Цели:
- Учить записывать слова с помощью букв разрезной азбуки.
- Отрабатывать навыки чтения слов с изученными буквами. Учить составлять рассказ по серии картинок. Обогащать словарный запас.
- Обогащать мышление.
- Воспитывать внимание.
Оборудование:
- Магнитная доска.
- Касса букв.
- Сказочные герои.
- Песня ”Чунга-чанга”.
- Мелодия ”Мелодия моря”
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целе урока.
Под музыку учитель читает стихотворение.
"Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
на раздутых парусах"А.С.Пушкин
– Сегодня, ребята, мы отправляемся в сказочное путешествие вместе с львенком "БаниФацио" к его бабушке. В этом путешествии мы повстречаем новых друзей, вместе с ними вы будите учиться записывать слова из разрезной азбуки, отрабатывать навыки чтения слов с изученными буквами, а так же учиться составлять рассказ по серии картинок.
– Чтобы отплыть, надо дать сигнал.
– Как показать, что отправляется корабль. (Произнести У-У-У)
Упражнение на дыхание
Рука следует за действием диафрагмы, вдох ртом, а выдох носом. Произносим звук у.
III. Повторение. Игра "Полубуковка".
– Итак, мы отправляемся в путешествие. Но, посмотрите, тонут буковки, они просят вашей помощи, если вы им не поможете, то они погибнут.
По одному ученику выходят к доске, называют и выставляют на наборное полотно.
– Давайте прочитаем буквы, которые вы спасли.
Дети читают.
– А как вы думаете, какая буква заблудилась? И почему? (Заблудилась буква к, потому что – согласная)
– Какие звуки она обозначает?
– Как отличить гласный звук от согласного? (Гласный звук произносим голосом без преград, а согласный звук встречает преграду)
– Молодцы! Вы помогли буковкам. Вы настоящие друзья. Мы берем буквы с собой на корабль. Теперь буквы будут не только вашими друзьями, но и БаниФацио тоже с ними подружится.
IV. Составление и чтение слов.
– Вот показалась на пути земля. Кто-то зовет к себе. Да это еще новый друг. (Загадка). Послушайте загадку”
Наши предки,
Ваши предки
на одной качались ветке,
А теперь нас держат в зоопарке,
В клетке.(Обезьяна Ки-ки)
– Она много насобирала бананов. А бананы не простые, из них можно составить слова.
– Лев Бонифаций дает время, чтобы вы поработали самостоятельно и с этими слияниями и буквами составили слова у себя в кассах. Только тогда он разрешит взять обезьянку Ки-ки с собой в путешествие.
Прохожу с обезьянкой и глажу по голове детей.
С П А С И Б О! (После слова спасибо не составляют)
– У многих из вас в кассах получились
интересные слова, а теперь давайте составим их на
магнитной азбуке.
Обезьянка благодарит за помощь. Лев Бонифаций
разрешил взять ее с собой.
V. Физминутка.
VI. Отгадывание ребуса.
А волны все выше,
А волны все круче,
А волны уходят
Под самые тучи.
– Мы вынуждены остановиться. Здесь живут пираты, и мы сможем угодить к ним в плен, если не сумеем отгадать загадку. Но она не словесная, а нарисованная в виде букв или знаков (ребус).
– Составили это слово в кассе букв
с – Раздьяконова Аня;
у – Киселев Саша;
к – Деонтьев Сережа.
– Прочитаем львенку слово. А теперь сказано убрать букву у и поставить букву о.
– Прочитаем слово, (сок) – что такое? Сок – это напиток из мякоти плодов. Мы с Вами из каких плодов можем изготовить сок.
– Ребята, молодцы, вы быстро отгадали ребус, поэтому пиратам ничего не остается, как отпустить и вас и Львенка и обезьянку в путешествие.
VII.Чтение слов.
– Чтобы в пути, не было скучно львенок просит вас ему почитать стр. 53. Прочитайте слова и подумайте, какое слово не подходит к схеме, оно лишнее. И почему?
СУК СОН СЫН САНИ |
КУСОК СЫНОК НОСОК НОС |
Ученики по-очереди выходят к доске, читают и доказывают. (Во всех словах 3 звука, а в этом слове – 4 звука)
– Молодцы! Львенку понравилось как вы читали, а теперь он приглашает вас отдохнуть.
VIII. Физминутка.
IХ. Составление рассказа.
– Наконец, ребята мы приплыли в гости к бабушке. Но она живет не одна. Отгадайте с кем живет бабушка Бонифация?
Этот зверек живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Толькл мышь его боится.
Угадали? Это... (кот)
– А этот кот и бабушка перед вами. Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Какого вы увидели кота? Чем он занимается?
– Как же он напроказничал на этот раз?
– А теперь, что вы можете о нем сказать? (Он котенок, шаловливый, шустрый, игривый)
– Видела ли бабушка, что делает с клубком ниток котенок? (Нет)
– Почему не видела? (Спала)
– Что заставило проснуться бабушку? (Кот заплакал – душно в клубке)
– Чем закончилась эта история?
– Ну, а теперь попробуем составить небольшой рассказ об этой истории.
Х. Итог урока.
– Вот и закончилось наше путешествие. Чему вы учились, путешествуя с Бонифацием?
– Молодцы! Спасибо! Я желаю Вам быть дружными, добрыми.
Литература:
- В.Г.Горецкий "Азбука"
- С.Г.Макеева "Обучение грамоте на основе "Азбуки".
- Т.П.Сальникова "Методика обучения грамоте".
- В.Волина "Русский язык" Учимся играя.