Терроризм и безопасность образовательного пространства (план обзорной лекции)

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками, Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Экология


Очередная катастрофа происходит тогда,
когда уже основательно забыты
горькие уроки предыдущей.

Актуальность темы терроризма очевидна,
и необходимость её преподавания в школе
определена учебной программой.

Цель лекции: помочь усвоению системного подхода к рассмотрению проблемы терроризма как антропогенной чрезвычайной ситуации (ЧС), возникающей при воздействии отрицательных экологических факторов окружающей социальной среды, и требующей разработки комплекса мер по предупреждению этих ситуаций или смягчения их последствий.

Лекция рассчитана на двухчасовую беседу в аудитории преподавателей любого направления и может быть положена в основу разработки одноименного спецкурса.

1. Аксиоматика

1.1. Основные термины и понятия (Приложение 1).
1.2. Важность единообразного подхода к терминологии. От теории к практике действия.

2. История ЧС в России и в мире

2.1. Наводнения (включая цунами).
2.2. Землетрясения.
2.3. Прочие события.
2.4. Распределение жертв.
2.5. От позднего средневековья до наших дней. История терроризма в России и в мире.

3. Различие терроризма в Европе и в Азии

3.1. Особый менталитет Востока (буддизм, даосизм и др.).
4.2. Своеобразие Запада (демократия, городская культура, экономика и др.).
3.3. Особый менталитет евреев. Тысячелетний опыт от Вавилона до Холокоста.
3.4. Психологическая основа терроризма в современной России (многолетние социальные стрессы, многоукладность хозяйства, многонациональность, социальные контрасты).
3.5. Цель терроризма в России - нефть и атом.

4. Борьба с терроризмом в современном мире

4.1. Состояние в СССР.

4.1.1. Индивидуальный терроризм - эсеры, Киров, Троцкий и др.
4.1.2. Предупреждение терактов - Минатом, другие. Главная проблема: исключение несанкционированного доступа к опасным объектам.
4.1.3. Система сквозного сбора и анализа информации на всех уровнях. Плюсы и минусы.
4.1.4. Дисциплина - всеобщая и тоталитарная.

4.2. Состояние в Израиле

4.2.1. Школы - свобода и сознательность.
4.2.2. Общественные места, транспорт. Общая бдительность и всеобщая обученность.
4.2.3. На улице. Нет “зевак” в нашем понимании.

4.3. Коллективные (международные) усилия.

4.3.1. Промышленные процессы и объекты.
4.3.2. Транспорт.
4.3.3. Социальные объекты.

5. Состояние проблемы в России

5.1. Результативность (эффективность).
5.2. Перспективы улучшения.
5.3. Специфика мер в школе.

6. Социально-психологические проблемы подготовки населения (молодежи)

6.1. Главное - психологическая устойчивость. Учебная задача - объяснить суть опасности и научить подростков правильным действиям.

6.2. Превентивные меры подготовки учащихся (Приложение 2, Приложение 3).

6.2.1. Формирование психологической подготовленности к любым ЧС.
6.2.2. Обучение практическим антитеррористическим действиям.
6.2.3. Воспитание отдельной личности. Роль психолога.
6.2.4. Воспитание руководителей. Виды всеобщей и сквозной ответственности.
6.2.5. Подготовка инфраструктуры (связь, планы, запоры и др.).
6.2.6. О чем не рекомендуется говорить учащимся во избежание нездорового интереса и (или) лишнего стресса. Не превращать беседу в подобие “ужастика”.

6.3. Помощь во время ЧС.

6.3.1. Поведение заложников. Жертвы терроризма не являются целью терактов.
6.3.2. Поведение руководства. Профессионализм и уверенность в себе и в вышестоящем руководстве.
6.3.3. Поведение посторонних. Главное - не мешать, если надо - уметь помочь.

6.4. Постстрессовая реабилитация и социальная адаптация заложников и свидетелей.

6.5. Система постоянного мониторинга и оценки состояния технологии безопасности общества. Разработка сценариев поведения, принятие предупредительных мер, выявление ошибок и упущений.

7. Заключение

Сегодня необходимы:

7.1. Осознание изменившейся ситуации в стране и в мире - никто больше не застрахован от опасности терроризма.
7.2. Осознание необходимости системных и конкретных действий - всех без исключения должностных лиц (включая педагогов).
7.3. Осознание личной ответственности каждого руководителя - нравственной, административной, уголовной - за проведение превентивных мероприятий по борьбе с терроризмом

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакшт Ф.Б. Экология и филателия. Марки рассказывают о планете. М.: Изд-во Г.А. Смирновой, 2000. 328 с.
2. Буртный К., Сальников П. Терроризм в современном мире// Ориентир: Ежемесячный журнал. Министерство обороны России. № 2, 2002. С. 9-12.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Терра, 1998. Т. 3. С. 169; Т. 4. С. 754.
4. Интернет. Материалы сайтов по теме “Терроризм”.
5. Терроризм в мегаполисе: оценка угроз и защищенности/ ПИР-Центр. Под ред. В.З. Дворника. М.: Права человека, 2002. 112 с.
6. Терроризм и безопасность населения// Энергия: экономика, техника, экология. № 4, 2003. С. 51-53.
7. Терроризм – угроза человечеству в XXI веке: статьи/ Под ред. Р.Б. Рыбакова. М.: Крафт+: ИВ РАН, 2003. 269 с.
8. Пономарев В. Терроризм – угроза обществу. (Методические рекомендации)/ Основы безопасности жизни, 9, 2002..
9. Правила и порядок поведения населения при угрозе и осуществлении террористических актов/ Козлов Н.Ф., Стукалин В.К., Лебедев Н.Ю., Кукуев В.В., Федоркина А. Л. Новосибирск: Сибирский филиал ВНИИ МВД России, 2004. 10 с.
10. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом".
11. Что делать при землетрясении. Памятка населению Красноярского края/ Бакшт Ф.Б., Воронов С.П., Долженко В.М. и др. Красноярск: КНИИГиМС, 2002. 19 с.
12. Электромагнитный терроризм на рубеже тысячелетий / Под. ред. Т.Р. Газизова. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 206.с.