Цели:
- раскрыть единство внутреннего и внешнего в этике поведения по отношению к окружающим;
- приобщить учащихся к нормам воспитанности.
Оборудование:
- грамзаписи с исполнением песен В. Шаинского “Улыбка”; мелодия из к/ф “Буратино”; муз. П. Чайковского;
- стихотворение А. Костицкого “С добрым утром”;
- музыка с исполнением “Танец утят”;
- медальки (для каждого);
- свиток;
- рисунок цветика-семицветика.
ХОД УРОКА
Звучит песня В. Шаинского “Улыбка” (дети подпевают)
– Ребята, сейчас мы слушали песню, подпевали и улыбались. А может ли человек жить без улыбки?
– У каких же людей чаще улыбка на лице?
– Сегодня мы и побываем в мире улыбок. Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда он видит прекрасное, когда он делает хорошее, доброе, когда получает “пятерки” и т.д.)
– Что знает поделиться улыбкою своей? (Поделиться добротой, радостью, помощью, теплом)
– Вспомните случаи из своей жизни, когда вам приходилось улыбаться или смеяться.
– А наблюдали ли вы случай, как мальчик забирал портфель у девочки, она плакала, а другие ребята смеялись?
– Или мальчик или взрослый человек поскользнулся и упал, а девочки смеялись над ним?
– Что же это был за смех, за улыбки? (Это злые невоспитанные люди, если они смеются над несчастьем других людей)
– Нередко грубость, оскорбление, неуважительное отношение людей сопровождаются улыбками и смехом.
– В таких ли улыбках и подобном смехе нуждаемся мы? Конечно же, нет. Запомните: Не допускайте, чтобы друг плакал, а враг смеялся
– Значит, улыбки и смех бывают разными, добрыми и злыми, веселыми и ехидными, от души и от зависти, от хорошего дела и от безделья.
– Ребята, а чему мы учимся в школе? (Читать, писать, считать, рисовать)
– Правильно, учиться надо всему, в том числе улыбке и смеху. Народная мудрость гласит: Мудрым никто не родился, а научился. Сейчас увидим несколько жизненных ситуаций, сценок и проверим, как мы умеем улыбаться.
– Я скажу предложение, а вы глядя друг а друга, мило улыбнетесь: "Каких симпатичных и умных детей я учу!"
– Заметим, что все открыто, душевно вам улыбнулись? А ведь от улыбки станет всем светлей!
– А вот еще задание: выходят мальчик и девочка. Алеша, представь, что ты встретился с Наташей на улице случайно, идя в школу. О чем и как вы будете разговаривать?
Алеша: Добрый день, Наташа!
Наташа: Здравствуй, Алеша!
Алеша: Я очень рад, что встретил тебя!
Наташа: Спасибо, я тоже!
Алеша: Давай я помогу донести твой портфель.
Наташа: А тебе не будет тяжело!
Алеша: Что ты, Наташа!
Наташа: Ты очень любезен, Алеша!
Алеша: Мы же товарищи.
Наташа: Как бы не опоздать в школу
Алеша: Давай руку, успеем.
– Ребята, всем понравился диалог?
– Чем?
–Чему он нас учит? (Быть внимательнее, добрее, любезнее друг к другу)
– А когда вы еще дома улыбаетесь? И кому?
Правильно, если вы встаете утром, посмотрите
родным в глаза, скажите: “Доброе утро! Да еще и
поцелуете, улыбнувшись, то при самой пасмурной
погоде в каждом доме засияет солнечный лучик,
лучик доброты, нежности и день пройдет радостно и
интересно.
Дети читают стихотворение А. Костецкого “С добрым утром”
Встань,
Как только солнце встанет.
И тихонечко к окошку
Руку луч тебе протянет –
Ты подставь скорей ладошку.
Пусть тебя увидит мама
И умытым и обутым.
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи:
– С добрым утром!
А потом
С улыбкой, с песней
Выйди к людям,
К травам, к птицам!
И веселым, интересным
День твой
Должен получиться!
– Простое, обыкновеннее слово: “Здравствуй” Означает: я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты хорошо ко мне относился. Я желаю тебе самого доброго: здоровья, мира, счастья и веселья.
– Ребята, я вижу, что Мальвина успокаивает Буратино, а он нервничает. Попросим их поделиться с нами своими мыслями.
Звучит мелодия из к/ф “Буратино”.
Мальвина: Дети, а вы знаете, как
приветствовать знакомых и незнакомых людей? И
как же быть с почти незнакомыми?
Буратино: Как это – почти незнакомыми?
Мальвина: Встречаетесь в школе с учителями.
Вы знаете, что это учитель, но не знаете, как его
зовут.
Буратино: Со всеми учителями надо
здороваться с улыбкой: со знакомыми, незнакомыми
и почти незнакомыми. Из уважения. Есть такое
правило.
Мальвина: Правильно, Буратино! А если вы
постоянно встречаете на лестнице, в магазине, в
парке одних и тех же людей, незнакомых вам, надо
здороваться?
Буратино: Нет, они ведь незнакомые!
Мальвина: Буратино, ты так решил? А что скажут
ребята? (Если часто встречаешь незнакомых людей,
и они нас запоминают, мы становимся уже не совсем
чужими. Нужно их поприветствовать. И чем больше
ты будешь желать другим людям здоровья, добра и
улыбок тем больше это будет возвращаться к тебе.
– Ребята, а что еще необходимо для проявления доброй улыбки?
– Правильно, хорошее настроение. Что же вызывает хорошее настроение?
Буратино: Ребята, я очень хочу провести с вами игру “Цветик-семицветик” Все вы знаете эту сказку?
– А какое последнее желание было у девочки?
– К кому бы вы хотели проявить свое внимание и заботу? Пусть наш волшебный цветик-семицветик поможет убедиться в силе добра и радости. Начинаем игру со словами: “Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся, сделав круг! Лишь коснешься ты земли – будь по-моему вели!
Под медленную музыку (можно П.Чайковского) дети заполняют свиток: записывают свое желание и заворачивают край листочка, чтобы не было видно сделанной записи, и передают другому. В итоге получается свиток желаний, который читает учитель и Буратино вслух.
– Вот видите, как много доброго вы хотели сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам, учителю. Когда очень хочешь делать добро, оно множится.
– Игра создала всем хорошее настроение? А теперь можно станцевать и спеть.
Дети танцуют “Танец утят”.
– Молодцы! Песня, танец, игра в сопровождении ваших улыбок получились? Вы убедились, что без улыбок на свете не прожить? Будем же чаще улыбаться, делиться добротой и заботой, вниманием с окружающими!
– Что бы вы хотели сказать нам, подводя итоги урока?
– Благодарю всех вас за ваши улыбки, за активное участие в нашем необыкновенном уроке. А на память о нем примите эти медальки. Пусть он вам напоминают, что улыбка – это добро и радость. А цветик-семицветик отправим в страну чудес для продолжения следующих уроков.