ВВЕДЕНИЕ
Веселый детский смех.. Что может быть радостнее для родителей, бабушек и дедушек, да и вообще, всех окружающих, включая и нас - педагогов. Но, к сожалению, иногда случается, что жизнь малыша трагически обрывается в огне пожара. И, чаще всего, взрослые сами подвергают опасности жизни детей, не уделяя должного внимания привитию детям навыков осторожного обращения с огнем и обучению их элементарным правилам профилактики пожаров и правилам поведения при их возникновении.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Поскольку в последнее время уже довольно много появилось опытов традиционной организации работы по пожарной безопасности, я не буду на этом останавливаться, а более подробно расскажу о том, как мы организовали работу с детьми старшей группы “Ёлочка”.
В соответствии с теми требованиями, которые нам диктует жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об Образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строится образовательный процесс и какими проблемами занимается) обязано:
- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка:
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
- обеспечить эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса. Именно это мы и попытались сделать, взяв за основу совместную проектировочную деятельность детей, родителей и педагогов (Программа “Сообщество”). В прошлом выпуске я раскрывала подходы к реализации педагогического процесса на основе программы “Сообщество”.
Тема проекта “Злой и добрый огонь” (работа над которым длилась с 23 марта по 13 апреля 2004 г.) была инициирована самими детьми, они же придумали и название темы. Основанием для выбора темы послужила информация детей, которые увидели пожар по пути домой из детского сада и информация воспитателей о том, что ежегодно в нашем городе, области, стране происходит большое количество пожаров, огонь которых уничтожает не только огромные материальные ценности, но и является причиной гибели сотен людей, в том числе и детей.
На утреннем сборе дети под руководством педагога проанализировали, что они знают по данной теме; что хотели бы узнать; что надо сделать для того, чтобы узнать. В результате заполнили таблицу 1:
Таблица 1
Что мы знаем? |
Что мы хотели бы узнать? |
Что надо сделать для того, чтобы узнать? |
* Из спички вылетают искры огня, и все может загореться. (Аня К.). | * Как можно потушить костер в лесу? (Никита К.) | * Прочитать в книгах.(Вася П.) |
* Нельзя баловаться спичками и зажигалками. (Кирилл К.) | * Чем можно тушить пожар дома? (Настя О.) | * Посмотреть передачу по телевизору. (Никита К.) |
* Уходя из леса, после себя надо тушить костер. (Никита В.) | * Отчего бывает огонь? (Даниил) | * Пригласить настоящего пожарного. (Кирилл Н) |
На огне можно готовить обед. (Вася Ч.) | * Как пожарные тушат огонь? (Даша) | * Спросить у мамы с папой. (Кирилл Н.) |
* Если забыть потушить огонь, будет пожар. (Даниил) | * Как надо себя вести, когда загорится огонь? (Настя Н.) | * Поговорить в центрах о пожарах. (Настя О.). |
* Пожарные нужны, чтобы тушить пожар. (Витя) | * Какую пользу приносит огонь? (Настя К.) | * Что нужно пожарным для тушения пожара? (Сережа Т.) |
* В деревне надо следить за печкой, чтобы не было пожара. (Настя Н.) | * Почему пожарные машины красные? (Кирилл К.) | * Пожар надо тушить огнетушителем. (Вася П.) |
* Бензин очень сложно потушить. (Даниил) | *Как надо вести себя, чтобы не случился пожар? (Аня К.) |
Выявив объем знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили перспективу (составили план - “паутинку”) организации работы детей в центрах активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы и приемы, материал).
На утреннем сборе проводили беседы со всей группой фронтально по теме проекта: дети приобретали знания о работе пожарных; о пожарной технике, атрибутике; о правилах поведения во время пожара; о правилах профилактики пожаров (моделировали ситуации, читали литературу, проводили элементарные опыты и т.д.). На один из утренних сборов была приглашена инспектор пожарной части Домрачева Л.В., она провела беседу с детьми (очень большой интерес вызвала примерка и рассматривание костюма пожарного). По окончании утреннего сбора дети небольшими подгруппами (по 3-5 человек) расходились по центрам активности: центр познания, математики, литературы, искусства, сюжетно-ролевой игры, где продолжалась работа по теме в малых группах. Например: в центре познания дети повторяли правила пожарной безопасности, рассуждали о содержании работы пожарных, вспоминали последовательность действий при вызове пожарных, практически отрабатывали эти действия: набирали номер 01, называли свою фамилию, имя, адрес, место загорания, номер домашнего телефона (о последовательности этих действий напоминали картинки-символы). В центре литературы дети сочиняли реалистическую историю, например, они придумали историю под названием “Спички детям не игрушка”. Воспитатель предложила детям поиграть в эту историю. Дети обговорили, какие атрибуты можно изготовить самим, что сделают родители и педагоги, что необходимо купить, какие предметы -заместители можно использовать сейчас. Распределили роли и приступили к обыгрыванию в центре сюжетно-ролевой игры. В центре искусства дети рисовали иллюстрации к создаваемой ими книге “Правила пожарной безопасности”. В центре математики дети определяли из каких цифр и в какой последовательности составляется номер вызова пожарной охраны 01. В каждом центре с детьми находился взрослый. По ходу работы проект корректировался. Работа над темой проекта была окончена, когда каждый ребенок посетил все центры активности, и дети получили ответы на все свои вопросы
По окончании работы над проектом провели итоговое занятие, где дети показали не только теоретические знания, но и действовали практически.
Подход к организации работы с семьей по проблеме пожарной безопасности в нашей группе тоже отличается от традиционного. Мы поняли, что . никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать:
- в планировании,
- в организации и
- в отслеживании результатов работы по формированию у детей навыков осторожного обращения с огнем и правил поведения при возникновении пожара.
Именно эти три условия мы и взяли за основу. Прежде всего, мы совместно с детьми поместили информационный лист для родителей, обозначив тему нового проекта совместной деятельности детей, родителей и педагогов. А именно:
"Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки. Дети выбрали (и дали название) тему нового проекта “Добрый и злой огонь”. Основанием для выбора темы послужила информация детей, которые увидели пожар по пути домой из детского сада и информация воспитателей о том, что ежегодно в нашем городе, области, стране происходит большое количество пожаров, огонь которых уничтожает не только огромные материальные ценности, но и является причиной гибели сотен людей, в том числе и детей. Мы уже немного знаем о том, что огонь приносит пользу и наносит вред. Но нам хотелось бы более подробно узнать, когда огонь - друг, когда - враг(?), кто такие пожарные и чем они занимаются(?), чем тушат пожары(?), какие правила надо соблюдать, чтобы избежать пожара(?), какие действия надо предпринять при возникновении пожара? Помогите нам, пожалуйста, в этом разобраться. Ждем ваших предложений и помощи по реализации проекта. Дети и воспитатели группы Ёлочка".
Здесь же, в родительском уголке, поместили заполненную таблицу 1.
Таким образом, мы проинформировали родителей, какая тема заинтересовала детей, что у детей есть небольшой объем знаний по теме, раскрыли перед ними перспективу работы над проектом. Обратную связь осуществляли через индивидуальные беседы и новые информационные листы. Выслушав предложения родителей по планированию проекта и, выяснив какую помощь они могут оказать, составили план участия родителей в его реализации.
План участия родителей в реализации проекта “Злой и добрый огонь”
Содержание деятельности |
Ответсвенные |
Знакомство с проектом “Злой и добрый огонь” | все родители |
Внесение предложений по реализации проекта | все родители |
Работа в центрах активности . | Колобова И.В., Усенко Е.С. |
Организовать экскурсию в ПЧ № 4: договориться об экскурсии, заказать автобус, собрать деньги на оплату автобуса. | Усенко Е.С., Колобова И.В. |
Рисунок выходного дня. Отразить впечатления об экскурсии. составить небольшой рассказ. | желающие |
Подготовить эмблемы к итоговому занятию. | все родители |
Почитать детям дома литературу по теме проекта. | все родители |
Беседовать с детьми по теме проекта. | все родители |
Помочь подготовить проведение итогового занятия. | по возможности |
Участие в проведении итогового занятия. | Огородникова И.В. |
Т.о. родители, участвуя в планировании, организации, а затем и отслеживании результатов, приобретают необходимые знания, являются активными участниками педагогического процесса, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.
Я уже сказала выше, что получить положительные результаты по обучению детей правилам пожарной безопасности возможно только совместными усилиями педагогов и родителей.
Я думаю, что предложенный мною опыт работы по пожарной безопасности с детьми 5-6 лет (совместная проектировочная деятельность детей, родителей и педагогов) можно использовать в любом детском саду.