Общеизвестно, что музыкальная деятельность многогранна: она закладывает основы гармоничного развития ребёнка (развивает слух, голос, движения, музыкальные способности, память, внимание, воображение), формирует чувственно-эмоциональную сферу, эстетический вкус, несёт в себе познавательные, воспитательные, коммуникативные функции и т.п.
Аккумулятором её становится праздник. И празднику в детском саду уделяется, как правило, большое внимание. Но, поскольку главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, особенно актуальным на современном этапе стоит вопрос о содержании праздничного действа.
Около пятнадцати лет назад педагогический коллектив нашего детского сада изменил взгляд на праздник. Эта долгая, кропотливая работа, продолжающаяся и по сей день, принесла свои результаты.
Для начала мы избавились от практики рассматривать праздник, как своеобразный отчёт педагогов и детей перед родителями (чему научили и научились). Ведь отрепетированный по строгому сценарию праздник – концерт, в котором дети выступают в роли артистов, ведёт к эмоциональному перенасыщению детей и, как следствие, к усталости, “выдоху”, спаду интереса к этому виду деятельности, даже к раздражительности и нежеланию заниматься. Хотя, конечно же, без определённого подготовительного периода и сценария не обходится ни одно праздничное мероприятие. Вопрос в том, насколько гибким станет сценарий, будет ли в нём место некоторой импровизации, и готовы ли к ней все участники праздника? Важна также актуальность содержания и интерес к нему. А что можем сделать мы, педагоги, в разрешении возникающих противоречий?
Искать ответы на все трудные вопросы нам помогало внедрение и апробирование инновационных программ и технологий, в том числе и по музыкальному воспитанию. Мы изменили подход к форме организации праздников и их содержанию.
Праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как способствовали активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в гостей своего ребёнка – активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника позволила ему стать своеобразным педагогическим тренингом, который создавал доверительные отношения между педагогами и родителями. Но главное, - показывал каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, а родителям при этом раскрывал потенциальные возможности детей, наглядно давал увидеть пути не только использования этого потенциала и его увеличения, но и заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставлял родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.
Заинтересованность родителей в такой форме проведения совместных праздников помогла взглянуть на эту проблему с разных точек зрения. Праздники стали педагогически самоценны. Всю информацию, которую мы хотим донести до родителей, транслируют игровые персонажи праздника и его содержание. Оно, в свою очередь, определяется конкретными задачами, стоящими в этот период перед педагогами и семьёй. Кстати, все роли на празднике, кроме ведущей (воспитатель группы), исполняются родителями, что само по себе явилось интересной формой их самореализации. Мамы, папы, бабушки и дедушки стали едиными участниками педагогического процесса. Именно объединение усилий педагогов и родителей позволило успешно решать воспитательно-образовательные задачи, в том числе по музыкальному развитию детей.
На сегодняшний день педагогический коллектив нашего детского сада работает над внедрением и апробированием “Программы социального развития детей дошкольного возраста” (авторы Коломийченко Л.В., Югова Л.И.) как регионального компонента компилятивной программы ДОУ, разработанной на основе результатов исследований, проводимых на базе экспериментальных площадок дошкольных образовательных учреждений г. Перми и Пермской области. Цель этой программы – своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.
Одним из направлений содержания программы являются разделы “Человек в истории” и “Человек в культуре”, в которых кроме прочих освещаются темы: “Родная страна” и “Русская традиционная культура”. В зависимости от возраста и уровня развития детей, мы создаём условия для формирования первоначальных представлений и понятий об истории возникновения и развития человека на земле, его образе жизни в древности, родословной, семейных праздниках, традициях, об отдельных исторических событиях и великих людях, имеющих к ним отношение; а также о принадлежности каждого человека к определённой национальной культуре и её атрибутах – обрядах, праздниках, народных искусствах и промыслах, играх, о специфике взаимоотношений, норм и правил этикета в различных культурах.
Я предлагаю практический опыт комплексного подхода к внедрению программы средствами Новогоднего праздника (для старшей группы). Особо подчеркну, что музыкальный материал может быть подобран на усмотрение музыкального руководителя, замечу лишь, что я использую в работе, как основу, программу развития музыкальных способностей в дошкольном детстве “Гармония” и программу развития музыкального восприятия у дошкольников на основе синтеза искусств “Синтез” (группа разработчиков под руководством Тарасовой К.В.). Эти программы великолепно сочетаются с содержанием работы по социальному развитию детей дошкольного возраста.
Основные моменты и ход Новогоднего праздника
Дети и воспитатели встречают гостей в группе, демонстрируя этикетные нормы, предлагают раздеться, занимают их до начала праздника. Звучит сигнал сбора (колокольчик), ведущая интересуется готовностью, дети приглашают своих гостей в музыкальный зал.
Перед входом дети и взрослые берутся за руки “цепочкой”, идут в зал под музыку, исполняется общая песня-хоровод “ЁЛОЧКА” (муз. Е.Бекман, сл. Р. Кудашевой).
По окончании хоровода все останавливаются лицом в круг.
Вед:
Вот наш зал украшенный, с ёлочкой наряженной,
И сегодня к нам идёт праздник-сказка Новый год!
1 реб.:
Веселья и смеха настала пора,
И все мы сюда собрались,
И ёлка здесь будет для нас зажжена,
Лишь только ей скажем:
Дети (хором): Зажгись!
2 реб.:
Шары и игрушки, подарки на ней,
Серебряный иней повис,
Пусть ёлка горит миллионом огней,
Давайте ей скажем:
Дети (хором): Зажгись!
Зажигается ёлка, свет в зале гаснет. (Через несколько секунд свет включается).
Ведущая предлагает присесть, полюбоваться нарядной ёлкой, украшенным залом (все рассаживаются; стулья стоят “подковой”: для родителей большие стулья, для детей – детские, но каждый ребёнок сидит рядом с мамой и папой – своими гостями).
Вед.:
Ёлочка, здравствуй, красавица наша.
Год, как не виделись мы,
Кажется, ты ещё ярче и краше,
Стала с прошедшей зимы.
3 реб.:
За окном ложится снег,
Тихий, новогодний.
В зале музыка и смех,
Весело сегодня.
4 реб.:
Приглашает в хоровод
Ёлочка – красавица.
Посмотрите, мы покажем
Что ребятам нравится.
Дети исполняют хоровод – игру “ЧТО НАМ НРАВИТСЯ ЗИМОЙ” (муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой). После исполнения дети рассаживаются. Ведущая говорит о самом главном госте - Дедушке Морозе, все в ожидании его прихода. Звучит музыка, появляется Баба Яга с элементами костюма Снегурочки, детей “не видит”, сама с собой фальшиво напевает: “В лесу родилась ёлка, колючая иголка, сейчас её срублю, Кащею отнесу...”. Замечает ёлку, потирает руки.
Б.Я.: О, ёлка уже нарядная стоит, а что-то Лешего не видать, Змей Горыныч запаздывает. Ох, и повеселимся мы нынче на славу: шарики на ёлке разобьём, огоньки по сугробам разбросаем...
Вед.: (останавливает) Стой-стой, Баба-Яга, о чём это ты говоришь?
Б.Я.: (замечает всех) А я не Баба Яга, я – Снегурочка!
Вед.: Да какая же ты Снегурочка? Песню фальшиво поёшь, дела недобрые задумала...
(Обращается к детям) Верно, ребята? (Ответ детей)
Мы любим ёлку нарядную, с шариками, фонариками, добрыми гостями, с Дедом Морозом, зимними забавами и подарками! А злую нечисть мы на свой праздник не приглашали!
Б.Я.: Ах, так! Ну, устрою я вам праздничек! (Начинает ходить возле ёлки, как бы думая) Что бы придумать?.. О! Отправлю-ка я вас в давнее-давнее время, в Древнюю Русь.
Там Новый год наступал 1 сентября. Без снега, без ёлки, без Деда Мороза! (“Колдует”, звучит любая подходящая музыкальная тема)
Ты, метёлка, помогай, Бабку Ёжку выручай!
Поколдую, пошепчу, сделай всё, как я хочу!
Звучит таинственная музыка “переноса” (рефрен), свет в зале гаснет, занавес перекрывает ёлку, она гаснет, Баба Яга убегает. Затем включается весь свет.
Блок “НОВЫЙ ГОД В ДРЕВНЕЙ РУСИ”
Звучит русская народная мелодия. Выходит “Берёзка” (взрослый), затем появляется “Семья”: мать, отец и несколько детей в русских костюмах (можно с отдельными элементами). У матери в руках корзиночка с атрибутами. Идут к берёзке, начинают диалог.
Мать: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда взошла, когда выросла?
Отец: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда цвела, когда вызрела?
Берёзка:
Я весной взошла, летом выросла, я весной цвела,
летом вызрела.
Вы ко мне пришли - лето проводить, Новый год
встречать, новолетие.
Отец: Украсим нашу берёзку, попросим её, чтоб Новый год был лучше прежнего.
Мать: (доставая из корзинки соответствующий атрибут)
Повешу на берёзку колоски - чтобы в Новом году с хлебом мы были, морковь да репку - чтобы овощи в огороде удались. А ты что попросишь?
Отец: Я повешу на берёзку подкову - чтобы в Новом году нам с лошадкой быть. (Вешает на “берёзку” подкову)
Мать: Детушки наши тоже попросят, пусть их желания исполнятся.
1-й реб: Я хочу быть здоровым и сильным, потому повешу яблочко.
2-й реб: Я повешу ленточку, будет мне новый наряд. Буду с подружками хороводы водить.
3-й реб: А я колокольчик звонкий на берёзку повешу, чтобы Новый год без печали был, радость в дом принёс! (Все отходят назад, любуются “берёзкой”).
Мать: Нарядная стала наша берёзонька. Пора веселье начинать, народ скликать, хороводы водить.
Отец: Пусть поют гусли звончатые, свирели да жалейки, звучат гармоники смоленские да ложки деревенские!
Дети: Добры молодцы, красны девицы, на поляну выходите, свою удаль покажите!
Звучит русская народная мелодия, родители подыгрывают на ложках, трещотках и других шумовых инструментах. Дети исполняют “РУССКУЮ ПЛЯСКУ”. (Р.н.п. “На горе-то калина” в исполнении оркестра русских народных инструментов) По окончании блока появляется Баба Яга с элементом народного костюма (например, кокошник и баска).
Б.Я.: Ну, как вам праздничек? (Хихикает)
Вед.: Замечательно! Спасибо тебе, Баба Яга, за путешествие в давние времена! Мы узнали, как на Руси новолетие встречали. Но мы-то живём в другое время, когда Новый год зимой возле ёлки празднуют.
Б.Я.: Ах, зиму вам подавай! Будет - будет вам зима, вся белая, с метелями!
Звучит вступление, включается зеркальный шар - имитация снега, свет выключается, Баба-Яга убегает. Дети исполняют песню с движением “ЗИМНЯЯ СКАЗКА” (муз.В.Шаинского, сл.М. Танича) С окончанием дети рассаживаются. Звучит музыка “переноса” (рефрен), занавес открывается, включается полный свет, шар выключить. Начинают звучать фанфары.
Вед.: Где мы оказались? Музыка торжественная звучит, ярко горят окна роскошного замка...
Выходит церемонимейстер - распорядитель бала.
Цер.: По указу Его Императорского Величества Новый год считать от января первого дня, ели в домах огнями украшать, повсюду балы новогодние открывать!
Вед.: (к детям) Я поняла! Мы в серебряный век попали! Может, заглянем в замок? (Ответ)
Цер.: На наш бал прибыли новые гости! Объявляю менуэт!
Дети исполняют танец “МЕНУЭТ”. По окончании рассаживаются, в этот момент появляется Баба - Яга с элементом бального наряда.
Б.Я.: Ну, вот вам зима, с новогодним балом! Может, здесь и останетесь?
Вед.: Спасибо, Баба Яга, за возможность побывать на балу в серебряном веке! Но нам пора в наше время вернуться!
Б.Я.: Вот и добирайтесь как хотите! (Убегает)
Ведущая продолжает разговор с детьми, - кто поможет к нашей ёлочке вернуться. Вывод: нужно Деда Мороза найти, к нему за помощью обратиться.
Исполняется “ТИХАЯ ПЕСЕНКА” (муз. Е. Жарковского, сл. М. Лаписовой).
Дети, взявшись за руки “цепочкой”, идут по залу “змейкой” и поют, по окончании песни останавливаются. Ведущая предлагает позвать Деда Мороза.
Ведущая и дети: Дед Мороз, тебя зовём, твоей помощи мы ждём!
Издалека слышен голос Деда Мороза, он входит в зал, здоровается с детьми, они отвечают.
Д.М.:
Иду на праздник к детям, но вдруг в лесу вас
встретил!
Что такое приключилось, часом, вы не заблудились?
Дети рассказывают Деду Морозу о своём путешествии во времени: о том, что побывали в Древней Руси, затем на новогоднем балу в серебряном веке и чему там научились, но вот к ёлке в день сегодняшний они попасть не могут, просят помощи у Деда Мороза.
Д.М.:
Это, дети, не беда, ведь не зря я шёл сюда!
Посохом своим взмахну, к ёлке всех перенесу.
Вы мне помогайте, дружно повторяйте:
Посох, посох, помоги, к нашей ёлочке верни!
Дети дважды проговаривают, звучит музыка “переноса” (рефрен), ёлка начинает сверкать огнями, одновременно свет выключается, через несколько секунд включается полный свет.
Д.М.:
Мы не зря старались с вами,
Ёлка вспыхнула огнями (Начинается музыкальное
вступление)
Дед Мороз вас всех зовёт в новогодний хоровод.
Исполняется хоровод “К НАМ ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД” (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой). После хоровода дети остаются в центре зала.
Вед.:
Но, встречая Новый год, не только водят хоровод.
Нам сегодня радостно, весело с друзьями.
Просим, Дедушка Мороз, поиграй-ка, с нами.
Д.М.:
С удовольствием! Приглашайте в круг гостей,
вместе будет веселей.
Дети приглашают взрослых и заводят общий круг,
Дед Мороз стоит в центре.
Проводятся подвижные игры под музыку с ДЕДОМ МОРОЗОМ.
Д.М.: (с окончанием музыки)
Так мне весело у вас, я ещё игру припас.
Кто право - лево знает, со мною поиграет!
Проводится игра “ДВЕ РУКАВИЧКИ”. Правая рукавичка “бежит” по кругу вправо, левая влево. Которая из них вернётся первой? Рукавицу все передают из рук в руки. После первого проведения Дед Мороз удивляется, что правая рукавица пришла с левой стороны, а левая - с правой. Игра повторяется ещё раз.
Д.М.: (по окончании игр) Так играл, так веселился, что немного притомился!
Вед.: Дедушка Мороз, посиди, отдохни! (Все рассаживаются).
Наши дети для тебя зимние стихи приготовили, вот послушай!
Д.М.: С удовольствием!
Дети читают стихи (3-4 ребёнка). Дед Мороз хвалит каждого ребёнка за что-либо конкретное, например, за выразительное чтение или знание автора стихотворения.
Вед.: Дедушка Мороз, а ты сюрпризы любишь? (Ответ Деда Мороза) Тогда проходи в зрительный зал, присаживайся (Д.М. переходит в общий круг к родителям), закрывай глаза и жди!
Дети: (берут детские музыкальные инструменты, встают перед ёлкой) Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!
Дети исполняют оркестровое произведение. (Русская народная плясовая мелодия)
Ведущая поясняет, что ещё с незапамятных времён до наших дней сохранилась традиция играть на шумовых инструментах (связь с темой Древней Руси). Дед Мороз хвалит детей за умение порадовать задорной музыкой, постепенно перемещается к ёлке. Дети складывают инструменты, рассаживаются.
Д.М.:
Мы играли и плясали, пели и стихи читали.
Праздник завершать пора, ждёт подарки детвора.
Вед.: Дед Мороз, что-то я не видела у тебя никакого мешка.
Д.М.:
А мешок мой не простой, он волшебный, вот какой!
Эй, мешок мой, отзовись, в этом зале появись!
Звучит музыка, в зал вбегает “мешок”, на котором написано “Подарки”, сверху он завязан мишурой. “Мешок” обегает круг, останавливается в центре.
Д.М.:
Вот мешочек, сам явился, ты куда запропастился?
Вправо - влево покружись, всем ребятам покажись! (“Мешок”
приплясывает).
Вот подарочек какой, не простой, большой-большой.
Не скачи ты, погоди, посмотрю я, что внутри!
(Дед Мороз развязывает верх мешка, оттуда вылезает Баба-Яга)
Д.М.: А-а, Баба-Яга! Опять твои проделки? Придётся мне тебя в сосульку превратить.
Ну-ка, посох морозильный...
Б.Я.: Что вы, что вы! Я ведь пошутила, сейчас всё будет!
Баба-Яга убегает, приговаривая: “Сейчас-сейчас, бегу-бегу, несу-несу”, вытаскивает мешок с подарками в центр зала, Дед Мороз открывает его.
Д.М.:
Вот теперь пришла пора вас порадовать, друзья.
Ты, Яга, мне помогай, из мешочка доставай.
Девочки, ко мне идите и подарки получите.
Девочки под музыку подходят к Деду Морозу, он
каждой вручает подарок с новогодним пожеланием.
Д.М.: Мальчики, не отставайте и подарки получайте.
Выходят мальчики, Дед Мороз аналогично вручает подарки, мешок не остаётся пустым. Дети несколько секунд рассматривают подарки. Затем ведущая благодарит Деда Мороза за подарки, за радость, веселье, привлекая этим внимание детей, давая образец. Дети в свою очередь благодарят Деда Мороза.
Б.Я.:
Я детей благодарю, откровенно говорю:
Теперь всегда я доброй буду, и праздник ваш не
позабуду.
Только мне домой пора, до свиданья, детвора!
(Ответ детей, Баба-Яга убегает из зала под музыку)
Д.М.: Что ж, и мне пора в дорогу, встреч сегодня ещё много!
Вед.: К нам на праздник через год Дед Мороз опять придёт.
Дед Мороз, прощается жестом, уходит, дети с гостями-родителями обходят зал, прощаются с ёлочкой, под музыку уходят в группу.