Использование метода проектной технологии на уроках черчения

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия.
Метод проектов я использую в своей педагогической работе уже в течение нескольких лет при обучении Архитектурно – строительному черчению.
Очевидно, что получить основы профессиональных знаний ученик сможет только тогда, когда ему будет предоставлена возможность свободного творческого развития.
К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • развитие способности к активной практической деятельности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса, о чем свидетельствуют приложенные рефераты и проекты учащихся.
  • проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
  • создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способными учениками.
  • поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта. “Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)”. [2]
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата.
Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается в том, что, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель выступает в роли консультанта).
Считаю необходимым использовать связь предмета с жизнью, а значит проводить профориентацию на уроках.
Темой “Архитектурно-строительные чертежи” я стараюсь подвести итог изучению предмета, показать применение чертежа в жизни человека, познакомить с одной из профессий, в которой человек постоянно чертит.
В школьном курсе черчения на изучение строительных чертежей отводится всего 2 часа. Основное внимание следует уделить только специфике содержания строительных чертежей, видам изображений, их названиям (главный и боковой фасады, план, разрезы, способы нанесения размеров, наиболее употребительные условные обозначения внутреннего оборудования).
После ознакомления учащихся с правилами построения строительного чертежа осуществляется переход к творческому заданию.

Я подобрала несколько вариантов проектов домов, которые отличаются по следующим параметрам:

  • архитектурой фасадов;
  • планировкой комнат (смежные, раздельные);
  • площадью;
  • отоплением (печное, газовое, центральное);
  • количеством входов;
  • назначением помещений;
  • старыми типовыми проектами;
  • новыми, индивидуальными проектами.

Цели:

  • на минимальном количестве проектов познакомить учащихся с различными проектными решениями жилых помещений, а именно;
  • дать понятие, что такое хороший дом, хорошая, удобная планировка;
  • научить читать строительные чертежи, выбирая лучший проект.

Как проводится такая работа?

Класс делится на творческие группы “архитекторов”. Каждая группа знакомится со своим проектом дома. Выясняют преимущества и недостатки данного проекта. На этих уроках на столе учителя лежит справочная литература, где учащиеся могут уточнить незнакомые им обозначения. Затем каждая группа защищает свой проект перед классом. Плакат с планом защиты проекта висит на доске. В конце защиты проектов выбирается лучший. Определяются его преимущества перед другими.
Как интересно ребятам на уроке, как горят их глаза! Сколько нового они открывают для себя! Чертежи оживают. Понятно, зачем нужны “виды”, “разрезы”. Цифры нанесенных размеров “говорят”, “дают информацию”.
Одновременно с появлением интереса к теме появляются и вопросы, касающиеся архитектуры зданий.
Заканчивается урок просмотром фрагментов видеофильма о выдающихся памятниках архитектуры.
В продолжение урока дети получают такое задание домой: используя дополнительную литературу выполнить проект “Дом моей мечты”.
Вместо проекта “Дом моей мечты” учащиеся по желанию могут подготовить сообщения, рефераты по темам, предложенным учителем (осуществляется личностно – ориентированный подход).

Предлагаются следующие темы:

  • “Ландшафтная архитектура”;
  • “Градостроительство”;
  • “История жилищ”;
  • “Существующие теории строительства новых городов”;
  • “Стили архитектуры”;
  • “Архитектура православного храма”;
  • “Архитектура этнографического центра”;
  • “Творческая биография выдающегося архитектора”;
  • “Экология жилища”;

Цели и задачи разработки этих тем:

  • сформировать у учащихся понятия:
    • о видах и стилях архитектуры;
    • о видах градостроительства,
    • об искусстве создания садов, парков в сочетании с архитектурными сооружениями, водоемами, дорогами, площадками, скульптурой и т. д.;
    • об архитектуре объемных сооружений;
  • прививать любовь и бережное отношение к архитектуре в целом и к архитектурным достопримечательностям своего города и республики;
  • воспитывать чувство бережного отношения к экологии своего жилища;
  • воспитывать вкус и понимание хорошей, удобной планировки;
  • учить ориентироваться в современной архитектуре в связи с изменениями требований к жилью.

Перед тем, как приступить к самостоятельной работе над проектом, учитывая сложность первых самостоятельных опытов проектирования, я даю возможность ученикам попрактиковаться в работе над уже существующими проектами архитекторов. При этом учащиеся приобретают вкус творческой работы, “набивают руку”, это сродни процессу копирования картин великих мастеров начинающими художниками. Таким образом, выполнены работы “Церковь Иконы Казанской Божьей Матери г. Нерюнгри”, “Якутский этнографический центр г. Нерюнгри”, проекты жилых коттеджей. Например, при работе над рефератом “Храм – образ космоса” и проектом церкви Иконы Казанской Божьей Матери ученица изучала литературу по архитектуре православных храмов, фотографировала здание церкви, его фасады: передний, боковые, беседовала со служителями храма. В библиотеке взяла видеофильм о строительстве храма, где хорошо видна архитектура здания.
Такую же работу провели учащиеся на подготовительном этапе выполнения проекта урасы и балагана якутского этнографического центра.
При работе над проектом “Дом моей мечты” учащиеся изучили множество специализированной литературы, журналы “Современный дом”, “Приусадебный дом”, “Salon”, “Интерьер” и т. д.
Пройдя этот этап, учащиеся далее могут развивать уже начатую тему, например, поработать над проектом благоустройства площадки Этнографического центра, или малых архитектурных форм вокруг церкви, проявив при этом полную творческую самостоятельность. Пусть эти первые проекты не будут совершенны с точки зрения высокого профессионализма, главное учащиеся поймут, что проектирование – это увлекательное занятие, которое им ещё часто пригодится в простой, повседневной жизни.
При работе над проектом учащиеся могут работать самостоятельно или объединяться в группы.
Так, например я предложила одной из проектных групп выполнить проект: “Реконструкция фасада гимназии”, и “Благоустройство территории гимназии”. Здание гимназии построено по типовому проекту 60 – 70-х годов. Фасад здания имеет совершенно невыразительный вид. Площадка перед входом просто заасфальтирована, имеет вид скучный и неприглядный.
Задача “проектной группы” реконструировать фасад гимназии в соответствии с современными требованиями, а так же создать проект благоустройства территории перед фасадом здания.
Методика работы над проектом включает в себя 4 этапа:

  • планирование работы над проектом;
  • аналитический этап;
  • этап обобщения;
  • этап презентации полученных результатов работы над проектом.

Презентация проектов “Дом моей мечты”.

Первый урок.

Цели:

  • дать понятия:
    • о видах и стилях архитектуры;
    • об архитектуре объемных сооружений;
    • о ландшафтной архитектуре;
    • о градостроительстве;
    • об экологии жилища.
  • познакомить с историей “жилища”;
  • воспитать:
    • чувство любви к архитектуре;
    • чувство любви к отчему дому;
    • чувство бережного отношения к экологии жилища.

Наглядные пособия и ТСО:

  • плакат:

“Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем та земля под небесами,
Где крыша дома твоего”;

  • запись песни на аудиокассете “Отчий дом” в исполнении Ю.Антонова;
  • телевизор, видеомагнитофон;
  • видеокассеты с записью фрагментов по теме “Ландшафтная архитектура”;
  • плакат с планом защиты проекта “Дом моей мечты”.

ХОД УРОКА

Перед началом урока звучит песня “Отчий дом” в исполнении Ю.Антонова.

1. Слово учителя.

Сегодня у нас урок необычный для урока черчения, когда мы изучали правила построения чертежа, чертили чертежи деталей. А так ли уж нужен чертеж? Сегодня мы увидим один из примеров применения чертежа в жизни человека. Мы познакомимся с одной из профессий, в которой человек по роду своей деятельности постоянно чертит.
Творения, которые создаются по этим чертежам, называют “каменной симфонией”, “музыкой в камне”, “застывшей музыкой”, “летописью мира”, “поэзией”.
Вы догадались, как называется человек этой профессии? (Архитектор)
А на Руси как назывался мастер этой профессии? (Зодчий. Палатный мастер)
Архитектура. Архитектор. Привычные слова. Каждый день мы слышим их. Говорим сами. А где родились они? Откуда пришли к нам? (Значение этого слова должен был найти в справочнике ученик…).
В древнегреческом языке существовали два слова: “архи” – старший и “тект” – строить. Из этих слов родилось третье – архитектон – начальник строительных работ. Древние римляне переделали его в “архитектор”, а разные здания, возведенные, по планам архитектора и под его наблюдением, стали называть архитектурой.
В России эти слова появились только при Петре I. Меньше, чем 300 лет назад, а до этого говорили “палатный мастер, каменный или плотничий староста”.
Какими способностями должен обладать человек этой профессии?
Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями.
Как вы понимаете, что такое “архитектура”? (Это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади, улицы, сады и парки)
Различают три основных вида архитектуры:

  • Архитектура объемных сооружений.

Она включает жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы…), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции) и др.

  • Ландшафтная архитектура.

Она, главным образом, связана с организацией садово-паркового пространства. Это городские скверы, бульвары и парки с “малой” архитектурой (беседками, мостиками, фонтанами и лестницами).

  • Градостроительство.

Оно охватывает создание новых городов и поселков и реконструкцию старых городских районов.

По видам архитектуры учащиеся подготовили сообщения.

2. Градостроительство.

План сообщения темы:

  • Формулировка вида архитектуры “Градостроительство”.
  • Виды застройки городов.
  • Композиционный центр городов.
  • Примеры различных форм застройки городов.

Вопросы на закрепление темы "Градостроительство":

  • Назовите вид застройки г. Нерюнгри и п. Серебряный Бор? (с показом карт города и поселка), (радиально-кольцевая, веерная, регулярная планировка, свободная планировка).
  • Что повлияло на возникновение радиально-кольцевой застройки городов? (Крепости, кремли).
  • Что должен содержать идеальный город? (задачи обороны; ремесла, торговли; повседневные удобства горожан).
  • Назовите новые приемы градостроительства? (Органично сочетаются городские застройки и элементы природы, различный уровень комфорта).

В связи с ростом городов, с их распластанностью какие существуют теории строительства новых городов? “Экистика” – обоснование неограниченного роста городов в виде непрерывных линейных городских полос, протянувшихся вдоль транспортных путей по всей территории земного шара.
“Трехмерное” развитие городов путем создания искусственных ярусов над старыми городами, строительства постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или в виде конусов, а также городов над морскими заливами, плавающих в океане и т.д.
С примером решения проблемы городов-гигантов выступит ученик…, его сообщение называется “Город – сад”.

3. Ландшафтная архитектура.

Садово-парковое искусство – искусство создания садов, парков в сочетании с архитектурными сооружениями, водоемами, дорогами, площадками, скульптурой и т. д.
Садово-парковое искусство выработало многообразные композиционные приемы, которые условно можно свести к двум основным принципам: регулярному и пейзажному.
Для первого характерна геометрическая композиция, для второго – живописное размещение композиционных элементов, имитирующее естественный ландшафт.
Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати.

О ландшафтной архитектуре рассказывает ученик.
Для закрепления темы о садово-парковом искусстве просмотр видеокассеты.

Пример регулярного парка: Версальский парк – чистые горизонтальные линии, ровные ковры газонов, гладкие водные зеркала озер, прямые аллеи. Бесчисленные статуи, фонтаны, вазоны, гермы.

Пример пейзажного парка: английский парк – имитируется естественная природа, запутанные тропинки, заросли кустов и деревьев, укромные лужайки. Гуляя по такому парку, вы неожиданно набредаете на ручей с перекинутым через него мостиком, на уютную беседку или вдруг замечаете статую, смутно белеющую сквозь густую зелень.
Такой натуральный парк вы найдете в Павловске под Санкт-Петербургом, в Алупке вокруг Воронцовского дворца.

Французский парк – это парк регулярный, где природа подчинена строгой архитектонике зодчего. Дорожки выровнены, аллеи прямы как стрелы, трава подстрижена, водоемы имеют правильные геометрические очертания, кронам деревьев приданы правильные конусообразные и шарообразные формы.

В Санкт-Петербурге есть дворцовый ансамбль – Петергоф. По видео фрагменту определить, какой здесь принят вид парка? (В первом примереФранцузский регулярный парк, а во втором случаеанглийский).

4. Во многих странах, право на приличное жилище – надежное, теплое, сухое – считается одним из основных прав человека.
Правительства и борцы за права человека провозгласили, что все люди, молодые и старые, богатые и бедные, должны иметь удобные и доступные по цене жилища. А с чего же начиналась история развития дома? Ученице показалось интересным проследить историю развития жилища человека.

5. “Мой дом – моя крепость”, – гласит популярная пословица. В своем доме каждый человек должен быть уверенным в том, что ничто не угрожает его здоровью. Однако для этого надо знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать. Известно, что отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Сообщение об экологии жилища.

6. Будущее нас всегда удивляет, – оно никогда не оказывается точно таким, как мы предполагали. Так что никто на самом деле не знает, какими будут наши жилища в будущем. Все, что нам остается, – это познакомиться с некоторыми последними достижениями науки, техники и архитектуры в строительстве жилого дома.

Перед тем как проектировать дом вы должны были продумать:

  • Каким должен быть дом? (Большой или маленький).
  • Кто будет в нем жить? (Молодые люди или старые).
  • В какой местности будет находиться дом?
  • Подведены ли коммуникационные сети? (Канализация, водопровод, газ, электричество).
  • Какие строительные материалы можно использовать? (Дерево, кирпич, бетон, пластик, стекло, и т. д.).

Второй урок.

План урока:

  1. Ураса (якутское жилище).
  2. Архитектура православного храма
  3. Защита проекта “Дом моей мечты”.

Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся могут приобретать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, миром профессий, с традициями и обычаями народов мира, с достижениями науки; достигается связь теории с практикой.

Завтра перед вчерашними школьниками могут встать обыкновенные житейские задачи: как правильно расставить мебель в квартире? Как спланировать дачный дом и участок вокруг него? Как рационально расставить оборудование на производстве? Вот тут-то и пригодятся им навыки, приобретенные в работе над своими первыми проектами.

А сегодня учащиеся с удовольствием занимаются созданием проектов своих домов, так как они быстро поняли, что реалии жизни изменились. Очень многое зависит от самого человека, от его творческого начала, которое может и должно закладываться в школе. Например, один восьмиклассник предложил сразу два проекта: один дом для бабушки, а другой для себя. Тот, что предназначен для пожилого человека, задуман одноэтажным, а тот, где будет жить молодая семья, многоуровневый, с набором помещений для занятий спортом, развлечений и т.д.

Выбранный метод учебной работы на уроках черчения способствует созданию творческой атмосферы в классе и, как следствие, успешному выступлению учеников гимназии на различных олимпиадах, где они не раз становились призерами.

Список литературы.

  1. Рыбина О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе.
  2. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям.