Пространство и время
наполнены материей, подчиненной
законом вечного ритма.
Эмиль Жак-Далькроз
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека.
Современные исследования доказали, что высокие показатели корреляции языковой, музыкальной и художественной способностей могут быть связаны с тем, что в их основе лежит чувство ритма.
В.В.Холмоковская и К.В.Тарасова выдвинули предположение, что чувство ритма складывается в результате усвоения пространственных и временных ритмических структур под влиянием ритмической организации движений.
И действительно, интенсивные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само воспитание ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующие влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, речи и устранения речевых нарушений.
Логопедическая ритмика, содействует всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика – это движение, музыка и речь. Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохраненных функций требует от ребенка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнения.
Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие задачи:
- укрепить костно-мышечный аппарат,
- изменить общую реактивность организма,
- разрушить патологические динамические стереотипы,
- способствуют формированию двигательных кинестезий, пространственно-временных представлений,
- развивает способность произвольно передвигаться в пространстве.
Опосредованно данная система работы имеет большое значение для развития темпа и ритма речевого дыхания, развития орального праксиса, укрепления мимической мускулатуры, формирования фонетической системы, развития темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умения сочетать движения и речь, т.е подчинять их единому ритму.
Достижение целей логоритмики и решение указанных задач осуществляется с учетом следующих принципов:
- Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявление детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку коррекционного обучения – с другой.
- Принцип развивающего обучения (основывается на идее Л.С.Выготского о “зоне ближайшего развития”), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.
- Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.
- Принцип сознательности и активности детей означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей.
- Принцип доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий.
- Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям.
- Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых зрительных и двигательных образов детей.
Реализация всех этих принципов происходит через использование следующих средств:
- упражнений, активизирующих внимание;
- упражнений, регулирующих мышечный тонус;
- ходьбы и маршировки в различных направлениях;
- счетных упражнений, формирующих чувство музыкального темпа;
- ритмических упражнений;
- упражнений на развития дыхания, голоса и артикуляции;
- пения;
- упражнений в игре на музыкальных инструментах;
- самостоятельной музыкальной деятельности;
- игровой деятельности;
- упражнений для развития творческой инициативы.
Зачастую коррекционно-речевая работа, проводимая в коррекционных группах, охватывает лишь речевую сторону развития ребенка, а такие важнейшие направления, как эмоциональное развитие, развитие двигательных навыков, познавательной сферы остаются в стороне.
Хочу отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, отличаются рядом личностных особенностей. У них может быть снижена рабоспособность, наблюдается двигательная расторможенность, либо вялость, недоразвитие ряда психомоторных функций, имеет место общая моторная неловкость.
Использование элементов и методов логоритмики помогает мне как педагогу в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.
В основу моей деятельности легло положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координацией (Сеченов, Павлов, Лурия, Леонтьев, Бернштейн) и положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.
Комплексы логоритмических упражнений я включаю в утренней гимнастике, на занятиях в виде динамической паузы, в подвижных играх, предлагаю музыкальному руководителю использовать данные упражнения как часть музыкального занятия.
Моя работа в данном направлении, включает три этапа:
- подготовительный этап;
- этап формирования первичных произносительных навыков;
- этап формирования коммуникативных умений.
На подготовительном этапе я обычно использую упражнения на развитие:
- общих речевых навыков дыхания голоса;
- упражнения на формирование чувства ритма и темпа;
- артикуляционные и мимические упражнения;
- игры на развитие всех видов внимания и памяти;
- упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия;
- подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями.
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
На этапе формирования первичных произносительных умений в основной части логоритмических занятий я провожу следующие упражнения:
- упражнения на выработку длительного направленного выдоха;
- упражнения в произнесении вновь поставленных звуков;
- упражнения координации движений с речью;
- упражнения на развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха;
На этапе формирования коммуникативных навыков идет работа над автоматизацией звука в предложениях и введение его в свободную речь.
В начале этого этапа я использую дидактические задания, включающие речевой материал, насыщенный соответствующими звуками.
На завершающем этапе автоматизации звука возвращаюсь к вновь знакомым детям играм, но с усложненным материалом.
Очень полезны на этом этапе разнообразные творческие задания: инсценировки стихов, песен, разыгрывание по ролям.
Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.
Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти. Так же логоритмические приемы содействуют эстетическому воспитанию.
Эффективность моей работы я отслеживаю с помощью педагогического наблюдения, системы фиксации факторов. С этой целью широко использую фотосъемку, видеосъемку, магнитофонные записи.
Анализируя полученный материал, могу сделать вывод, что ребята стали более эмоциональные, приобрели двигательную уверенность, легче двигаются под музыку. Речь стала более выразительной.
Предлагаемая мной методика работы не является оригинальной. Изучением этой темы занимались следующие авторы: Новиковская, Волкова, Картушина, Микляева и др.
Но именно эта методика позволяет в полной мере осуществить комплексный подход к коррекционноразвивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, способствует взаимодействию всех специалистов д/с.
На мой взгляд, данная методика может использоваться как в коррекционной группе, так и в массовых группах д/с, так как статистика свидетельствует о том, что практически в каждой группе около 65% детей нуждаются в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма.
В арсенале воспитателей, музыкальных руководителей и логопедов имеется многообразный материал для развития чувства ритма, необходимо лишь осознать, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма.