“Деятельность — единственный путь к знанию”
Б. Шоу
Уча других — мы учимся сами
(Сенека)
Построение системы обучения всегда начинается с целеполагания, т.е. с вопроса “зачем учить?”. Убеждена, что одной из главных целей обучения детей информатике должно быть их развитие. Под развитием ребенка понимаем его переход от более низкой ступени к более высокой, от более простых способов мышления и действия к более сложным. В данной статье речь пойдет о развитии приемов мыслительной деятельности детей. Как правило, работа с приемами мыслительной деятельности организуется через приемы учебной работы. Особенностью дидактического материала дисциплина “информатика” в начальной школе является то, что имеется возможность включать приемы мыслительной деятельности детей непосредственно при работе с упражнениями и компьютерными программами. Конечно, речь идет о специальных дидактических материалах и программах для начальной школы. Это используемые мною в работе тетради “Информатика в играх и задачах” под руководством А.В. Горячева, а также программно — методический комплекс (ПМК) “Хиты Роботландии”.
В работах известных психологов исследованиям приёмов мыслительной деятельности школьников отведено значительное место. Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская в своих исследованиях указывают: “Мы выделяем в познавательной деятельности в качестве ведущих процессов анализ и синтез. В других мыслительных операциях мы обнаруживаем проявления различных форм анализа и синтеза, которые лежат в их основе”. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что такие приёмы мышления как абстракция и обобщение являются производными от анализа и синтеза.
В полной мере включение приемов анализа и синтеза проявляется при изучении алгоритмов на примере “черных ящиков”. Программная реализация алгоритмов подобного рода имеется в программе “Буквоед” в ПМК “Хиты Роботландии”. Изучение и освоение “Черных ящиков” организую постепенно, начиная со второго класса. Во втором классе знакомлю детей с Волшебниками. В форме игры объясняю, что есть у нас невидимые Волшебники. Они умеют превращать слова или числа, которые мы им скажем. После превращения Волшебник дает нам ответ. По ответам Волшебника нам надо догадаться, что делает Волшебник с нашими словами или числами. В третьем классе мы переходим от понятия Волшебника к понятию “Черный ящик”. Дети с большим увлечением разгадывают работу Волшебников (“Черных ящиков”). И сами сочиняют задачи для решения в классе. Привожу примеры, составленные учениками 2-3 классов
Дети тут же, на уроке, сочиняют и предлагают решить всем свои “Черные ящики”. На следующем занятии можно усложнить задания. При решении заданий подведите их к мысли, что на слово можно посмотреть просто как на набор букв, а на число — как состоящее из отдельных цифр.
Для третьего класса вполне по силам детям алгоритмы “Буквоеда” №1 — №10. Большое число алгоритмов для “Черных ящиков” составляют дети в качестве классного задания или задания на дом. Детям четвертого класса следует рассказать про алфавит “Буквоеда” (там нет буквы ё.), соответствующую нумерацию букв в одном алфавите. После составления и решения задач на доске мы переходим к алгоритмам "Буквоеда" №11 — №20. Надо отметить, что ученики начальной школы обычно очень заинтересованы этим учебным материалом и этим видом деятельности. Они с оживлением и активно решают предложенные “Черные ящики” и с радостью составляют свои, чтобы предложить их товарищам.
Таким образом, тему “Черные ящики” можно использовать также и для увеличения познавательного интереса к предмету, и для более активного включения детей в учебный процесс, и для формирования отношения к компьютеру как к инструменту учебного процесса.
Наблюдая работу над “Черными ящиками” в начальной школе, мы решили подобную учебную деятельность в форме факультатива продолжить для пятых-шестых классов гимназии. В качестве программной поддержки была использована вновь программа “Буквоед”.
Факультатив был рассчитан на 16 учебных часов. Схема каждого занятия составлялась по циклическому правилу:
- Разбор придуманных детьми “Черных ящиков” у доски;
- 2 – 3 алгоритма "Буквоеда";
- Домашнее задание на составление “Черных ящиков”.
Следующее занятие начиналось с принесенных детьми “Черных ящиков”. Отмечу что острота решения задач на доске, как правило, была значительно выше, чем за компьютером. Это можно объяснить тем, что коллективное обсуждение проблемы, общий поиск подходов к задаче, движение мысли играют огромную роль при решении интересной задачи. На этом этапе работы с классом следует отметить важный момент. Задачи, котрые предлагают дети, новы не только для класса, но и для учителя. И вот здесь учитель предъявляет детям свое умение рассуждать логически, выстраивать систему сравнений и предположений. Учитель показывает детям движение творческой мысли, этапы построения гипотезы и ее подтверждения или опровержения. И происходить это должно не в форме “показательного выступления”, а в форме беседы. Внешне это выглядит как рассуждение вслух с собой и с детьми. Приводим несколько примеров придуманных детьми “Черных ящиков”.
Наблюдая за тем, как дети обсуждают подходы к решению задач, учитель получает богатую информацию для размышления. Поиск решения задачи “Черного ящика” включает сложную многоступенчатую систему “анализ — синтез”, “анализ — синтез — анализ”.
Рассмотрим схему мыслительных операций на конкретном примере:
На схеме видно, что в мыслительную деятельность ребенка активно включены и анализ, и синтез, и синтез через анализ. Эти сложные связи в мыслительном процессе осуществляются естественно и активно, поддерживаемые наглядностью задания, кажущейся простотой компонентов задачи, любопытством ребенка, и, как следствие, его стремлением решить задачу.
Турнир черных ящиков
В качестве завершающего этапа в работе факультатива предлагаем провести турнир “черных ящиков”.
Приведем задания к турниру для 5-6 классов:
Задание №1 (10 баллов) Задание №2 (20 баллов)
Задание №3 (25 баллов)
Задание №4. Алгоритм "Буквоеда" № 50 (30 баллов).
Задание №5. Алгоритм "Буквоеда" № 25 (40 баллов).
Используя на практике работу с алгоритмами “Черные ящики” и программой “Буквоед” в 3 – 4 классах начальной школы и в 5-6 классах, мы убедились, насколько детям эта деятельность интересна, и, как следствие, результативна. Процесс решения “Черных ящиков” для них увлекателен, особенно процесс создания своих “Черных ящиков”. С дидактической же точки зрения именно такие задачи и упражнения будят мысль ребёнка, помогают учиться рассуждать, непроизвольно включают приёмы мыслительной деятельности. Сам поиск неведомого алгоритма содержит в себе элемент исследования, активно включает ребенка в процесс обучения.
Литература
- Блонский П.П. “Память и мышление”. Москва, 1935г.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.М.. “Психология условия знаний в школе”.
- Богоявленский Д.Н. “Формирование приемов умственной работы как путь развития мышления и активизации учащихся”. Вопросы психологии, №4, 1965 г
- Кабанова-Меллер Е.Н.. “Психология формирования знаний и навыков у школьников”.
- Маркова А.К.“Формирование мотивации учения”. Москва, Просвещение, 1990 г.
- Менчинская Н.М.“Проблема учения и умственного развития школьника”. Москва, 1989 г
- Рубинштейн С.Л.“О мышлении и путях его исследования”.АПН СССР, М, 1958г.
Москва, издательство АПН РСФСР, 1959 г.
Москва, издательство АПН РСФСР 1962 г.
5. Кабанова-Меллер Е.Н.“Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся”. Москва, 1968 г.