Конспект занятия "По дороге к азбуке" с использованием элементов методики Н.А. Зайцева

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • познакомить детей со звуком [Ф’] с его акустическими характеристиками, с его условным обозначением;
  • научить прочитывать прямые и обратные слоги; сложить и прочесть слова со слогом ФИ и ФЕ;
  • научить читать и составлять слова с помощью кубиков в игре “Чем отличаются слова”;
  • укреплять чистоту и четкость произношения речи при помощи скороговорок; развивать фонетический слух;
  • учить детей согласовывать существительные с числительными; находить слова-признаки, и согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Оборудование: тетради рабочие, ручки цветные, кубики и таблицы Н.А. Зайцева, плакаты для прочитывания и карточки со слогами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Психогимнастика: “Солнышко”

Дети встаньте в круг и сделаем огромное ласковое солнышко. Солнце посылает нам лучи и приветствует (протягиваю руки к ребенку): “Доброе утро Дима…”

2.

– Послушайте четверостишие:

Ф-Ф-Федя полез за конф-ф-ф-фетой
В буф-ф-ф-фет
Ф-Ф-Факт, что в буф-ф-ф-фете не будет
Конф-ф-ф-фет.

– Какой звук я выделяла голосом? ([Ф’])

– Какие слова вы запомнили со звуком [Ф’]. (Федя, конфета, факт, буфет)

– Сегодня мы поговорим о звуке [Ф’].

3.

– Дима найди на таблице звук [Ф’], а Оля и Маша – найдут кубик с таким же звуком.

– Расскажите, какой он звук [Ф’]. (Согласный, мягкий, глухой).

Как вы это определили? Почему согласный? (При произношении звука мешают зубы и губы)

– Почему мягкий? (Кубик маленького размера и произносится звук маленьким ртом)

– Почему глухой? (Кубик “поет” грустно или печально)

– Сравните с большим кубиком “Ф” (Согласный, твердый, глухой)

– Правильно молодцы!

4.

– Дайте пожалуйста, мяч. И встаньте в круг. Придумайте, слова со звуком [Ф’].

Фигура, фикус, кефир, официант,
Афиша, буфет, конфеты, фейерверк,
Фирма, филин, ферма, шарф…

– Молодцы! Я скажу: один шарф – а ты Дима пять шарфов.

Одна конфета – пять конфет
Одна фигура – пять фигур
Один официант – пять официантов
Один фонарь – пять фонарей
Одна ферма – пять ферм

– Молодцы!

5. Игра “Найди ошибку в словосочетании”.

Большой река (большая река);
Сладкое конфета (сладкая конфета);
Красный роза (красная роза);
Лесные орех (лесной орех);
Сладкая арбуз (сладкий арбуз).

– Правильно!

6. Физкультурная минутка:

– А сейчас мы с вами превратимся в насосы: встаньте парами лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руками держимся за воображаемый насос. Набираем через нос воздух и делаем стремительный, быстрый выдох, произнося [Ф-Ф-Ф]. Повторять 3 – 4 раза.

– Хорошо! А теперь превращаемся в обезьянок и покачаемся на качелях:

Лучшие качели гибкие лианы
Это с колыбели знают обезьяны,
Кто весь век качается. Да, да, да
Тот не огорчается никогда.

7. Артикуляционное упражнение “Отгадай звук!”

– “А – О – У – И – Э – Ы” – назовите одним словом? (Гласные). Молодцы!

8.

– Ёжик и лисенок – наши друзья принесли задания – маленькие плакатики:

  • Прочесть слоги. (Плакат 1)

ФЯ
АФЬ
ОФЬ
ФЁ
ФЮ
УФЬ
ЕФЬ
ФЕ
ФИ
ИФЬ

  • Подобрать соответствующий слог (Плакат 2)

ФЕ
ФИ

  • Какое слово получится, если поменять местами слоги? (Плакат 3)

ФИРМА – ФЕРМА
ФОРМОЧКА – ФОРТОЧКА
БУФЕТ – БУКЕТ
КАФТАН – КАШТАН
ЛИФТ – ЛИСТ
КЕФИР – ЗЕФИР
ФАСОЛЬ – ФАСОН
ФЕЯ – ФЕН
ШАР – ШАРФ

– Молодцы! Хорошо! А теперь каждый выберет для себя одну геометрическую фигуру (в коробке на столе). Разделимся на две команды – у кого треугольники та первая команда, а у кого квадраты те соответственно вторая команда.

Дети делятя на две команды: 1-я команда – “Треугольники”, 2-я команда – “Квадраты”.

9. Игра “Что изменилось?”

Каждая команда напишет кубиками слова:

"Треугольники"

"Квадраты"

ФЕЯ –
КЕФИР –
БУФЕТ –
ФЕН (разные звуки в конце слова)
ЗЕФИР (разные звуки в начале слова)
БУКЕТ (разные звуки в середине слова)

– А теперь посмотрите внимательно и скажите, что изменилось в первых словах, вторых словах и в третьих словах? (В первом слове – разные звуки в конце слова, во втором – разные звуки в начале слова, в третьем – разные звуки в середине слова)

– Молодцы! Хорошо!

10. Подобрать слова-признаки:

"Треугольники"

"Квадраты"

ФЕЯ (нежная, ласковая, красивая)
КЕФИР (кислый, сладкий, густой)
КЕФИР (кислый, сладкий, густой)
ФЕН (маленький, большой, блестящий)
ЗЕФИР (сладкий, овальный, круглый)
БУКЕТ (пышный, большой, ароматный, нежный)

– Молодцы!

11. Самостоятельная работа с тетрадью.

– Откройте страницу 4, риунок № 2. На картинках определите звук [Ф] и[Ф’] и закрасьте соответствующим цветом .

12. Знакомство с новыми пословицами и поговорками.

  • Наш Филат не бывает виноват.
  • Филипп к печке прилип.

Пояснение пословиц и поговорок.

13. Итог занятия.

– О каком звуке мы говорили сегодня? Изобразите или покажите своими частями тела звук [Ф’]. Как вы мне это покажите.

Дети показывают: основная стойка, руки на поясе.

– Правильно! Вы сегодня занимались прекрасно! Молодцы! Спасибо!