Очередная катастрофа происходит
тогда,
когда уже основательно забыты
горькие уроки предыдущей.
Актуальность темы терроризма
очевидна,
и необходимость её преподавания в школе
определена учебной программой.
Цель лекции: помочь усвоению системного подхода к рассмотрению проблемы терроризма как антропогенной чрезвычайной ситуации (ЧС), возникающей при воздействии отрицательных экологических факторов окружающей социальной среды, и требующей разработки комплекса мер по предупреждению этих ситуаций или смягчения их последствий.
Лекция рассчитана на двухчасовую беседу в аудитории преподавателей любого направления и может быть положена в основу разработки одноименного спецкурса.
1. Аксиоматика
1.1. Основные термины и понятия (Приложение
1).
1.2. Важность единообразного подхода к
терминологии. От теории к практике действия.
2. История ЧС в России и в мире
2.1. Наводнения (включая цунами).
2.2. Землетрясения.
2.3. Прочие события.
2.4. Распределение жертв.
2.5. От позднего средневековья до наших дней.
История терроризма в России и в мире.
3. Различие терроризма в Европе и в Азии
3.1. Особый менталитет Востока (буддизм, даосизм
и др.).
4.2. Своеобразие Запада (демократия, городская
культура, экономика и др.).
3.3. Особый менталитет евреев. Тысячелетний опыт
от Вавилона до Холокоста.
3.4. Психологическая основа терроризма в
современной России (многолетние социальные
стрессы, многоукладность хозяйства,
многонациональность, социальные контрасты).
3.5. Цель терроризма в России - нефть и атом.
4. Борьба с терроризмом в современном мире
4.1. Состояние в СССР.
4.1.1. Индивидуальный терроризм - эсеры, Киров,
Троцкий и др.
4.1.2. Предупреждение терактов - Минатом, другие. Главная
проблема: исключение несанкционированного
доступа к опасным объектам.
4.1.3. Система сквозного сбора и анализа информации
на всех уровнях. Плюсы и минусы.
4.1.4. Дисциплина - всеобщая и тоталитарная.
4.2. Состояние в Израиле
4.2.1. Школы - свобода и сознательность.
4.2.2. Общественные места, транспорт. Общая
бдительность и всеобщая обученность.
4.2.3. На улице. Нет “зевак” в нашем понимании.
4.3. Коллективные (международные) усилия.
4.3.1. Промышленные процессы и объекты.
4.3.2. Транспорт.
4.3.3. Социальные объекты.
5. Состояние проблемы в России
5.1. Результативность (эффективность).
5.2. Перспективы улучшения.
5.3. Специфика мер в школе.
6. Социально-психологические проблемы подготовки населения (молодежи)
6.1. Главное - психологическая устойчивость. Учебная задача - объяснить суть опасности и научить подростков правильным действиям.
6.2. Превентивные меры подготовки учащихся (Приложение 2, Приложение 3).
6.2.1. Формирование психологической
подготовленности к любым ЧС.
6.2.2. Обучение практическим антитеррористическим
действиям.
6.2.3. Воспитание отдельной личности. Роль
психолога.
6.2.4. Воспитание руководителей. Виды всеобщей и
сквозной ответственности.
6.2.5. Подготовка инфраструктуры (связь, планы,
запоры и др.).
6.2.6. О чем не рекомендуется говорить учащимся во
избежание нездорового интереса и (или) лишнего
стресса. Не превращать беседу в подобие
“ужастика”.
6.3. Помощь во время ЧС.
6.3.1. Поведение заложников. Жертвы терроризма не
являются целью терактов.
6.3.2. Поведение руководства. Профессионализм и
уверенность в себе и в вышестоящем руководстве.
6.3.3. Поведение посторонних. Главное - не мешать,
если надо - уметь помочь.
6.4. Постстрессовая реабилитация и социальная адаптация заложников и свидетелей.
6.5. Система постоянного мониторинга и оценки состояния технологии безопасности общества. Разработка сценариев поведения, принятие предупредительных мер, выявление ошибок и упущений.
7. Заключение
Сегодня необходимы:
7.1. Осознание изменившейся ситуации в
стране и в мире - никто больше не застрахован от
опасности терроризма.
7.2. Осознание необходимости системных и конкретных
действий - всех без исключения должностных лиц
(включая педагогов).
7.3. Осознание личной ответственности каждого
руководителя - нравственной, административной,
уголовной - за проведение превентивных
мероприятий по борьбе с терроризмом
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакшт Ф.Б. Экология и филателия. Марки
рассказывают о планете. М.: Изд-во Г.А. Смирновой,
2000. 328 с.
2. Буртный К., Сальников П. Терроризм в современном
мире// Ориентир: Ежемесячный журнал. Министерство
обороны России. № 2, 2002. С. 9-12.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. М.: Терра, 1998. Т. 3. С. 169; Т. 4. С.
754.
4. Интернет. Материалы сайтов по теме
“Терроризм”.
5. Терроризм в мегаполисе: оценка угроз и
защищенности/ ПИР-Центр. Под ред. В.З. Дворника. М.:
Права человека, 2002. 112 с.
6. Терроризм и безопасность населения// Энергия:
экономика, техника, экология. № 4, 2003. С. 51-53.
7. Терроризм – угроза человечеству в XXI веке:
статьи/ Под ред. Р.Б. Рыбакова. М.: Крафт+: ИВ РАН, 2003.
269 с.
8. Пономарев В. Терроризм – угроза обществу.
(Методические рекомендации)/ Основы безопасности
жизни, 9, 2002..
9. Правила и порядок поведения населения при
угрозе и осуществлении террористических актов/
Козлов Н.Ф., Стукалин В.К., Лебедев Н.Ю., Кукуев В.В.,
Федоркина А. Л. Новосибирск: Сибирский филиал
ВНИИ МВД России, 2004. 10 с.
10. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О
борьбе с терроризмом".
11. Что делать при землетрясении. Памятка
населению Красноярского края/ Бакшт Ф.Б., Воронов
С.П., Долженко В.М. и др. Красноярск: КНИИГиМС, 2002. 19
с.
12. Электромагнитный терроризм на рубеже
тысячелетий / Под. ред. Т.Р. Газизова. Томск: Изд-во
ТГУ, 2002. 206.с.