Цели:
- познакомить детей со звуком [Ф’] с его акустическими характеристиками, с его условным обозначением;
- научить прочитывать прямые и обратные слоги; сложить и прочесть слова со слогом ФИ и ФЕ;
- научить читать и составлять слова с помощью кубиков в игре “Чем отличаются слова”;
- укреплять чистоту и четкость произношения речи при помощи скороговорок; развивать фонетический слух;
- учить детей согласовывать существительные с числительными; находить слова-признаки, и согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Оборудование: тетради рабочие, ручки цветные, кубики и таблицы Н.А. Зайцева, плакаты для прочитывания и карточки со слогами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Психогимнастика: “Солнышко”
Дети встаньте в круг и сделаем огромное ласковое солнышко. Солнце посылает нам лучи и приветствует (протягиваю руки к ребенку): “Доброе утро Дима…”
2.
– Послушайте четверостишие:
Ф-Ф-Федя полез за конф-ф-ф-фетой
В буф-ф-ф-фет
Ф-Ф-Факт, что в буф-ф-ф-фете не будет
Конф-ф-ф-фет.
– Какой звук я выделяла голосом? ([Ф’])
– Какие слова вы запомнили со звуком [Ф’]. (Федя, конфета, факт, буфет)
– Сегодня мы поговорим о звуке [Ф’].
3.
– Дима найди на таблице звук [Ф’], а Оля и Маша – найдут кубик с таким же звуком.
– Расскажите, какой он звук [Ф’]. (Согласный, мягкий, глухой).
Как вы это определили? Почему согласный? (При произношении звука мешают зубы и губы)
– Почему мягкий? (Кубик маленького размера и произносится звук маленьким ртом)
– Почему глухой? (Кубик “поет” грустно или печально)
– Сравните с большим кубиком “Ф” (Согласный, твердый, глухой)
– Правильно молодцы!
4.
– Дайте пожалуйста, мяч. И встаньте в круг. Придумайте, слова со звуком [Ф’].
Фигура, фикус, кефир, официант,
Афиша, буфет, конфеты, фейерверк,
Фирма, филин, ферма, шарф…
– Молодцы! Я скажу: один шарф – а ты Дима пять шарфов.
Одна конфета – пять конфет
Одна фигура – пять фигур
Один официант – пять официантов
Один фонарь – пять фонарей
Одна ферма – пять ферм
– Молодцы!
5. Игра “Найди ошибку в словосочетании”.
Большой река (большая река);
Сладкое конфета (сладкая конфета);
Красный роза (красная роза);
Лесные орех (лесной орех);
Сладкая арбуз (сладкий арбуз).
– Правильно!
6. Физкультурная минутка:
– А сейчас мы с вами превратимся в насосы: встаньте парами лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руками держимся за воображаемый насос. Набираем через нос воздух и делаем стремительный, быстрый выдох, произнося [Ф-Ф-Ф]. Повторять 3 – 4 раза.
– Хорошо! А теперь превращаемся в обезьянок и покачаемся на качелях:
Лучшие качели гибкие лианы
Это с колыбели знают обезьяны,
Кто весь век качается. Да, да, да
Тот не огорчается никогда.
7. Артикуляционное упражнение “Отгадай звук!”
– “А – О – У – И – Э – Ы” – назовите одним словом? (Гласные). Молодцы!
8.
– Ёжик и лисенок – наши друзья принесли задания – маленькие плакатики:
- Прочесть слоги. (Плакат 1)
ФЯ
АФЬ
ОФЬ
ФЁ
ФЮ
УФЬ
ЕФЬ
ФЕ
ФИ
ИФЬ
- Подобрать соответствующий слог (Плакат 2)
ФЕ
ФИ
- Какое слово получится, если поменять местами слоги? (Плакат 3)
ФИРМА – ФЕРМА
ФОРМОЧКА – ФОРТОЧКА
БУФЕТ – БУКЕТ
КАФТАН – КАШТАН
ЛИФТ – ЛИСТ
КЕФИР – ЗЕФИР
ФАСОЛЬ – ФАСОН
ФЕЯ – ФЕН
ШАР – ШАРФ
– Молодцы! Хорошо! А теперь каждый выберет для себя одну геометрическую фигуру (в коробке на столе). Разделимся на две команды – у кого треугольники та первая команда, а у кого квадраты те соответственно вторая команда.
Дети делятя на две команды: 1-я команда – “Треугольники”, 2-я команда – “Квадраты”.
9. Игра “Что изменилось?”
Каждая команда напишет кубиками слова:
"Треугольники" |
"Квадраты" |
ФЕЯ – КЕФИР – БУФЕТ – |
ФЕН (разные звуки в конце слова) ЗЕФИР (разные звуки в начале слова) БУКЕТ (разные звуки в середине слова) |
– А теперь посмотрите внимательно и скажите, что изменилось в первых словах, вторых словах и в третьих словах? (В первом слове – разные звуки в конце слова, во втором – разные звуки в начале слова, в третьем – разные звуки в середине слова)
– Молодцы! Хорошо!
10. Подобрать слова-признаки:
"Треугольники" |
"Квадраты" |
ФЕЯ (нежная, ласковая, красивая) КЕФИР (кислый, сладкий, густой) КЕФИР (кислый, сладкий, густой) |
ФЕН (маленький, большой, блестящий) ЗЕФИР (сладкий, овальный, круглый) БУКЕТ (пышный, большой, ароматный, нежный) |
– Молодцы!
11. Самостоятельная работа с тетрадью.
– Откройте страницу 4, риунок № 2. На картинках определите звук [Ф] и[Ф’] и закрасьте соответствующим цветом .
12. Знакомство с новыми пословицами и поговорками.
- Наш Филат не бывает виноват.
- Филипп к печке прилип.
Пояснение пословиц и поговорок.
13. Итог занятия.
– О каком звуке мы говорили сегодня? Изобразите или покажите своими частями тела звук [Ф’]. Как вы мне это покажите.
Дети показывают: основная стойка, руки на поясе.
– Правильно! Вы сегодня занимались прекрасно! Молодцы! Спасибо!