Иностранный язык как инструмент образования в школе с углубленным изучением английского языка

Разделы: Иностранные языки


Изменившийся в последнее десятилетие социокультурный контекст изучения иностранных языков в России потребовал расширения функций предмета “Иностранный язык” в школе. Специфика школы с углублённым изучением английского языка позволяет использовать его в качестве инструмента познания, важного средства образования и самообразования в других предметных областях, в частности, истории.

Возможность использования английского языка как средства образования обусловлена уровнем языковой подготовки учащихся, целями изучения иностранного языка в школе данного типа, наличием достаточной методологической базы, системой совместной работы учителей-предметников и учителей английского языка.

Цели использования английского языка на уроках истории:

  • использование английского языка как инструмента познания, средства приобретения знаний;
  • развитие познавательных интересов учащихся в области исторического образования;
  • развитие общеучебных умений, навыков самообразования;
  • формирование общечеловеческих ценностных ориентаций, гуманитарной культуры;
  • подготовка учащихся к участию в межкультурном общении в рамках совместных образовательных программ с учебными заведениями Великобритании и США.

Этапы работы по использованию английского языка на уроках истории:

I этап - VI класс (курс средневековой истории) - адаптационный.

Учащиеся осваивают историческую терминологию на английском языке, переводят статьи из Оксфордской детской энциклопедии по узловым темам курса ("Викинги", "Великая хартия вольностей" и др.), на итоговых занятиях участвуют в групповой работе по проблеме "История средневековой Англии" с опорой на британские источники.

II этап - VII-VIII классы (курс "История России" до конца XVIII века).

Основной формой работы учащихся с англоязычными источниками является исследование конкретной исторической проблемы, например:

"Почему на Руси в XIII веке не появилось документа, подобного Великой хартии Вольностей?", "Кто из героев русской средневековой истории похож на Робин Гуда?", "Знали ли русские люди о крестовых походах?" и т. д.

Англоязычные источники активно привлекаются для изучения курса новой истории. Они помогают анализировать такие яркие события всемирной истории, как Английская буржуазная революция, Великая французская революция, война за независимость в США, и вместе с тем знакомят учащихся с такими историческими личностями, как Кромвель, Марат, Робеспьер, Наполеон Бонапарт, Вашингтон. Не менее интересны для учащихся материалы о повседневной жизни европейцев: их быте, развлечениях, образовании.

На данном этапе продолжается формирование общеучебных умений и навыков: извлекать из текста нужную информацию; составлять и записывать тезисы, аннотацию прочитанного текста, делать публичные сообщения с опорой на план, тезисы. Формируются интеллектуальные умения: анализ, классификация, установление последовательности, определение взаимосвязи, синтез.

III этап - IX-XI классы (курс "История России" XIX-XX вв.)

Интерпретация событий российской истории в американских и британских источниках: анализируются вопросы внутренней и внешней политики, культурного развития, роль отдельных исторических личностей в российской истории.

Так, на уроке по теме "Отмена крепостного права в России" девятиклассники, выясняя причины отмены крепостного права в России, анализируют и сопоставляют российский и англоязычные источники; пытаются выяснить, почему институт крепостного права в России просуществовал в течение более длительного периода, чем в Западной Европе.

Больший интерес учащихся вызывают проблемные задания, которые предлагаются английским школьникам в рамках изучения курса истории России:

- Выберите качества, которыми должен обладать глава Российского государства. В какой степени Николай II обладал данными качествами?
- Вы - политический советник В.И. Ленина. Убедите его, что пришло время новой экономической политики.

Изменение содержания образования, связанное с использованием английского языка на уроках истории, требует активных форм обучения: групповой, парной, индивидуальной работы; проблемно-поисковых методов, реализации дифференцированного подхода с учётом психологических особенностей и уровня языковой подготовки учащихся.

Данная система работы позволяет обеспечить рост познавательной активности учащихся, развитие интеллектуальных, коммуникативных, организационных, информационных умений, совершенствуются умения учащихся в области иностранного языка, развиваются навыки самостоятельной работы и самообразования.

Таким образом, использование английского языка в курсе истории является средством билингвистического и поликультурного развития личности учащегося, готовит школьников к использованию иностранного языка в профессиональном образовании и самообразовании в интересующих их областях человеческих знаний.