Задачи:
- дать учащимся конкретное представление о центральном угле;
- добиться усвоения детьми различия между центральным и вписанным углами;
- на основе приобретенных знаний продолжать вырабатывать умение пользоваться транспортиром для измерения углов;
- организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
- осуществлять контроль и самоконтроль.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Проверка готовности урока.
II. Актуализация знаний.
– Чему мы учимся на уроках математики?
– Что является предметом нашего исследования на последних уроках?
– Так что же такое “угол”?
– Как называются элементы угла?
– Какие виды углов вы знаете?
– Какой меркой измеряются углы?
– Назовите градусную меру прямого, тупого, острого, развернутого углов.
– Что вы можете рассказать о смежных углах?
– Какой инструмент вам может помочь определить или построить прямой угол?
– С помощью какого инструмента вы определите или построите другие углы?
– Назовите алгоритм измерения углов с помощью транспортира.
– Покажите, как это сделать?
К доске приглашаются 3 ученика измерить величину угла.
АОВ = 40o;
NOM = 90o;
ЕОД = 70o.
На местах:
АОВ = 45o;
KON= 100o.
Взаимопроверка. Работу учащихся у доски проверяю сама. В случае неверного ответа учащиеся показывают, как они измеряли.
– Внимание – на доску! Чем отличается расположение вершин и сторон углов АОВ, NOM, ЕОД относительно окружностям.
– Какой угол называется вписанным?
– Почему углы NOM и ЕОД нельзя считать вписанными?
На доске и на партах у учащихся:
– Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?
III. Создание проблемной ситуации.
– Внимательно изучите предложенные углы и ответьте на вопрос, являются ли они вписанными? Почему?
– Тогда скажите, что общего в расположении этих углов относительно окружностей? Докажите.
– Какие инструменты помогли вам это сделать?
– Какое название можно, по-вашему, дать этим углам? (Предложения детей)
– На чертежах обведите цветным карандашом дугу, на которую опирается каждый из центральных углов (На доске – цветным мелом)
– А сейчас самое время открыть учебники и прочитать вывод.
– Как называется тема сегодняшнего урока? Запишите ее в тетради.
– Итак, какой угол называется центральным?
IV. Физминутка.
V. Первичное закрепление знаний.
– Выполним задание № 5, с. 34 в тетради.
– Прочитайте, что нужно сделать в этом здании?
- 1 ряд – чертит тупой центральный угол.
- 2 ряд – чертит острый центральный угол.
- 3 ряд – чертит прямой центральный угол.
Взаимоконтроль. Выполнение задания № 6 с. 35
– Найдите на рисунке центральные углы. Выделите цветным карандашом дуги, на которые они опираются.
– Можно ли найти их величину, не выполняя измерений?
VI. Итог урока.
– Какие углы мы будем называть центральными?
– Чему учились на уроке? (Измерять, строить центральные углы)
– Спасибо за работу.
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: № 10, 11 (по желанию – 1 упр.)