и складками
Уходят очень милые -
Веселые и гладкие!
Значит я надежный друг -
Электрический…
(Утюг)
Д. В тетрадях (з, д, г). Проверка с помощью сигнальных карточек.
Игра “Куда летят самолеты?” На доске 2 самолета. У одного на крыше буква д, а у другого т. Написаны слова
Два ученика работают у доски. Один ученик соединяет красным мелом самолет с буквой д с нужными словами, другой - зеленым мелом соединяет самолет с буквой т со словами, которые оканчиваются на эту букву. Обратить внимание на значение слов плод - плот.
У. Составьте предложения с этими словами.
Д. Записывают слова по вариантам, 1-й в. - с буквой т, 2-й в. - с буквой д. Орфограмму изучаемую подчеркнуть.
6. Итог урока
У. Я скажу стихами, а вы расскажите правило:
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
У. Какое задание вам понравилось?
7. Задание на дом
Выучить правило на стр. 138.