Разработка урока по теме "Политическое развитие России в XVII веке". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели:

обучающая – освоение учащимися новых знаний о процессе централизации государственной власти, системе местного управления, окончательном оформлении крепостного права;

развивающая – овладение умениями и навыками работы с текстом, схемой, таблицей; поиска информации, ее анализа, формулирования выводов; конспектирования, развития моноречи; навыка пользователя ПК;

воспитывающая – формирование познавательного интереса к истории.

Тип урока: урок сообщения новых знаний (с использованием новых информационных технологий).

Форма урока: лекция с элементами беседы, лабораторной работы.

Место урока в теме: первый, основной.

Средства обучения:

- учебник “История России. 7 класс”/ Данилов А. А., Косулина Л. Г. - М., “Просвещение”, 2003.

- Поурочные планы к учебнику Данилова А. А. “История России”/Назаренко М. Н. – Волг., “АСТ”, 2003.

- компьютерное обеспечение презентация (Приложение 1).

Основные понятия:

- волость;

- крепостничество;

- самодержавие;

- абсолютная монархия;

- сословно-представительная монархия;

- стан;

- Боярская дума;

- Земский собор;

- Соборное уложение.

Ход урока:

Структура урока (этапы, время).

Содержание этапов.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Оргмомент.

Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку (рабочего места, внешнего вида), мотивация на учебную деятельность.

Приветствие учителя, демонстрация готовности к уроку.

Этап подготовки учащихся к освоению нового материала.

Дидактическая задача – организовать и целенаправить учебно-познавательную деятельность учащихся.

Вводная беседа (о преемственности изучаемого материала, о задачах, которые предстоит решить на уроке; знакомство с планом изучаемой темы).

Просит открыть презентацию, обращая учащихся к слайдам №№ 1,2. Оглашает тему урока. Говорит о преемственности изучаемого материала, оглашает пункты плана вновь изучаемого материала, на основании этого предлагает сформулировать задачи урока, подытоживая ответы учащихся, дополняя их, формулирует задачи еще раз.

Работая со слайдами №№ 1,2, записывают формулировку темы и плана в тетрадь; анализируя названия пунктов плана, пытаются определить задачи урока.

Этап освоения новых знаний. Дидактическая . задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале, основной идее, понятийном аппарате и т. п., добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации знаний. План рассмотрения нового материала:

1) Первые Романовы: Михаил, Алексей (личностная и политическая характеристика).

2) Внутренняя политика Романовых Государственное  устройство.

3) Местное управление.

4)Система законодательства.  Соборное уложение 1649 г.

Объясняет лекционно-программный материал по 1-му вопросу, иллюстрируя свой рассказ слайдами №№ 3-5

Просит высказать оценочные суждения относительно личных качеств монархов, влияния индивидуальных характеристик на государственную политику.

Организует работу по изучению 2-го вопроса следующим образом: просит ознакомиться с материалом, изложенным в учебнике (пп.2-4, документ в конце параграфа); проанализировать его; ответить на вопросы: ”Что составляло сущность внутренней политики Романовых?”, ”Какие изменения произошли в государственном устройстве России?”

Далее предлагает учащимся высказать свои точки зрения.

Обобщая ответы учащихся, дополняя их,   конкретизируя, делает выводы, обращая учащихся к слайду № 6.

Обращая внимание  учащихся к сл. №№ 6, “отрабатывает” материал по государственному устройству России.

Разбирая 3-й вопрос, просит учащихся на основании изложенного в п. 5 параграфа материала дополнить схему, изображенную на сл. № 9.

Подытоживая ответы учащихся, формулирует проблемные моменты политического развития государства, дополня свой монолог отсутствующим в учебнике материалом о состоянии армии, необходимости ее реформирования.

Знакомит учащихся еще с одной тенденцией социально-экономического и политического развития России – оформлением системы крепостничества.

Предлагает учащимся объединиться в пары с   целью обсуждения вопроса: ”Какие выводы по изученной теме вы можете сделать?”

Выслушивает ответы учащимся. Подводит итоги изучению нового материала.

Слушая рассказ учителя, работая со слайдами №№ 3-5, воспроизводят необходимую информацию в тетрадях, высказывают оценочные суждения, предположения.

Осваивают содержание пп. 2-4, документа; анализируют информацию, осуществляют поиск ответов на заданные вопросы.

Высказывают собственные суждения.

Работая со сл. № 6, соотносят сформулированные там выводы с необходимыми выдержками из текста параграфа и документа (находят подтверждение).

Анализируя схему государственного устройства, делают вывод (при помощи учителя) о централизации гос. власти; вносят данные в таблицу.

Осуществляют в тексте поиск нужной информации. Делают вывод об особенностях существования системы местного управления.

Воспроизводят с экрана компьютера дополнительную информацию  в тетради (сл. № 10).

Работая в парах, обсуждают формулировку ответа на поставленный  вопрос. Выступают. Записывают выводы в тетрадь (сл. № 11).

Этап закрепления материала. Дидактическая задача- установить уровень первичного осмысления нового содержания программного материала.

Работа над понятийным аппаратом урока (сл. № 12).

Работа над вопросами, сформулированными в конце параграфа.

Проводит терминологическую “гимнастику”(игра).

Предлагает дать ответы на вопросы.

Открывают слайд № 12, терминологически “упражняются”(игра).

Отвечают на вопросы, обобщая, систематизируя полученные знания.

Этап оценивания работы учащихся, инструктажа по выполнению д./з.   Поощряет оценками наиболее активных, наиболее успешных учащихся.

Инструктирует учащихся относительно выполнения д./з.

Осмысливают содержание домашнего задания, записывают в дневник (тетрадь).